РАЗРАБОТКИ
|
Психологическое здоровье и детско-взрослая общность в школе.Т.К. Очередько
МБОУ « Новониколаевская средняя общеобразовательная школа № 2.» п.г.т. Новониколаевский, Волгоградская область, Новониколаевский район.
Психологическое здоровье и детско-взрослая общность в школе. Важнейшей социальной задачей цивилизованного общества является укрепление здоровья и обеспечение гармоничного развития подрастающего поколения. Здоровье детей – одна из основных ценностей образования на современном этапе. Состояние психического здоровья детей – важнейшая составная часть их общего здоровья. Психическое здоровье, согласно Всемирной организации здравоохранения, определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия.» А. В. Петровским и М. Г. Ярошевским предложено следующее определение: «…психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.» [8]. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребёнка на всех возрастных этапах. На мой взгляд, психическое здоровье является фундаментом, основой для здоровья психологического. Родиться можно здоровым только психически, а психологическое здоровье только приобретается или не приобретается в течение жизни, оно является результатом воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, стихийной социализации ребёнка. При этом нельзя быть психологически здоровым человеком, не будучи здоровым психически. Психологическое здоровье осознанно и целенаправленно «выращивается самим человеком, для этого он прилагает определённые усилия, приобщается к накопленному человечеством опыту, к культуре. Здоровье определяется образом жизни. Здоровый образ жизни включает:
В ходе диагностики я выделила наиболее значимые факторы, влияющие на здоровье человека:
Формирование основ здорового образа жизни необходимо начинать с раннего детства. Организуя психологическое воспитание, помните:
Основа счастья и психологического здоровья – Вера, Надежда, Любовь. Важно, чтобы в процессе воспитания ребёнок усвоил этические нормы отношений между людьми. Для этого надо развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, учить дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи. Ребёнок учится понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе, контролировать своё поведение, сознательно им управлять, быть смелым и уверенным в себе в различных жизненных ситуациях. Эмоции интереса и радости тесным образом связаны с психологическим здоровьем ребёнка. Психологический успех невозможен, если ребёнок активно не переживает эти эмоции. Именно интерес побуждает ребёнка к исследованию окружающего мира. Интерес тесно связан с эмоцией радости. Чувство личной ответственности, любознательность, приятные и успешные действия – всё это вызывает м стимулирует интерес у ребёнка. Как развивать интерес у ребёнка:
Дети, переживающие радость, имеют больше возможностей узнать и оценить окружающий мир. Радость – нечто большее, Нежели положительная установка на себя и на мир. Радость всегда сопровождается чувством энергетического подъёма. Радостный ребёнок имеет больше оснований чувствовать себя свободным, чем тревожный и угрюмый. На развитие личности младшего школьника имеет смысл посмотреть в свете формирования у него внутренней позиции, результатом действия которой является его произвольное поведение – стратегическая цель всего психического развития в этом возрасте. Под влиянием нового образа жизни, формирующего новую социальную ситуацию развития младшего школьника, произвольность в поведении и деятельности ребёнка проделывает значительный путь в своём развитии. В младшем школьном возрасте ведущим фактором психологического здоровья является учебная деятельность, отчасти труд в семье, если у ребёнка есть определённые обязанности. Для развития психологического здоровья важно: 1. Умение ребёнка не только руководствоваться целями, которые ставит перед ним взрослый, но и умение самостоятельно ставить такого родацели и в соответствии с ними самостоятельно организовывать и контролировать своё поведение и умственную деятельность. Психологическое воспитание заключается в том, чтобы систематически учить детей ставить цели своей деятельности, настойчиво добиваться их достижения, т.е. учить их самостоятельности. Одним из возможных средств развития самостоятельности могут стать самостоятельно выполняемые детьми структурированные задания. Таковыми являются задания типа «Нарисуй то, не знаю что» или «Напиши письмо на несуществующем языке». Суть подобных заданий состоит в создании условий для максимального проявления ребёнком своих индивидуальных творческих возможностей. 2. Отношения между школьниками. Именно в этот период возникают коллективные связи, формируется общественное мнение, взаимная оценка, требовательность. На этой основе начинает формироваться и определяться направленность, появляются новые нравственные чувства, усваиваются нравственные требования. В этом возрасте отмечается сильная текучесть взаимоотношений между детьми, в основе чего лежит стремление ребёнка найти для себя наиболее близкого товарища и друга. К десятому году жизни у детей развивается чувство взрослости:
Показателем возникновения чувства взрослости можно считать:
Наряду с чувством взрослости мы можем встречаться с проявлением так называемой тенденции к взрослости, т.е. стремление казаться и считаться взрослым. Она может возникать в ответ на непризнание взрослыми или сверстниками претензий ребёнка на взрослость. Нередко это выражается в проявлении ребёнком дурных привычек( курение, игра в карты, потребление алкоголя, жаргон, способы развлечений, мелкие хулиганства) , т.е. совершения поступков, которые, по его мнению, ставят его на одну плоскость со взрослыми. Психологи считают, что появление чувства взрослости является важным психологическим новообразованием этого периода и по его появлению можно судить о начале нового этапа личностного развития ребёнка. Результат личностного развития в младшем школьном возрасте – формирование внутренней позиции ребёнка – источник развития произвольного поведения и чувства взрослости – отражение определённого места, которое ребёнок занимает в социуме. Виды позиции по Э. Берну: 1. «Я» - «хороший», «Ты» - «хороший».
2. «Я» - «хороший», «Ты» - «плохой».
3. «Я» - «плохой», а «Ты» - «хороший».
4. «Я» - «плохой» и «Ты» - «плохой».
На основе анализа психологической литературы выделены основные составляющие , которые характеризуют психологическое здоровье личности и в каждом возрастном периоде имеют свои конкретные характеристики. К ним относятся:
Использованная литература.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены