РАЗРАБОТКИ
|
Методическая разработка по курсу «Методология научного исследования»Методическая разработка по курсу «Методология научного исследования»
Полный курс методологии научного исследования рассчитан на четыре года – он преподается в старших классах с 8 по 11 (1 час в неделю, 34 часа в год) есть ряд вопросов, которые должны освещаться в программе учебного курса методологии научного исследования. Прежде всего, сюда относятся некие общие сведения о научном исследовании, с которых разумно начать изучение курса МНИ, поскольку без их понимания трудно осмысленно говорить о научной работе как таковой. Речь идет об особенностях научного познания по отношению, например, к бытовому познанию; о соотношении науки и истины; о делении наук на математические, естественные и гуманитарные. Кроме того, для написания школьниками курсовых работ важно, чтобы они сначала получили представление о структуре научной работы как текста особого рода (введение, в котором указываются цели, задачи и методы исследования, основная часть, выводы, библиография). Должны понимать, чем отличаются компилятивные работы от реферативных и исследовательских. Дать представление о структуре научного исследования, которое ведется на основе первичного материала (результатов наблюдений, экспериментов, сбора свидетельств) и литературных данных. Программа 8 класса кроме вводного раздела, включает элементы методологии работы с литературой, также «вводные темы» логики, касающиеся требований к составлению определений и классификаций. Актуальность раздела, посвященного методологии работы с литературой , заключается в том, что не существует полноценных исследовательских работ, не принимающих во внимание результаты предшественников: ученный должен уметь находить соответствующую литературу и извлекать из нее необходимую информацию. Составление и понимание определений и классификаций принадлежит к числу наиболее элементарных теоретических операций , необходимость которых встает перед школьниками уже на очень раннем этапе их становления как исследователей. Курс предполагает подачу материала в форме: лекций и обсуждений рассматриваемых проблем с учениками; важную роль играет самостоятельная работа (решение задач, связанных с изучаемыми темами; выполнение практических заданий; творческие работы, такие как сочинения на темы, связанные с курсом). Проверка полученных знаний и умений учащихся осуществляется разнообразными методами, в том числе традиционными: проверка домашних и классных работ, ответы у доски, контрольные и зачеты. При изложении важно интегрировать изучаемый материал с теми знаниями, которые ребята получают при изучении других дисциплин, - в частности, приводить примеры из разнообразных наук, изучаемых в школе. 1. Научная деятельность. Математические, естественные и гуманитарные науки. ТЕМА: «Составление библиографии» (10 часов) 15. Значение литературных данных для научного исследования. ТЕМА: «Классификация» (4 часа) 25. Предмет логики. Термины, высказывания, умозаключения. ТЕМА: «Определение» (6 часов) 29. Определение. Роль определения в науке. II. ПОЯСНЕНИЕ ПО СОДЕРЖАНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ПРОГРАММЫ.
Упомянутая работа со списком позволяет впрямую подойти к формулировке некоторых отличительных признаков:
Важным для обсуждения является вопрос о видах познания. Всякое ли познание является научным? Важно, чтобы школьники понимали, что, например, их собственные знания об окружающем мире связаны в основном с так называемым бытовым познанием, не имеющим, в отличии от науки, особых методов носящих незапланированный, случайный характер, обращаемым на частное, а не на общее. Такое обсуждение помогает прояснить важные черты научного познания: использование особых методов, стремление к универсальности, логическая упорядоченность. Можно говорить об эстетическом, религиозном познании, также не являющимися научным познанием. В то же время, хотя наука стремится к истине, не всякие ее утверждения являются истинными: иногда наука берет на вооружение правдоподобные гипотезы, которые в дальнейшем могут быть опровергнуты. Можно попросит школьников привести пример о неподвижности и вращении Земли. Можно обсудить этот вопрос с точки зрения истории науки. a) Наличие в библиотеке книги, автор и заглавие которой известны читателю; В алфавитном каталоге карточки расставлены в строгом алфавитном порядке: фамилии авторов, названия учреждений и организаций, названия книг. Пример:Абрикосов А.И. Карточки на книги авторов – однофамильцев расставлены в алфавите их инициалов. Пример:Смирнов О.И. В левом верхнем углу карточки имеется индекс (шифр), указывающий место книги на полке.
III. Правила библиографического описания. 1) Фамилия И.О. автора или авторов (если указаны), в конце должна стоять ТОЧКА (.) 2) Основное заглавие (обычно без кавычек) 3) ДВОЕТОЧИЕ (:)Уточнение заглавия (если есть) 4) Том, выпуск или часть (если указаны)- перед этим должна стоять ТОЧКА (.). После номера тома, выпуска или части может стоять ТОЧКА (.), а далее идти название тома, выпуска или части 5) ТИРЕ И ТОЧКА (.-) 6) Место названия (город) 7) ДВОЕТОЧИЕ (:) Издательство (название; необязательно) 8) ЗАПЯТАЯ (,) Год издания ТОЧКА (.) Вариант описания тома, выпуска или части: Вместо пункта 4) – после пункта 9) может идти 10) ТИРЕ (-) Том, выпуск или часть (если указаны). После номера тома, выпуска или части может идти ДВОЕТОЧИЕ (:), а далее название этого тома, выпуска или части, затем ТОЧКА (.) 1. Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного в Москве.- М., 1988. Журнал или газета: 1) Название журнала или газеты (без кавычек) ТОЧКА И ТИРЕ (. - ) Пример: 8. Химия и жизнь. – 1990.- № 4. Одно произведение из книги, журнала или газеты: 1) Фамилия И.О. автора или авторов (если указаны), в конце должна быть ТОЧКА (.) Примеры: 9. Омельченко О.А. Не должно быть забыто // Краеведы Москвы.- М., 1991.- С. 25-41. Сокращения (употреблять обязательно!)
Пример: 13. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура /Сост. Ю.А.Ростовцев, автор вступ.ст. А.А.Тахо-Годи.- М.:Политиздат, 1961. • Пишется только фамилия и инициалы авторов. Не нужно титулов (профессор, академик, граф и др.). исключение: православные духовные лица. В этом случае пишутся имя, далее фамилия в скобках, и затем (необязательно)титул. Например: 15. Андроник (Трубачев), иеромонах. Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. Томск: Водолей, 1998. • Кавычки не используются (!) • Если заглавие состоит из нескольких частей (уточнения заглавия), нужно разделять их двоеточиями. (:), например: • Не пишут слова «город», «год» (!) • Обычно не указывают сведений, содержащихся до названия (серия книг, надзаголовок). Например: Серия «Дороги к прекрасному»:Ростов: Путеводитель. Пишут только Ростов: Путеводитель. Название серии может стоять в конце описания в круглых скобках (……). Перед скобками должны стоять ТОЧКА И ТИРЕ (. -), после – ТОЧКА (.).Пример: • Если издание указано как «стереотипное, можно его не упоминать. • Слово «издательство» писать не нужно, если оно не входить в название издательства.Пример: • Место издания указывают для непериодических изданий обязательно. Если оно не указано, пишут Б.м. (без места). Для периодических изданий место не указывается! • В квадратных скобках пишут то, что очевидно, но в книге почему-то не указано. Например, Москва в октябре 1918.- (М), 1971. В данном случае вы знаете, что книга издана в Москве, но это от чего- то не указано. 5. Деление и классификация. 1) Деление должно вестись только по одному основанию, то есть на основе лишь одного признака. В этом смысле, ошибочным является деление климата на холодный, умеренный, жаркий, морской и континентальный (надо делить либо на холодный, умеренный и жаркий, либо на морской и континентальный); ошибочным также является деление обуви на мужскую, женскую и резиновую (а также на мужскую, женскую и детскую), хотя такого рода деления часто используются на практике; 2) Деление должно быть исчерпывающим: сумма объемов членов деления должна равняться объему делимого термина. Например, ошибочным является деление треугольников на остроугольные и тупоугольные (есть прямоугольные), деление лесов на лиственные и хвойные (есть еще смешанные); 3) Члены деления должны взаимоисключать друг друга: каждый предмет должен находиться только в одном из них. Например, нельзя делить числа на кратные двум, кратные трем, кратные пяти и т.д. эти классы пере 4) Деление должно быть непрерывным: от исходного термина следует переходить к видам одного порядка, а не к подвидам одного из таких видов. Например, можно делить людей на мужчин и женщин или живущих в Северном и Южном полушариях, но нельзя делить людей на мужчин, женщин Северного полушария и женщин Южного полушария. Классификацией называется сложное, многоступенчатое деление (иногда классификацией также называют логическую операцию отнесения предмета к нужному классу). Более-менее разветвленные классификации применяются во всех науках, но наверное, самые развитые – в биологии. Например, живые существа делятся на одноклеточные и многоклеточные, многоклеточные – на растения, животных и грибы ит.д. 1. Определяемый термин и определяющее выражение должны быть взаимозаменяемые (их объемы должны совпадать). Например, можно дать определение «холостяку», сказав, что это «неженатый человек»: такие выражения взаимозаменяемы. Если не ко всякому предмету, обозначаемому с помощью определяемого термина, подходит определяющее выражение, такая ошибка называется «слишком узким определением»; если же не всякий предмет, к которому подходит определяющее выражение, может быть обозначен с помощью определяемого термина, такая ошибка называется слишком широким определением. Если определять квадрат как четырехугольник, у которого все стороны равны, - это слишком широкое определение (ему удовлетворяет не только квадрат, но и любой ромб). Неверное определение может быть одновременно слишком широким и слишком узким: например, «яблоко – это круглый красный плод». 2. Нельзя определять термин сам через себя и через такой термин, который сам определяется через него; такая ошибка называется порочный круг. Например: «стресс – это специфическое изменение во внешнем облике, физиологии и поведении организма, представляющее собой реакцию на явление, вызывающее стресс». 3. Определение должно быть ясным, то есть использовать лишь термины, известные тем, на кого рассчитано. Желательно, чтобы в нем не встречались образы, метафоры и т.д. (например, «овал – это круг в стесненных обстоятельствах»). 4. Определение должно указывать существенные свойства определяемого предмета. «Существенность» свойств – понятие несколько расплывчатое. Тем не менее, некоторые определения, даже не слишком широкие и не слишком узкие, нарушают требование существенности. Например, если определить круг как фигуру, которая, при данной площади, имеет наименьший периметр. Если вы определяете, например, обувь, то ясно, что существенным будет не форма или материал, а функция данного предмета. Когда греческий философ Платон определил человека как «двуногое бесперое», это не было существенным свойством (на что отреагировал другой философ, Диоген, представив ощипанного петуха и сказав»Вот человек Платона»). 5. Определение, по возможности, не должно формулироваться в отрицательных терминах. Например, определение диван как «предмета мебели, не являющийся ни стулом, ни столом, ни шкафом» неудачно потому, что , вполне возможно, мы не перечислили всех тех предметов мебели, которые «не диван». Литература
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены