РАЗРАБОТКИ
|
Методика проведения урока. Почему урок - диспут?Методика проведения урока. Почему урок - диспут?
Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. … само поражение в споре может не слишком огорчать, ибо побежденный больше выигрывает в том отношении, что он умножает свои знания.
Б. Шоу Сегодняшний день требует активных форм учебного общения. Как ни парадоксально звучит, методика классического урока обрекает каждого ученика на изоляцию. Непосредственное общение, обмен мыслями многие учителя воспринимают как нарушение дисциплины, которое пресекается окриком: «Прекратите разговоры!», а между тем наши ученики мало общаются, речь их скудная и однообразная. Чтобы исправить это положение, из всех видов занятий предпочитаю диспут. На уроке-диспуте учитель учит, а ученик учится. Только это происходит в споре, в столкновении мнений. В каждой параллели за год провожу по два-три диспута (обычно на сдвоенных уроках). Например, «Кто прав в споре о Человеке в пьесе Горького « На дне»; «Чем ценен человек - благими намерениями или поступками?» по роману Лермонтова «Герой нашего времени»; «Возвышает или принижает И. С. Тургенев нигилиста Базарова?» Интересно, что диспуты представляют собой не только споры, но и инсценировки с музыкальным оформлением, иногда учащиеся исполняют определенные роли, представляя себя на месте героя. В игру-анализ включаются все учащиеся класса. Для активности мышления на уроке учитель должен специально провоцировать спор, подсказывая ошибочные решения, строить с учащимися более демократичные отношения, создавать атмосферу общего поиска истины. В дискуссии повышается учебная активность слабых (они всегда болезненно воспринимают вызов к доске и обращенный к ним непосредственно вопрос учителя), именно в дискуссии все учащиеся комфортно чувствуют себя не только в школе, но и становятся более общительными, они начинают понимать и слушать друг друга, у них повышается самокритичность.
В уроке - диспуте – познавательном споре – столько преимуществ, что его смело можно назвать урок «на вырост». Урок-диспут не может проводиться стихийно, под влиянием определенного настроения в классе, так как это будет фрагмент диспута. Без тщательной подготовки не следует отводить дискуссии целый урок, ведь неподготовленная полемика может бродить по «проселочным тропам», не затрагивая сердцевины. а) трудно ли понять героя 30-х годов прошлого века; б) вправе ли мы осуждать или судить поступки Печорина? в) к чему приводит человека эгоизм? г) можно ли оправдать человека, если его дурные поступки порождены влиянием времени, воспитанием? 2. На диспуте необходимо рассматривать не более пяти вопросов, но таких, которые побуждали бы к разговору и не имели бы однозначного ответа.
Дискуссия - спор по существу, в ходе которого учащиеся получают важные ценности. При подготовке учитель должен четко сформулировать задачу, желательно с пояснениями, раскрывающими суть проблемы, и вопросами о возможных путях ее решения. Целесообразно по этому поводу обратиться к мнениям ученых. При подготовке учащихся знакомят с соответствующей литературой, список которой надо дать заранее.
Во время выступления необходимо раскрывать тему и ее выбор, уточнить условия, указать на ключевые моменты, создать необходимое настроение. Важен сам момент спора, умение анализировать свои взгляды. Ведущий дискуссии (учитель) должен рассуждать с учениками. Внимание! Не надо добиваться однозначной оценки.
Памятка "О порядке действий мысленно"
Учитель должен направлять учеников, задавая вопросы. Мастерство учителя состоит в том, чтобы, вовремя заметить, почувствовать момент окончания дискуссии, чтобы не повторять сказанного. В конце урока нужно подвести итоги, проанализировать выводы, выставить баллы, провести рефлексию.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены