РАЗРАБОТКИ
|
Развитие различных видов памяти на урокахРазвитие различных видов памяти на уроках Экологические, социальные, психологические напряжения современного мира в число одной из самых острых проблем выдвигают проблему экологии детства. Предметом тревоги стало ухудшение физического, психического, нравственного здоровья детей, отмечающееся в последние десятилетия. По данным исследований, количество детей, испытывающих значительные трудности в адаптации к школьным требованиям достигает 20-30%, 28 % детей имеют хронические заболевания, 45 %- функциональные отклонения в физическом и нервно- психическом здоровье. Особенное внимание в таких случаях следует уделить памяти, по словам И.М. Сеченова – «это краеугольный камень психического развития ребенка». Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Благодаря памяти, человек может фиксировать и обогащать прошлый опыт, приобретать новые знания. Память – генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, природная пластичность нервно –мозговой ткани («мнема»). Природная память созревает в дошкольном возрасте и в дальнейшем может уже не развиваться. Однако Природа умна и экономна. Каждый человек, какими бы слабыми возможностями он не обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации. Из чего может состоять развитая культурная память? Любой материал можно разделить на части, группы. Этот прием называется группировкой. Например, в любой статье можно выделить вступление, основную часть, заключение. Кроме того, материал можно разделить на определенные, четко обозначенные части –классы. Этот прием называется классификацией. В этом случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей или классов был разделен необходимый для запоминания материал. В процессе обучения совершенно необходимо запоминать очень точно (определения, формулы).для того, чтобы при воспроизведении избегать ошибок, можно пользоваться приемом аналогии, когда устанавливается сходство, подобие в определенных отношениях предметов, явлений, в целом различных. В ряде случаев материал легче запомнить, изобразив его в виде схемы. Этот прием называют схематизацией. Разрозненную информацию удобнее запомнить, объединив их, придумывая какие –либо связки, добавляя к запоминаемому что –то от себя. Этот прием называется достраиванием материала. Следующий прием – структурирование , т.е. установление взаимного расположения частей, составляющих целое. Перекодировка - это прием вербализации или проговаривания, представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семантических, фонематических и других признаков. Иногда для запоминания используют прием серийной организации материала – установлении или построении различных последовательностей: распределение по объему, по времени , упорядочивание в пространстве и т.д. Еще одним приемом является повторение – сознательно – контролируемые и неконтролируемые процессы циркуляции информации. Рассмотрим особенности памяти детей 7-8 лет. В этом возрасте ребенок всячески демонстрирует свою изобретательность, свое мнение. Именно в этот период он начинает осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память младшего школьника такова, что он может запоминать произвольно и непроизвольно, может заучивать материал, но может и применять какой –либо способ для запоминания информации. Но для ребенка 7-8 лет гораздо легче заучить, вызубрить, нежели осмыслить, поэтому используют ряд приемов, развивающих различные виды памяти. 1. Приемы, развивающие зрительную память.
2. Приемы, развивающие двигательную память.
3. Приемы, развивающие слуховую память.
Использование разнообразных приемов и методик на уроках позволяют развить различные виды памяти. И.М. Сеченов сравнивал память зрелого человека с хорошо организованной библиотекой, где все книги стоят на своих полках. Детскую память он сравнивал с плохим книжным складом, где так трудно найти нужную книгу. Эта аналогия дает представление, насколько необходима длительная и кропотливая работа по формированию мнемических процессов у детей.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены