РАЗРАБОТКИ
|
Содержание и методы педагогического содействия духовно-нравственному становлению личности младшего школьникаСодержание и методы педагогического содействия духовно-нравственному становлению личности младшего школьника В статье рассмотрено основное содержание педагогической системы становления личности младшего школьника, предложены методы, приемы, средства, формы организации педагогического содействия. В своей работе нами было выделено и уточнено содержание компонентов педагогической системы содействия духовно-нравственному становлению личности младшего школьника, установлена результативность научно-методического обеспечения и системы педагогических условий. В ходе экспериментальной работы мы использовали следующие методы – анкетирование младших школьников, учителей начальной школы, родителей, педагогическое наблюдение за организацией педагогом условий процесса духовно-нравственного становления, изучение и систематизация итогов педагогической деятельности. В этой работе мы представим содержание работы педагога на всех этапах педагогической системы содействия духовно-нравственному становлению личности младшего школьника. На информационно-статистическом этапе на основе изучения теории и практики решения проблемы духовно-нравственного становления личности младшего школьника, результатов констатирующего эксперимента задан вектор совместной деятельности педагога и младшего школьника, определены содержание, методы, средства и параметры результативности педагогического процесса. В качестве ведущего способа духовно-нравственного становления личности младшего школьника была рассмотрена рефлексия. Процесс педагогического содействия духовно-нравственному становлению был организован поэтапно. На мотивационно-целевом этапе были заданы цели развития мотивации к духовно-нравственному содействию педагога и младшего школьника к созидательной, духовной деятельности. Совместное и индивидуальное творчество, вербальное и невербальное общение, игры способствовали выработке мотивации активности младшего школьника. На этом этапе младшие школьники погружались в проблемы духовно-нравственных ценностей, современных общественных идеалов, педагогами проведены беседы духовно-нравственного содержания, экскурсии, анализировались жизненные ситуации. Духовно-нравственное со-действие, творческое созидательное взаимодействие младшего школьника с педагогом и одноклассниками – результаты первого этапа педагогического содействия. Планово-прогностический этап включил в себя следующие действия. Нами была определена модель духовно-нравственной личности младшего школьника, составлена программа спецкурса по духовно-нравственному воспитанию личности младшего школьника, комплект диагностических методик. На организационно-исполнительском этапе нами была реализована программа «Я и мир вокруг меня». Цель программы духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника – поэтапное становление этико-эколого-эстетических отношений к Себе, к Другим, к Миру на основе духовного исследования Себя, Мира, осмысления каждого момента своей жизни, позитивного преобразования Себя и Мира. Механизмом такого становления выступают переживания, действия, поступки, получаемые в процессе общения, результатом которого является формирование личностного смысла. Выделение стержневого вектора детерминировало конечный результат: формирование ценностного отношения личности младшего школьника к Себе, к Другим, к Миру. Такое решение проблемы духовно-нравственного становления личности младшего школьника основано на сензитивности младшего школьника к нравственной, изобразительной, преобразовательной деятельности. Этическая, экологическая, эстетическая доминанты представлены в триединой поддержке духовно-нравственного становления личности младшего школьника. В связи с этим важными педагогическими условиями в программе являются:
Постоянный образец добродетелей взрослых, упражнение в добродетели, метод естественных последствий, убеждение, наставление, внушение, беседа, меры предупреждения и поощрения, творение красоты, наблюдения и опыты в природе, благопожелание, благословение являются основными методами духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника. К ним же мы относим педагогическое стимулирование духовно-нравственного становления личности младшего школьника, применение теоретических знаний на практике, стремление разрешения теоретических задач из практики, затруднения, проблемное обучение, социально-психологические методы, индивидуальный подход, коллективная саморефлексия и идентификация, самокоррекция результатов деятельности, реализм в оценке деятельности индивида, группы. Методы стимулирования творческого мышления и активности: реакции-отклики, оценки, снятие или сдвиг временных ограничений в наиболее интересных для младшего школьника видах активности, создание атмосферы открытости, свободы, поощрение непосредственного свободного выражения чувств и мыслей, снижение уровня тревожности, стресса и т.д. Методы мобилизации – субъективная сторона возбудителей объективного значения, личностных отношений, действующая в интропсихологических процессах, побуждающая и направляющая процесс становления и саморазвития личности и проявляющаяся в ее личностно-ориентированной, социальнопреобразовательной и миросозидательной деятельности. Среди широкого спектра разнообразных форм организации процесса духовно-нравственного становления личности младшего школьника выделяем следующие: ассоциации педагогов, младших школьников и родителей по совместной творческой созидательной деятельности; мастерские доброты; уроки тишины; этические беседы; экскурсии в природу; праздники, развлечения, посиделки; занятия по развитию сенсорных чувств; труд-игра; народные школы; детская благотворительность. Основными средствами духовно-нравственного становления личности младшего школьника в предлагаемой программе выступают: активная самодеятельность младших школьников; игры (дидактические, сюжетно-ролевые, народные); литература; устное народное творчество; природа родного края; искусство. Программа основывается на следующих идеях: 1. Идея целостности духовного мира ребенка:
2. Идея субъектного становления младшего школьника в ситуации свободного выбора и личной ответственности:
3. Идея духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника как фасилитации построения младшим школьником своей внутренней формы в процессе интериоризации и личностно-смысловой интеграции общечеловеческих ценностей:
4. Идея создания единого воспитательного пространства как сферы духовного общения для всех участников воспитательного пространства – младших школьников, педагогов, родителей. Идеи определяют закономерности педагогического процесса:
Принципы духовно-нравственного воспитания младших школьников:
Деятельность педагога, организующего воспитательный процесс, направленный на духовно-нравственное становление личности младшего школьника, заключается в обращении младшего школьника и педагога к проблемам ребенка, имеющим нравственную основу. В деятельности педагога возможно применение средств обучения и воспитания, однако характер деятельности принципиально развивающий, форма отношений с младшим школьником – договорная, результата – выбор младшим школьником той линии поведения, которая, по его мнению, правильная, и за которую он несет ответственность. Программа духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника направлена на поддержку усилий ребенка по формированию эмоционально-ценностной основы своего внутреннего мира, на раскрытие сущностных сил личности. Процесс духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника представляет собой динамично функционирующую целостную систему педагогических условий и ситуаций, действующих в конкретной среде. Содержание педагогического воздействия на духовно-нравственное становление личности младшего школьника заключается в формировании определенного опыта познания, исследование Себя и Мира, осмысления каждого момента своей жизни, позитивное преобразование себя и Мира. Механизмом духовно-нравственного становления личности младшего школьника являются усвоение знаний, переживания, действия, поступки, получаемые в процессе общения, результатом которого является формирование личностного смысла. Основными этапами духовно-нравственного становления личности младшего школьника выступают возрастные кризисы 6-ти и 11-12-ти лет, в течение которых младший школьник дважды переосмысливает свои мировоззренческие позиции и установки, переоценить систему своих ценностей. Каждый этап включает четыре ступени: осознание проблемы, формирование образа ситуации, выход за ситуацию, выработка линии поведения. Результатом духовно-нравственного становления личности младшего школьника является сформированность ценностного сознания, эмоционально-чувственного отношения, волевых интенций. Основные стратегические направления духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника выражаются:
Контрольно-диагностический этап включает в себя работу по определению результативности и эффективности педагогической системы становления личности младшего школьника. На коррекционно-регулятивном этапе мы определим дальнейшие действия, методы, приемы, регулирующие и корректирующие вектор педагогической работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены