РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогические мастерские как средство формирования индивидуальных творческих способностей и толерантности обучающихся

Педагогические мастерские как средство формирования индивидуальных творческих способностей и толерантности обучающихся

Автор работы:
Макаренко Оксана Васильевна
Занимаемая должность:
учитель начальных классов
Место выполнения работы:
МОУ «Лицей № 107 г. Саратова»
Саратов 2012

План

1.Введение
2.Основная часть
2.1 педагогическая мастерская, как форма обучения
2.2 педагогическая мастерская, как творческий метод реализации философии образования.
3. Практическая значимость
4.Заключение
5.Список литературы
6. Приложение

Введение


Далеко не каждая школа является экспериментальной площадкой, где весь коллектив вовлечен в единый педагогический эксперимент, предполагающий управляемое развитие. Наша школа также не является такой единой экспериментальной площадкой. Когда я выбирала для себя методическую тему «Формирования творческого потенциала личности учащегося в условиях развивающей направленности обучения», то одной из задач поставила следующую: поиск, изучение и апробацию различных технологий.

Из множества технологий управления инновационными процессами я выбрала наиболее приемлемую для себя «Педагогические мастерские построения знаний». Данная технология гарантирует переход процесса развития от стихийного к управляемому и решает такие важные задачи:

  • организует управляемый инновационный поток данных, отражающих сущность преобразовательных процессов класса;
  • формирует среду, адекватную задачам инновационных преобразований;
  • создаёт условия, стимулирующие саморазвитие педагога и переход его на позицию автора новшества;
  • обеспечивает проблемно- ориентированное сопровождение инновационной деятельности.

В среднем на подготовку одной педагогической мастерской уходит от пяти до семи часов, но и удовлетворение от этой работы учитель получает огромное.

В последнее время в печати появляются разработки педагогических мастерских, но учителю приходится адаптировать их к условиям своего класса, здесь готового решения нет. Очень интересно создавать свои, следуя основному закону Мастерской : делай по- своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, и корректируй себя сам. В этом её главное отличие от традиционного урока.

Именно эта технология позволяет нести в мир детства все нравственные ценности, помогать ребёнку открывать этот мир во всём его богатстве и многообразии.

 

2. Основная часть

2.1 Открытое образование – явление новое и термин новый. Говоря простым языком, открытое образование обозначает один из путей организации образовательного процесса в современных условиях.

Открытость как качество современного образования предполагает, что получение образования доступно любому желающему, с различным уровнем исходных знаний, на основе использования современных информационных и педагогических технологий, в ритме, удобном учащемуся.

Сегодня оформляется новый социальный заказ на выпускника школы, отражающий тенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков.

Для открытого образования приоритетной является цель, которая заключается в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться. А как максимум - передать ученику техники самоопределения, дать возможность увидеть потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению.

Одной из технологий открытого образования является «Творческие (педагогические, французские) мастерские».

В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Эта деятельность имитирует метод «проб и ошибок», но реализуется по строгим правилам мастерской, что и гарантирует нравственно-валеологическую охрану каждого. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества.

Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, - и ученым, художником, явлением культуры в целом - с другой. Наконец, идет внутренний диалог каждого - с самим собой. На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи - с ними можно только диалогически общаться.

Одно из замечательных качеств мастерской - то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники. Оно исключает сухой академизм и входит в духовный опыт человека, то есть становится частью его культуры. Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается, по крайней мере, в двух особенностях мастерской:

- проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания;

- проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы.

2.2

Важно новые знания
присоединять к тому,
что ребенок уже знает. Учиться -
значит придумывать.

Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, практическая деятельность С.А.Рачинского, исследования Л.С. Выготского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также основы философского учения Ж.Ж. Руссо и современных французских эпистемологов - последователей Гастона Башляра - стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских. Можно констатировать, что состоялась интеграция зарубежного и российского педагогического опыта, причем зарубежный опыт - деятельность французской группы нового образования является инновационной и в европейском образовании.

Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:

  • не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
  • не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
  • не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
  • не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество

Технология педагогических мастерских позволяет решить задачи:

  • личностного саморазвития;
  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;
  • культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;
  • социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Педагогическая мастерская состоит из взаимосвязанных этапов:

  • актуализации и систематизации субъективных знаний;
  • объективизации знаний на основании достижений науки, культуры, искусства.

Основой активного получения новых знаний в любой сфере, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

Помимо школьного предметного преподавания мастерские в самом своем процессе реализуют поистине огромный воспитательный потенциал. Поэтому они могут применяться в клубной деятельности, в дополнительном образовании, просто в работе классного руководителя и воспитателя, а также в общении с родителями.

Чем определяется и как реализуется этот воспитательный потенциал педагогической мастерской?

1.Наличие выбора деятельности на разных этапах мастерской создает ощущение свободы и возможности самореализации.

2. То, что в мастерской называется «социализацией» (предъявление каждым участником, группой или парой своего творческого продукта),

  • содействует формированию интереса к другой точке зрения, дает толчок для саморефлексии;
  • побуждает слушать и слышать Другого без желания опровергнуть, так как безоценочность входит в правила мастерской;
  • в процессе мастерской создается необходимая среда взаимодействия, а доверительная среда рождает чувство общности, коллегиальности, взаимоуважения, что весьма актуально в современной жизни. Все это содействует, несомненно, воспитанию толерантности и обучению этике поведения.

3. Мастерская при определенных условиях (педагогическая философия мастера, опора на соответствующее содержание и др.) дает возможность перехода от бытовых, прагматических тем к обдумыванию и обсуждению бытийных ценностных ориентации. Происходит ненасильственным путем реализация духовно-нравственного воспитания. Это оказывается возможным не только для педагогов и учащихся, но и для родителей.

4. Каждая мастерская - при выполнении определенных принципов («Все равны, все способны», - говорят во французской группе Нового Образования) диагностична как для ведущего мастерскую, так и для любого участника.

5. Может быть, главное в мастерской - это реализация возможностей творчества. «Смысл жизни - в творчестве. А если только повторять и репродуцировать, то человечество вымрет, как вымерли мамонты», - говорил когда-то Д. И. Менделеев. Мастерская дает возможность для творчества в самом широком толковании этого процесса: от новой идеи до малого предложения по организации, от рисунка до особого штриха, от слова до материального продукта.

Именно поэтому, наверное, и дети, и взрослые воспринимают процесс в мастерской как кусочек живой жизни. Создатели авторских мастерских говорят: мастерская - не урок; в мастерской происходит «проживание».

Принципы и правила ведения мастерской.

Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера - руководителя мастерской.

Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки путь к истине.

Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, - в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой -психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы.

Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

  • диалоги участников мастерской
  • диалоги отдельных групп
  • диалог с самим собой
  • диалог с научным или художественным авторитетом.

Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы.

Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися. Каждая мастерская для руководителя - поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.

Разрыв - психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым знанием.

В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры

3. Практическая значимость

При традиционном способе обучения, осуществляемом с помощью конкретно- практических задач, от ученика требуется воспроизведение готового образца, предложенного педагогом. В педагогических мастерских не педагог нашёл и указывает путь к познанию истины, а дети самостоятельно ищут и идут по этому пути.

Что постоянно в мастерских

Доброжелательные отношения, позволяющие вести диалог, в том числе в системе учитель–ученик.

Эмоциональные и эстетические переживания в процессе работы, при взаимодействии с товарищами, с разными мнениями и реакцией на происходящее.

Воспитательная составляющая занятия — связанная и не связанная с содержанием учебного материала (результат общения).

Свобода выбора — в рамках заявленных правил — поведения, ассоциаций, собеседников, тем.

Неочевидность результатов, их непредопределённость, а иногда и непредсказуемость.

Психологическая насыщенность каждого из этапов мастерской, повышенная готовность ведущего к психологическому анализу, выводам и принятию немедленных решений.

Постоянное побуждение к деятельности извне и внутри ученика.

Постоянная смена типов деятельности: от индукции к дедукции, от личных — к чужим наблюдениям, гипотезам и знаниям, от фрагмента — к целому…

Тенденция к интегрированной деятельности и интегрированному знанию. Почти всегда подключаются философские, этические, культурологические, психологические проблемы и знания из разных наук и из жизни. Мастерская сама (законами построения) приводит к широкому полю познавательной деятельности, потому что не ограничивает, а подталкивает воображение, ассоциации, память, творчество.

В результате такой работы у ребёнка развиваются следующие навыки:

Навыки самоуправления: управление временем, правила поведения, информированные решения.

Навыки общения: восприятие на слух, развивается речь, невербальное общение.

Навыки исследования: наблюдение, планирование, запись данных, сбор и интерпретация данных, предоставление результатов обнаруженного.

Социальные навыки: уважение к другим людям, избежание конфликтов, принятие группового решения.

Навыки мышления: получение знаний, понимание, применение на практике, анализ, синтез, оценивание , диалектическая мысль.

Почему мастерские оказались нужны современному учителю?

1. Интерес к занятиям возникает у всех, кто становится участником мастерской. Проанализировав анкеты, можно сделать следующий вывод:

84 % ребят с удовольствием участвуют в работе мастерских, 10 % не против таких занятий, а 6 % обучающихся испытывают затруднения и не проявляют желания к такой деятельности.

2. Мастерские "запускают” ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей

3. Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю.

4. Очевидно развивающее воздействие мастерских. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество - явления самоценные.

В своём 3 «Б»классе я провожу педагогические мастерские третий год (было проведено 17 мастерских по разным предметам. При их подготовке, я учитывала особенности своего класса). Вот как изменился социально психологический рельеф за текущий год.

Если обратиться к конкретным результатам, то получились следующие показатели:

  • продуктивность и устойчивость внимания повысилась на 5 %;
  • увеличился объём памяти: зрительной на 12,7 %, слуховой на 11,4%, двигательной на 6,1%;
  • умение логически мыслить:

13% - перешли с очень низкого на низкий;

23% - с низкого на средний уровень развития;

16% - со среднего на высокий;

На 7,2% увеличилась скорость протекания мыслительных процессов.

  • коммуникативные способности улучшились на 28,9%;
  • снизилась тревожность на 38%.

Успешность мастерской измеряется не длинною и скоростью пути к истине или другому предполагаемому результату, а причастностью каждого ученика к выбору своего пути и прохождение им этого пути при наибольшей свободе, самостоятельности.

Познавательная деятельность в мастерской осуществляется учениками самостоятельно, учитель остаётся «за кадром», его мастерство заключается в организации этой исследовательской деятельности.

4. Заключение

Сейчас инновационными технологиями уже никого не удивишь. Издаются книги, повсеместно проводятся тренинги и семинары. Это – норма, а не исключение. И всё же в школе это по- прежнему актуально. Меняются дети, их интересы, учителя. Мы вынуждены искать новое, чтобы идти в ногу со временем. Но при этом не забывать о закономерностях возраста, о личном благополучии детей, их умении пользоваться полученными знаниями.

Педагогические мастерские – уникальная технология, раскрывающая потенциал детей, их возможности путём индивидуальной и коллективной работы приходить к новым знаниям и активно пользоваться ими.

Чтобы понять эту технологию, нужно в ней поучаствовать, поприсутствовать на уроке другого педагога, составить и провести свою пед.мастерскую.

Нельзя пед.мастерскими заменить уроки, ими нужно их разнообразить, помня о том, что «доводы до которых человек додумался сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».(Б.Паскаль, фран.философ 17 века)

5. Основная литература

1. Уроки для взрослых: Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / Под ред. О.В.Агаповой, С.Г. Вершловского. – СПб.: Тускарора, 2003. 78 с.
2.Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. — № 4. — С. 29—36.
3. Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогик. — 1993. — № 5. — С. 12—15.
4. Бочкарева А.Г. Формирование компетентностных умений и навыков.УГПИ, 2006.
5. Занков Л. В. Избранные педагогические труды / Вступительная статья Ш.
6. Педагогические мастерские: Теория и практика /Составители: Белова Н.И., Мухина И.А. СПб, ТВПинк, 1995 /
7. Окунев А.А. «Урок? Мастерская? или …» Санкт –Петербург, 2001.
8. Попов А. Технология и творчество // Нар. образование. — 1995. — № 6. — С. 82—86.
9. Смирнов С. Опыт возрождения классической гимназии: уроки и перспективы // Нар. образование — 1992. — № 1—2. С. 19—24.
10. Степашко Л.А.Продуктивное образование: от идеи к реализации. ДВГУ,2006.
11. Мухина И. А. " Что такое педагогическая мастерская."Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПБ, 2002
12. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта /Сост. И.А.Мухина. - СПб., 1995.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1986. 14.Педагогические мастерские «Франция - Россия» / Под ред. Э. С. Соколовой.- М.: Новая школа. 1997.
15. Гессе Г. Избр. произведения.- М.: Панорама, 1995.
16. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления.- М.: Лабиринт, 1999.
17. Петрова Г.Б. Современные технологии в обучении литературе- магнитогорск,2006

Приложение

Педагогическая мастерская по литературному чтению.

3 класс

Тема: Кот - Ворюга. К.Г. Паустовский

Оборудование: Напечатанный на листах текст (разбитый на части), подборка музыкальных произведений, чистые листы формата А 4 и А 3, фломастеры, схема- подсказка, опорные слова

1.Психологический настрой.

2 Ассоциации к словам на доске

КОТ ВОРЮГА МИЛИЦИОНЕР

3.Как связаны К. Г. Паустовский и Кот- ворюга?

Презентация.

- А теперь сравним с оригиналом. (Чтение 1 части до слов: «Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел»…)

4.-Представьте каким был кот и что он воровал? (работа в группах)

Презентация.

Сравниваем с текстом

5.- Давайте представим, как ребята ловили кота? (работа в группах)

Презентация.

Чтение второй части ( «Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно- рыжим цветом , беспризорник с белыми подпалинами на животе…»)

6. Друг, советник или… Помоги другу!

- Как бы вы поступили и что сделали, чтобы изменить кота? Давайте составим памятку. Презентация (работа в группах).

7.- Нарисуйте кота. Подберите для него кличку и по возможности сочините стихотворение, из фонотеки попытайтесь подобрать музыку , которая наиболее точно характеризует кота (работа в группах)

Кто затрудняется с сочинением стихотворения, можете воспользоваться схемой- подсказкой(на доске):

Презентация

8. Чтение оставшейся части текста.

9. Рефлексия

Всего комментариев: 1
avatar
1 Светлана_Николаевна • 18:36, 19.08.2014

Интересная технология. Спасибо.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены