РАЗРАБОТКИ
|
Электронное портфолио – перспективы использования в персональной деятельности. Рекомендации по содержаниюЭлектронное портфолио – перспективы использования в персональной деятельности. Рекомендации по содержанию Сам по себе метод портфолио получил признание ещё в 14 веке в эпоху ренессанса. Тогда его использовали художники, скульпторы, архитекторы. Наконец, в наше время портфолио стали использовать в образовании. Портфолио даже стало обязательным элементом аттестации педагогического работника на квалификационную категорию. Еще ведётся много споров, но, на мой взгляд, портфолио в нашей педагогической деятельности не такое уж новое явление. Наверняка у каждого учителя есть папка, и скорее всего не одна, в которой собраны методические, дидактические материалы, справочная информация, личные достижения, достижения учеников и т.д. И, конечно, последние годы вся эта информация, скорее всего, храниться и в электронном виде. Мы постоянно используем эту информацию в своей персональной деятельности: для подготовки уроков, различных мероприятий, отчётов, делимся с коллегами. Очень дорожим и боимся потерять накопленную нами информацию. Размещаем материалы в сети интернет. Именно так я и представляю себе профессиональное портфолио учителя. Портфолио – мощный инструмент профессионального развития педагога. Однако настоящую ценность метод портфолио приобрёл только сегодня с развитием информационно коммуникационных технологий. Ранее владелец портфолио работал с бумажными носителями информации, что ограничивало его возможности. Представьте себе, какого размера должна быть библиотека на бумажных носителях информации, человека постоянно использующего метод портфолио! Портфолио в электронном виде, легко править и развивать. Ведь, в идеале, портфолио – это не застывший процесс (собрал тематический сборник и на этом работа закончена). Это постоянная работа: что-то добавляется, что-то изымается, сегодня систематизировано одним способом, а завтра – другим. И вообще, в наш век интернета и информационных технологий, формирование портфолио в электронном виде и размещение его в сети интернет это даже не альтернатива бумажному портфолио, а адекватная потребность каждого современного учителя. К сожалению, портфолио сегодня – это в основном только инструмент оценки деятельности педагога. А значит и содержание портфолио направлено в основном на то, чтобы создать наиболее благоприятное впечатление о деятельности педагога. Это конечно правильно. Но ведь портфолио, как метод оценивания, претендует не только на более адекватное отражение действительных достижений, но и на то, чтобы быть инструментом повышения качества работы с информацией! А, соответственно, профессиональной деятельности, обучения. Если рассматривать электронное портфолио как отчёт о проделанной работе, который формируется в основном только для внешней оценки, и далее не используется в текущем педагогическом процессе - то содержание, на сегодняшний день, вполне отвечает диагностической цели. (Определить направления развития специалиста, облегчить консультирование со стороны более квалифицированных специалистов и администрации, дать объективную оценку его профессионального уровня). Но если рассматривать электронное портфолио как мощный инструмент профессионального развития педагога - профессиональное электронное портфолио учителя должно быть своеобразным банком всей информации, с которой работает педагог. Это и методические, дидактические материалы, причём не обязательно разработанные владельцем портфолио (естественно с указанием авторства), правовые документы, различная справочная информация, адреса сайтов и т.д. Портфолио должно быть не просто в электронном виде, а размещено в сети интернет, чтобы у коллег был доступ к портфолио наиболее профессиональных педагогов России или других стран. Сейчас многие педагоги размещают свои портфолио в сети интернет. Создают собственные сайты или персональные странички на сайтах школы или различных сайтах интернет-сообществ учителей. Это позволяет обмениваться опытом с учителями из другого города или даже страны, подстёгивает к новым свершениям. В этом случае портфолио выполняет коммуникативную и мотивационную функции – поощряет результаты педагога. Возможно, есть смысл создать единый банк портфолио учителей. Это можно сделать в рамках школьных сайтов или, интернет-портала Дневник.ру. Тогда портфолио может стать гарантом авторства методических или дидактических разработок, или даже просто идеи. Это очень важно – у каждого учителя очень много собственных разработок, идей которыми мы с удовольствием делимся посредством сети. Но ведь это интеллектуальная собственность, и должна быть защищена. В содержании электронного портфолио должен быть раздел «блог», в котором учитель может фиксировать свои мысли, предложения, идеи, планы на будущее. Такой своеобразный еженедельник – дневник. Необходимо, в первую очередь, самому педагогу с целью рефлексии. Если портфолио доступно другим учителям, то вполне возможно найти единомышленника, союзника. Я считаю правильным делать акцент не на задаче формирования электронного портфолио, а на задаче организации вокруг портфолио процесса - совокупности последовательных действий учителя, с целью достижения планируемых и ожидаемых результатов. А, значит, должен быть раздел «мои планы на будущее» или «перспективы развития». Электронное портфолио, в том виде, в котором я его себе представляю, предоставляет учителю поистине неограниченные возможности использования в персональной деятельности. Это информационный банк, который всегда под рукой. Любая информация, будь то презентация к уроку, аудио или видео файл к внеклассному мероприятию, а может быть для ученика, пропустившего занятие, или сведения о повышении квалификации для администрации доступна в любой момент и самому учителю и любому заинтересованному пользователю.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены