РАЗРАБОТКИ
|
Использование здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного в условиях современной школыУсловия современной школьной жизни могут дать школьникам достаточный объём знаний, но не способны выполнить социальный заказ общества – сохранить здоровье детей. Подтверждением тому является снижение здоровья юных россиян, неустойчивая мотивация в сохранении своего здоровья, отсутствие механизмов внедрения принципов здорового образа жизни в массовую практику. Обществом осознана необходимость формирования новой стратегии современной общеобразовательной школы, в которой здоровье рассматривается как необходимый компонент образования. Отсюда важной педагогической задачей является воспитание физически культурного и грамотного юного гражданина страны, способного нести ответственность за своё здоровье. Утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения сегодня рассматривается в практике работы школы как одно из приоритетных направлений гуманизации образования. Значимость формирования ценностных ориентаций в аспекте рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью сохранения и совершенствования их физического, психического и социального благополучия. В документах Всемирной организации здравоохранения подчёркнуто, что осознанная ответственность общества и, прежде всего, каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья является ключевым фактором, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будет оставаться недостаточно эффективными. Своевременное формирование устойчивых ценностных ориентаций на здоровье, физическую культуру позволит избежать детям приобретения отрицательного опыта вредных привычек, сохранить потребность в двигательной активности, укрепить растущий организм. В вопросе здоровьесбережения подтверждается необходимость преодоления противоречий между:
Проблемой физического здоровья младших школьников занимаются педагоги, физиологи, методисты, медицинские работники. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои обязанности свободно. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома. Физическое воспитание – это не только уроки физкультуры, но и валеологическое воспитание, а также физическая культура школьника. Поддержанию физического здоровья служит процесс физической подготовки младшего школьника к жизнедеятельности. В единстве с другими видами воспитания и при оптимальных социальных условиях физическое воспитание приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности. В связи с этим в педагогике целесообразно применение здоровьесберегающих технологий, основанных на природосообразности. Главными ориентирами состояния здоровья и физического развития ребёнка выступают:
Одной из причин снижения уровня здоровья школьников является отсутствие в процессе обучения необходимого для нормального развития молодого организма объёма физической активности: "сидячие уроки”, однообразие видов, как правило, пассивной деятельности на уроке, проведение занятий в душном помещении, "замкнутом” - закрытом миру пространстве. Другой причиной снижения уровня здоровья школьников является низкий уровень здоровья самих педагогов. У педагогов в виду стрессового характера профессии достаточно высок уровень невротических реакций и, соответственно, низок уровень сдержанности, соблюдения педагогического такта в общении с детьми. И ещё одна, очень важная, причина низкого уровня здоровья школьников – отсутствие сознательного отношения каждого учащегося к собственному здоровью, стремления быть здоровым. Как показывает практика, здоровье во многом зависит от применяемых технологий семейного, дошкольного и школьного воспитания, от здорового образа жизни младшего школьника. К сожалению, многочисленные данные свидетельствуют, что именно образовательная среда является сегодня одним из наиболее сильных (дидактогенных) факторов отклонений в здоровье и развитии детей. По данным В. Ф. Базарного, к ним относятся:
Доктор Базарный говорит: "…20-летний опыт исследований, выполненных под нашим руководством многочисленными учениками, убедил нас в главном: эмбрионально-согбенная поза детей, повторяемая изо дня, в день, из года в год – это основа возникновения болезней зрения, позвоночника, психики, нервной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта и т. д. Владимир Филиппович имеет в виду позу, которую принимают дети, когда рисуют, пишут, читают… Он её описывает так: "…сжавшись в комочек, близко-близко наклоняется к бумаге, припав на одну руку и держа на весу другую, опираясь лишь на карандаш…”. Нами была проведена апробация педагогических условий обучения по данной технологии. В борьбе за здоровье младшего школьника были специально оформлены кабинеты:
Применяется регулируемая конторка с одной стороны вместо обычной парты. Учащийся может из положения "сидя” перейти в положение "стоя”. По высоте конторка и парта соответствует росту ученика. В частности методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов, методика выполнения сенсорно-моторного тренажа, методика формирования шагового логоритма при прочтении текстов в режиме ближнего зрения и дальнего зрения, методика формирования шагового логоритма при прочтении текстов с использованием напольных шагово-метрических сеток и др. Нами была проведена апробация педагогических условий обученияпо данной технологии. К концу 3-ей четверти получили следующие результаты апробация условий методики проф. В.М.Базарного: - дети занимаются за ростомерными конторками (95% учащихся привыкли стоять за конторками, 30 % - первыми занимают места за конторкой) имея возможность присесть или прилечь (на ковер). Конторки позволяют самостоятельно регулировать свою активность и исключают принудительное физическое расслабление во время уроков.
В декабре 2010 г. был проведен медицинский осмотр детей по двум критериям:
Осмотр костно-мышечной системы Осмотр окулиста осанка плоскостопие норма – 10 чел. сколиотическая осанка – 2 чел. сколиоз – 0 чел. норма – 11 чел. плоскостопие – 13 чел. норма – 21 чел. дальнозоркость – 3 чел. близорукость – 0 чел. Абсолютно здоровыми признаны 9 чел.
Изучив имеющуюся литературу, физиологические возможности учащихся, мы разработали памятки с комплексом упражнений, которые дети должны выполнять в течение 1,5 – 2 минут (помимо физминуток): 1) Упражнения для детей с избыточным весом.
2) Упражнения для профилактики плоскостопия.
3) Упражнения для улучшения осанки.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены