РАЗРАБОТКИ
|
Контроль знаний и виды опросов на уроках математикиКонтроль знаний и виды опросов на уроках математики
Ганюшкина Т. А.
КГУ «УВК «Лицей» Усвоение курса математики в настоящее время требует дифференциации в обучении. В основе, которой, во-первых, обязательное достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, во-вторых, создание условий для усвоения материала в большем объеме теми, кто проявляет интерес к математике. Как осуществлять контроль знаний при этом? Преподаватели математики используют все виды контроля: текущий, рубежный, промежуточный, итоговый. На заседаниях нашей кафедры происходит обмен опытом, обсуждаются проблемы контроля: системный подход, накопляемость оценок, результативность различных методов. Какие формы контроля знаний и умений наиболее приемлемы для уроков математики? Опыт показывает, что постоянных высоких качественных результатов в диагностических работах добиваются те учителя, которые работают по четко спланированной системе ежедневного опроса, умело сочетают различные виды устного и письменного, индивидуального и коллективного опросов, текущего и итогового контроля, то есть контроль знаний, умений и навыков берут под постоянное наблюдение. Нелишне будет вспомнить и точку зрения Б.Г.Ананьева, считавшего отсутствие контроля, оценки знаний учащихся в учебном процессе самым худшим видом оценки. В наше время мы не говорим об обязательной пятибалльной системе оценок. Сегодня это могут быть различные системы, но каждая оценка должна быть объяснена ученику, мотивирована, доказана словесно. Да и сама простая словесная оценка часто ценна и важна для детей, мнение это учителя или анализирующих ответ одноклассников. Какие формы контроля знаний предпочитают сами лицеисты? Ребятам из разных классов было предложено ответить на вопрос: «Если бы у вас была возможность выбирать, то вы предпочли форму контроля знаний?» и предложены варианты ответов:
Однако преподаватели лицея считают обязательными такие виды контроля, как: зачет, зачёт-беседа по материалам курса, исследовательская работа, творческие задания и другие. На своих уроках применяю различные формы и методы организации опроса, которые обеспечивают следующие функции:
Это Стартовый (входной) контроль осуществляю в начале учебного года, при этом мы обязательно проводим сравнительный анализ с результатами итогового контроля, проводимого в конце прошлого учебного года. В стартовой работе я предпочитаю письменные контрольные работы, или опросы в форме теста. Текущий контроль осуществляю в повседневной учебной работе, как правило, во время урока. Он заключается в систематическом наблюдении за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности. Я считаю, что этот вид контроля успеваемости имеет большое значение для стимулирования у учащихся привычки систематической самостоятельной работы по выполнению учебных заданий и воспитанию чувства ответственности. Для проведения текущего контроля перед учителем великое многообразие форм: Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное. "Да-нетка” Например, на уроке «Треугольники» загадывается определенный вид треугольника, и ребята начинают задавать вопросы:
Ребята делают вывод, что это «Равнобедренный треугольник» Учитель может использовать игру для создания интригующей ситуации, организации отдыха на уроке, да и не только… Игра в случайность Объектом случайного выбора может стать решаемая задача, тема доклада, вызываемый ученик. Я использую игральные кости, подбрасываем вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, вынимаем бочонки русского лото, с номером учащегося в журнале… Лови ошибку! Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Придя к определенному мнению, спикер передает результаты учителю После работы проводится самопроверка, на доске вывешиваются задания без ошибок. Ребята выставляют оценки по критериям. «Сигнальные карточки» я использую в таких формах работы, как математические и графические диктанты. Наравне с указанными видами опроса, в своей работе использую: индивидуальные карточки, тестирование учащихся при помощи интерактивных средств activote, тестирование при помощи системы TestCheck, и тестовых оболочек, используются мной различного рода тренажеры, контрольные листы «Заполни пропуски», «Допиши» и т.д. Промежуточный контроль провожу обычно после изучения раздела программы или в конце учебного года (четверти или полугодия) с учетом данных текущего контроля. Он состоит в проверке знаний, умений и навыков учащихся, охватывающей сравнительно большой материал. В среднем звене предпочтение отдаю творческим заданиям «Сказка про…», составление кроссвордов и ребусов. В старших классах использую индивидуальные домашние работы. По окончании четверти проводится контрольная работа, а за полугодие дополняется проверкой теоретического материала. Итоговый контроль провожу в конце каждого учебного года в виде письменной контрольной работы. Таким образом: Сочетание правильно подобранных видов контроля, представляет собой механизм, который дает возможность провести скрыто процесс определения степени обученности учащихся Создание системы эффективных форм и видов ежедневного контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует выявлению уровня обучаемости, восприятия математической речи школьниками, помогает организации дифференцированного, личностно-ориентированного подхода на уроках, является одним из реальных путей нормализации учебной нагрузки учащихся. Для достижения поставленной цели преподаватели кафедры математики лицея постоянно повышают свой профессиональный уровень, занимаются поисками новых форм и методов контроля знаний лицеистов. Они участвуют в научно-практических конференциях, посещают обучающие семинары, курсы повышения квалификации и открытые уроки своих коллег, делятся наработками и опытом с коллегами на мероприятиях городского, областного и республиканского уровней.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены