РАЗРАБОТКИ
|
Элективный курс "История развития уголовного права зарубежных стран и России"Элективный курс "История развития уголовного права зарубежных стран и России" для учащихся 10 класса.
Автор: Гадеева Л.Г.
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №5 п. Печенга Пояснительная записка к программе. Курс «История развития уголовного права зарубежных стран и России» частично построен на материале всеобщей истории и истории России, поскольку оба этих курса изучаются на протяжении средней и старшей школы. В курсе всеобщей истории и истории России многие нормативно-правовые документы лишь упомянуты, в лучшем случае рассматриваются отдельные фрагменты, например, виды наказаний за ту или иную провинность или преступление. Изучение курса как самостоятельной дисциплины в рамках элективного курса создаст условия для формирования у обучающихся устойчивого и познавательного интереса. Говоря о типе курса его можно отнести к углубленному, предметному и межпредметному, так как он расширяет знания предметов, входящих в базисный учебный план (истории и обществознания) и интегрирует знания учащихся по истории и праву. Используя еще один подход к типологии, можно отметить, что курс является обобщающее- аналитическим т.к. знания опираются на другие предметы и помогают ученику занять рефлексивную позицию, обнаружить уже известное и обобщить. Курс не связан жестко с историей отдельных стран, он призван дать учащимся достаточно широкую панораму из истории разных стран, эпох и народов. Вместе с тем, основные требования систематичности и учет принципа историзма - необходимое условие изучения курса. Курс рассчитан на 17 часов и делится на 4 образовательных модуля. Цели и задачи курса: Политика, государство, право, законодательство являются объектами исследования различных гуманитарных наук. Причем каждая наука, находящаяся в системе междисциплинарных связей, отличается специфическим подходом к этим общим объектам, имеет свой особый предмет. В системе юридических наук история правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной. Однако обучающиеся подходят к выбору своей будущей специальности не с точки зрения своей психологической готовности, а с точки зрения престижности образования. В силу этого изучение истории правовых учений становится для будущих студентов неинтересным и бесперспективным делом, приводя к разочарованиям. Данный курс предполагает:
Задачи курса можно сформулировать так:
Основные формы занятий на элективном курсе: практикумы, поиск информации по имеющимся источникам, дискуссия, работа в группах, устные сообщения учащихся, проведение исследования. По итогам занятий на элективных курсах не предполагается итоговая аттестация однако, учащиеся представляют проект или эссе. Требования к эссе: Одним из возможных способов проверки знаний и умений может служить письменная работа публицистического характера, которой и является эссе. Цель эссе -выявить умения учащихся самостоятельно в письменной форме высказать мнение ( основанное на тех или иных источниках или литературе) по определенному законченному вопросу. В ходе написания эссе ученик должен продемонстрировать необходимые знания и умения:
Эссе позволяет учителю оценить:
Ученики сами выбирают объект изучения, вид отчетной работы и литературу. В процессе работы по изучению данного курса учащиеся могут овладеть:
Учебно-тематический план.
1. Введение. 1 Лекция. Уголовное право Древнего мира -2 часа 2. Особенности Уголовного права древности. 1 Лекция с элементами беседы. Актуализация уже имеющихся знаний 3. Законодательные памятники древних народов. 1 Поиск информации по имеющимся источникам. Уголовное право Средневековья – 3 часа 4 Особенности уголовного права Средневековья. 1 Лекция с элементами беседы. 5. Древнерусское право (9-12вв) 1 «Мозговой штурм» 6. Правовая система русского централизованного государства (14-16 вв). Уголовно-правовые нормы средневековья по «Каролине». 1 Работа с историческими источниками по заданной схеме. Уголовное право Нового времени -4 часа 7 Особенности уголовное право Нового времени. 1 Лекция с элементами беседы. 8 Сословно-представительная монархия в России: Уложение 1649г 1 Работа в группах. 9. Кодекс Франции 1810 г. 1 Поиск информации по имеющимся источникам. 10. Уголовное право России в период разложения крепостного строя и роста капиталистических отношений.(19 в) 1 Практикум. Уголовное право Новейшего времени – 6 часов 11. Основные принципы уголовного права. 1 Лекция с элементами беседы. 12. Уголовное уложение России 1903 г. Уголовное законодательство Временного правительства 1 Анализ текстов. 13,14,15 Уголовное право в Советский период. 3 Беседа. Урок актуализации знаний. Практическая работа. 16. Уголовное право в период экономических реформ. 1 Лекция. Заключение 1 час 17. История развития уголовного права зарубежных стран и России. 1 Урок защиты проектов, представление эссе. Содержание программы «История развития уголовного права зарубежных стран и России». Предлагаемые тематические блоки представлены не по страноведческому принципу, а формационному. Поскольку развитие права тесно связано с развитием государства и зависит от экономического базиса, то и периодизация истории права соответствует основным общественно-экономическим формациям (кроме первобытнообщинного строя). Введение: История уголовного права как отрасль науки. Периодизация Уголовного права. Понятие уголовного права, его происхождение. Раздел 1: Уголовное право древнего мира. Характерные черты уголовного права Древнего мира. Обычай кровной мести и его роль в возникновении первых уголовно-правовых запретах. Уголовно-репрессивный характер права. Законодательные памятники древних народов: «Законы Хаммурапи», «Законы Ману», законы Дракона, «Законы 12 таблиц». Направленность уголовного права древних государств. Раздел 2: Уголовное право Средневековья. Особенности права Средневековья: сходства и отличия от права древности. Варварские правды (салическая, бургундская): время возникновения, структура, виды преступления и наказаний. «Русская правда» как памятник права Киевской Руси. Преступление и наказание по «Русской правде». Судопроизводство. Судебники 1487 и 1550 гг: преступление и наказание. Формирование системы судебного розыска. Уголовно – судебное уложение Священной Риской империи по «Каролине». Раздел 3: Уголовное право Нового времени. Характеристика уголовного права Нового времени. Просветительско –гуманистические направления Монтескье и Вольтера в уголовном праве Нового времени. Соборное Уложение 1649 г: источники и структура. Уголовное право, следствие и судопроизводство по Уложению. Кодекс Наполеона 1810 г: структура кодекса, категории преступлений по кодексу, выделение частных и публичных преступлений. Виды наказаний. Кодекс как образец создания уголовно-правовых систем европейских стран. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.: основные понятия и институты уголовного права, категории преступлений, система наказаний. Судебная реформа 1864 г.: изменения в судебном праве, презумпция невиновности. Раздел 4: Уголовное право Новейшего времени. Особенности уголовного права Новейшего времени для стран Европы. Основные принципы его формирования. Вычленение общей и особенной части Уголовного права. Уголовное Уложение 1903 г.: характер и техника его нормативных установлений. Уголовное законодательство Временного правительства, его особенности в период общественно-политических изменений. Уголовное право в советский период: классовый характер уголовного законодательства, преемственность с дореволюционным законодательством. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.: как самый короткий уголовный кодекс во всей мировой истории. Уголовное законодательство 1927-1941 гг: репрессивный характер уголовного законодательства, обратная сила закона, использование аналогии уголовного права, суровый характер санкций, ужесточение наказаний. Законодательство 1941-1958 гг : особенности законодательства в условиях военного времени и послевоенный периоды. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.: особенности и гуманизация уголовного законодательства. Уголовное право в период экономических реформ: рассмотрение проектов нового кодифицированного уголовного законодательства. Приоритетные направления УК РФ: защита прав и свобод человека. Переход от карательного правосудия к реституционному. Заключение: защита проектов, представление эссе. Источники и литература курса. Одним из самых сложных вопросов данного курса является вопрос, связанный с учебно-методическим комплектом. Данный курс не обеспечен специальными учебниками, хрестоматиями или дидактическими материалами. Поэтому основным источником, на который приходится опираться учителю, – это интернет ресурсы. Источники.
Литература.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Игры для развития мелкой моторики Боевая готовность: как ребенку быстро адаптироваться к учебному процессу Как подготовить ребёнка к школе? Факторы риска возникновения осложнений и трудностей в поведении и развитии личности ребёнка "Диалог поколений" - как понять детей, представляющих другие поколения |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены