РАЗРАБОТКИ
|
Формирование ключевых компетенций школьников по физике, развитие познавательной активности посредством использования современных технологийФормирование ключевых компетенций школьников по физике, развитие познавательной активности посредством использования современных технологий в учебном процессе.
Балашова Наталья Александровна
учитель физики МБОУ " ООШ №4", г.Троицк, Россия, E-mail: balachon@mail.ru Проблема развития познавательной активности учащихся не нова, но по–прежнему актуальна. Мы привыкли к таким обыденным вещам, как вода, льющаяся из крана, или снег у нас под ногами. А ведь окончившие школу, изучали элементарные понятия, но применить их к объяснению мира, в котором мы живем, не могут. Понимание процессов, происходящих в природе, является залогом бережного отношения к ее богатствам. Человек вправе изменять что-либо в природе только в том случае, когда он может предвидеть, к чему это изменение приведет. Поэтому я считаю, что вариантом для решения проблемы формирования интереса к знаниям - достижение эффекта сопереживания, эмоционального возбуждения. Темой научно-методической работы над которой мы работаем является «Формирование ключевых компетенций учащихся». Образовательное пространство школы, объединенное в интегративно-целостную систему, будет способствовать формированию социально адаптивной саморазвивающейся личности, освоившей в необходимом объеме социальный опыт поколения и социально-мотивированной на участие в творческой, преобразующей деятельности, направленной на самореализацию в процессе создания материальных и духовных ценностей, на воспроизводство культуры общества. Основным средством решения этой задачи является формирование и развитие ценностных качеств личности, через создания личной картины мира, добра и взаимопонимания. Единое образовательное пространство позволяет более эффективно формировать четыре основных компонента мировоззрения учащихся:
Учащийся является интегративно-целостной системой, то есть формируется как личность, проявляя себя в социуме. Для преподавателя физики, стало главным формирование действенно-практического аспекта развития личности, который является составляющим в модели выпускника школы. В работе по развитию действенно-практической сферы учащихся мы стараемся обеспечить:
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией - заканчивается, чтобы затем все началось сначала. Технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). В разработках по технологическому конструированию учебного процесса этот подход обычно схематизируется следующим образом: Схема 1. Схема учебного процесса
Однако и в такой общей схеме можно проследить особенность присущую, именно технологическому подходу: направленность на достижение заведомо поставленной цели и, на этой основе, коррекция учебного процесса, оперативная обратная связь. Известно, что усвоение учащимися знаний происходит только в результате их собственной учебно-познавательной деятельности. Познавательная активность как педагогическое явление – двусторонний взаимосвязанный процесс. С одной стороны, это форма самоорганизации ученика, с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной активности школьника. Учителю нужно работать и с тем учеником, который пассивно принимает знания, и с таким, который «включается» в учебный процесс время от времени в зависимости от учебной ситуации, те, кто постоянно активен на уроке. Существуют объективные показатели уровня учебного познания учащихся. К ним относят стабильность прилежания, осознанность учения, творческие проявления, поведения в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач. Таблица 1 Виды учебного познания и структурные элементы содержания знаний по физике
Это побудило использовать на практике используемые активные методы и средства обучения. При этом мы опиралась на опыт коллег, так и на новейшие разработки нетрадиционных методов преподавания. Все приемы познавательной деятельности были неоднократно апробированы на практике. Они положительно влияют, как на кратковременный, так и на устойчивый интерес к изучаемому предмету. При этом основное внимание уделяется первой ступени изучения физики – в 7-8-х классах. Целенаправленная работа по формированию стойкого интереса к предмету, применения активных форм обучения на первой ступени приносит плоды и в старших классах: ученики не боятся сложного предмета, с интересом осваивают новые формы, приемы обучения. Функциональные механизмы построения рабочей образовательной программы по физике учащихся основной школы Таблица 2 Структурные компоненты Содержание структурных компонентов
1. Мотивационно-целевая функция управления учебно-познавательной деятельностью учащихся Концептуальный (пояснительная записка)
2. Мобилизационная функция управления учебно-познавательной деятельностью учащихся Концептуальный (пояснительная записка) (продолжение)
3. Планово-прогностическая функция управления учебно-познавательной деятельностью учащихся Учебно-тематический план ▪ Описывает основное содержание образовательной программы в формализованном и редуцированном виде, а также количество часов, отводимых на их изучение, указывает на предпочтительные формы получения конкретной образовательной информации, организационные формы учебных занятий Окончание табл. 8 4. Информационно-аналитическая функция управления учебно-познавательной деятельностью учащихся Краткое содержание обучения
5. Организационно-исполнительская функция управления учебно-познавательной деятельностью учащихся
6. Контрольно-диагностическая функция управления учебно-познавательной деятельностью учащихся Контрольно-измерительные материалы
7. Регулятивно-коррекционная функция управления учебно-познавательной деятельностью учащихся Формы для анализа деятельности
Функциональные механизмы позволяют управлять учебно-познавательной деятельностью, формированием и развитием личности. На практике используются три группы форм учебной деятельности: 1) урок, 2) бригадно-лабораторный метод, 3) метод проектов, а также формы воспитания: индивидуальная, воспитание в коллективе и воспитание через коллектив; формы организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная. В разных формах обучения могут применяться разные методы, в свою очередь каждый метод может применяться в разных формах. Литература:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены