Возможности уроков географии в формировании понятий здорового образа жизни у учащихся шестых классов
Учитель географии Курникова Н.В.
Государственного бюджетного специального (коррекционного)
образовательного учреждения для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (V вида) № 6
Выборгского района Санкт-Петербурга
1. Введение.
Школа, приняв на себя ответственность за развитие здоровой, жизнеспособной, гармоничной личности, в течение многих лет пребывает в состоянии поиска способов сохранения и укрепления здоровья детей.
2. Требования нового стандарта
Новый стандарт среди направлений модернизации образования, в том числе выделяет:
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся.
А также указывает на необходимость сохранения физического и психического здоровья школьников.
Результатом реализации нового стандарта образования предположительно будет выпускник, отвечающий требованиям жизни в 21 веке.
3. Возможности географического образования.
При постоянно ухудшающейся статистике детской заболеваемости, задача школы – использовать все имеющиеся возможности для сохранения и укрепления здоровья учеников.
Умения, навыки, способы деятельности, сформированные на уроках географии – не только часть географической культуры, но и существенный элемент общей культуры человека, являющейся необходимым условием развития и социализации школьников. А здоровье - важнейшая составляющая модели выпускника школы, играет решающую роль в успешной реализации личности в обществе.
Практическая направленность географического образования позволяет движение в направлении формирования «нового» выпускника.
Целями географического образования среди прочих являются:
- развитие творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; экологической культуры;
- применение географических знаний и умений для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определённой территории; самостоятельное оценивание уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Возможность применения географических знаний и умений в повседневной жизни позволяет формировать у учащихся понятия здорового образа жизни.
4. Анализ содержания курса «География Земли» с точки зрения возможностей формирования понятий и способов ЗОЖ.
Для понимания возможностей содержания предмета для формирования понятий здорового образа жизни потребовалась работа с документами, определяющими преподавание географии в школе. Это – прежде всего Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и Примерные программы основного общего образования.
В Стандарте четко прописаны цели изучения географии на ступени основного общего образования и требования к уровню подготовки выпускников. Выше названное, а также содержание курса «География Земли» позволило определить примерный перечень понятий ЗОЖ, возможность формирования которых есть на уроках географии. Содержание разделов «План местности», «Земля – планета Солнечной системы», «Рельеф Земли», Гидросфера», «Атмосфера», «Биосфера», на мой взгляд, обладает возможностью формирования понятий ЗОЖ.
Изучив содержание отдельных уроков, я выбрала следующие понятия ЗОЖ: двигательная активность, активный отдых, туризм, рациональный режим труда и отдыха, закаливание, биоритмы, климатическая адаптация, экологическая безопасность, рациональное питание, акклиматизация, рекреация, безопасность жизнедеятельности в природной среде.
Учитывая практическую направленность географического образования, необходимость подготовки учащихся к применению географических знаний и умений в повседневной жизни, я для демонстрации возможностей начального курса географии взяла несколько примеров конкретных уроков:
Так на обобщающем уроке «Практическая работа «Чтение плана местности» возможно проведение беседы о значении топографических планов для людей разных профессий и занятий, в т.ч. и для туристов. В ходе беседы необходимо обратить внимание детей на преимущество активных видов отдыха, значении двигательной активности для сохранения и укрепления здоровья.
На уроке «Земля – планета Солнечной системы» после объяснения следствий суточного вращения Земли учащимся может быть предложено заполнение таблицы «Досуг в разное время года»:
Время года Зима Весна Лето Осень
Способы организации досуга
После заполнения таблицы дети самостоятельно делают вывод о влиянии сезонных изменений на жизнь и двигательную активность человека. В ходе обсуждения у учащихся формируются понятия о биоритмах человека и двигательной активности.
С удовольствием дети решают задачи на определение изменения температуры воздуха при подъёме в горы. Вот одна из таких задач:
Определить температуру воздуха в посёлке, расположенном на высоте 2500 метров над уровнем моря, если у подножья гор температура равна 24 ° С.
После решения задачи проводится беседа об особенностях горного климата и рекреационных районах. В ходе беседы учитель рассказывает о климатической адаптации человека в горах и выявляет знания учащихся о рекреационных районах России. Проиллюстрировать беседу целесообразно слайдами презентации с изображением горных курортов России и возможностями организации активного отдыха.
Работа с картами атласа – один из важнейших видов работы учащихся на уроке географии. Географическая карта - важнейший источник географической информации. На уроке «Хозяйственное значение океана» ученики, подготовленные выполнением опережающего задания (знакомство с веществами, необходимыми организму), по картам атласа определяют биологические ресурсы океанов и оценивают возможности океанов по обеспечению людей белковой пищей. Этот вид работы знакомит детей с понятием «рациональное питание».
Выполнение иллюстраций к стихам на уроке «Погода» не только развивает образные представления учащихся о типах погоды, характерных для нашего города, но и позволяет обратить внимание детей на необходимость закаливания для сохранения здоровья.
Вот примеры стихов:
Вновь Исакий в облаченье
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпенье
Конь Великого Петра.
А.А.Ахматова
Ветер душный и суровый
С черных труб сметает гарь...
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь.
А.А. Ахматова
Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
А.С. Пушкин
Сегодня мобильность населения высока, люди свободно перемещаются по стране, материкам, климатическим поясам, и не всегда задумываются о последствиях таких перелётов. Перед уроком «Климат» учащимся предлагается виртуально собрать чемодан и аптечку в дорогу для поездки:
в Египет в апреле;
в Аргентину в январе;
в Антарктиду в июле.
На уроке, при проверке «собранных чемоданов» учащиеся с помощью учителя делают вывод о воздействии перемещений на здоровье человека и знакомятся с действиями, которые облегчат акклиматизацию.
Опережающее задание «Какие заболевания могут стать следствием загрязнённости атмосферного воздуха?» перед уроком «Охрана атмосферного воздуха», позволяет формировать понятие экологическая безопасность и экологическая культура человека.
5. Вывод.
Таким образом, анализируя содержание курса «География Земли» 6 класса, можно сделать вывод об имеющихся возможностях для формирования понятий здорового образа жизни на уроках географии. А готовность учащихся применять географические знания в повседневной жизни, знание факторов, влияющих на здоровье, позволит им не только знать понятия ЗОЖ, но и бережно относится к своему здоровью.