РАЗРАБОТКИ
|
Использование методики формирования критического мышления в процессе усвоения новых знаний на уроках русского языка.Использование методики формирования критического мышления в процессе усвоения новых знаний на уроках русского языка. Специфика современной ситуации заключается в том, что становление человека должно проходить в условиях внешней свободы. В постиндустриальный ХХI век нужны люди самодостаточные, не пассивно наблюдающие, а активно действующие. Следовательно, задача образования - помочь каждому обучающемуся реализовать своё личностное начало, выработать способность планировать собственную деятельность, осуществлять выбор, самостоятельно добывать знания и принимать решения. Образовательный процесс следует организовать и проводить так, чтобы каждый обучающийся всегда испытывал необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у него возникала постоянная потребность в овладении новыми знаниями, умениями и навыками. Это возможно благодаря инновационным подходам в процессе усвоения новых знаний по русскому языку на основе активно-деятельностного способа. По мнению Г.К.Селевко, при развивающем обучении «он идёт на смену объяснительно-иллюстративному». Поэтому для организации такого обучения, наряду с другими, я использую активные методы, в том числе методы критического мышления. Они направлены на организацию активной познавательной деятельности обучающихся. В данном возрасте она предполагает самостоятельный поиск разрешения проблемы при помощи учителя. Овладение учебным материалом есть следствие такой деятельности. Сравнивая, наблюдая за языковым материалом, ученики выражают своё собственное суждение, формулируют стоящую перед ними проблему и находят пути её разрешения. На уроках русского языка на этапе усвоения новых знаний я использую следующие приемы методики формирования критического мышления:
Приём «Составление пятистиший». Цель: развитие творческого мышления, речи, обогащение словарного запаса Описание приёма: 1. Учитель предлагает:
2. Обсуждение пятистиший в группе, чтение спикером лучших работ. Пример:
Человек
Цель: установить максимальное количество признаков изучаемого понятия Описание приёма: Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом равнозначных признаков. Целесообразно выполнять данную работу на листе ватмана для более эффективного использования пространства кабинета.
Пример:
Изменяется по числам, часть речи родам и падежам Приём «Сбор ассоциаций» Цель: подготовка обучающихся к выполнению последующей работы Описание приёма: Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы, предлагает ученикам за определённое время написать как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники писали все, приходящие на ум ассоциации.
Пример:
Меч
Цель: развитие умения сравнивать и обобщать Описание приёма: Учитель группам даёт задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – на месте их пересечения.
Задание: сравнить родительный и дательный падежи. Примерный результат работы:
Приём «Куб познания» Цель: стимуляция творческой мыслительной активности обучающихся, пробуждение интереса к изучаемой теме. Описание приёма: Учителем определяются названия граней куба в зависимости от цели и задач урока. Каждая грань предполагает ряд упражнений и заданий, которые характеризуют предмет или понятие по ряду каких-либо признаков, свойств, функций или систематизируют имеющиеся знания у детей. Использование методов критического мышления в процессе усвоения новых знаний на уроках русского языка позволяет создать такую обучающую среду, когда ученик проявляет свои индивидуальные особенности. При этом ребёнку необходимо, постоянно проявляя активность, действуя в условиях выбора, преодолевая возникшие затруднения, формировать в себе произвольность, являющуюся составной частью любого личностного качества. Такой подход к обучению заставляет действовать учителя по-новому. Взаимодействуя с каждым или группой учеников, учитель приобретает иные позитивные представления о каждом из них, что влияет на его стиль взаимоотношений. В результате наблюдается переход от авторитарной педагогики к гуманной демократической. Ученик получает возможность взглянуть на самого себя «изнутри» и «извне», сравнить себя с другими учениками, оценить себя, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера. Он учится управлять своими мыслями, разумно пользоваться речью, у него развивается способность быстрого принятия решений. Таким образом, использование методов критического мышления в процессе усвоения новых знаний на уроках русского языка создаёт оптимальные условия для максимального развития индивидуальности каждого ребёнка и приводит к возможности сделать обучение развивающим, что соответствует современным требованиям образования и общества в целом. Применение этих методов критического мышления способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, пробуждает интерес к изучаемой теме. У школьников развиваются коммуникативные способности, культура общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения. И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены