РАЗРАБОТКИ
|
Урок по теме "Философско-библейские главы в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"Преподаватель русского языка и литературы
Уссурийского суворовского военного училища Маркина Ольга Николаевна.
Учебные цели: проанализировать философско-библейские главы романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» в единстве формы и содержания, донести до суворовцев нравственные уроки Булгакова, главные, в его представлении, ценности; помочь понять замысел писателя, написавшего «роман в романе», и осмыслить временную перекличку линий произведения. Развивающие цели: формировать умение логически рассуждать и чётко излагать свои мысли; развивать эмоциональные качества и чувства суворовцев; развивать творческие способности обучаемых, их познавательную активность. Воспитательные цели: содействовать формированию общечеловеческих нравственно-мировоззренческих идей; способствовать духовному взрослению суворовцев. Материальное обеспечение урока: портрет М.Булгакова, наглядно-иллюстративный материал к «Евангельским главам» романа «Мастер и Маргарита», тексты романа, фильм М.Гибсона «Страсти Христовы», аудиокассеты «Духовные беседы в Московском суворовском училище» и «Беседа с другом о смысле жизни». Ход урока: 1. Объявление темы и целей урока. 2. Аудиозапись ( фрагмент лекции по библейской истории и о смысле жизни). 3. Вступительное слово преподавателя: Вселенная…планета Земля…и маленький человек – венец творения Господа, как учит православное христианство. Зачем дана человеку жизнь? Каков её смысл? «Рукописи не горят»,- пророчески произносит один из персонажей романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» о романе Мастера, но эти слова по праву можно отнести ко всему роману в целом. Как известно, главная книга жизни писателя увидела свет в полной редакции лишь в 70-е годы, через 30 с лишним лет после её написания. Она[ книга] не могла « сгореть», потому что честное, талантливое, несущее людям великое понимание жизни, рано или поздно должно быть прочитано теми, ради кого писалось. В этом, мне кажется, заключается вечный закон справедливости. 4. Работа с текстом. Анализ I главы:
5. Работа учащихся с листком обратной связи: ( Содержание листка обратной связи: Что лежит в основе человеческого поведения:
6. Слово-обобщение учителя: Вот эти вопросы и ставятся Булгаковым в «Евангельских главах». «Зачем ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления?» - грозно допрашивал Понтий Пилат Иешуа. (На доске: Истина – то, что соответствует действительности, правде.) Голова грозного прокуратора раскалывалась от боли, и вдруг он слышит слова, которые вряд ли рассчитывал услышать. - Что же это за слова? ( Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…). Как всё просто и вместе с тем сложно. Как догадался оборванец? Может он врач? Вот так в роман входит философская тема поиска истины, и от того, откроешь ли ты её для себя, зависит твой человеческий облик. 7. Работа с текстом. Анализ «Евангельских глав». Вы обратили внимание, что Иешуа представлен в романе как бродяга?
Выполнение тестового задания № 1. (Приложение № 1). - Булгакову нужна была яркая, как солнечный луч, и короткая, как вспышка молнии, жизнь праведника, обыкновенного, казалось бы, человека; М.Булгакову важно было показать внутренний, духовный мир Иешуа, стойкость духа.
На доске христианская молитва «Символ Веры». ( читает подготовленный суворовец). Фрагмент фильма М.Гибсона «Страсти Христовы». - В чём вы увидели несоответствие между изображенным в фильме и в романе? Чем объяснить ? ( Призыв к Отцу – подчеркивается небесное происхождение. Копьём в сердце – Понтий Пилат посылает Иешуа лёгкую смерть, чувствуя свою вину…) - И вот тут открывается ещё одна тема, связанная с «Евангельскими главами», - тема греха и покаяния. Грех – это ощущение вины человека перед Богом. П.Пилат совершил грех, он и в историю вошел как человек, подписавший смертный приговор Иисусу Христу. - Какой человеческий порок Иешуа считает самым главным? ( Трусость). Выполнение тестового задания № 2. ( Приложение № 2 ). - Искупить грех можно только покаянием, т.е. признанием своей вины, искренним раскаянием и добрыми делами. Учёные утверждают, что мир сновидений это больше, чем отражение наших мыслей; именно во сне мы оказываемся наедине с отражением наших скрытых страхов, желаний, тревоги. Выразительное чтение учащимся отрывка из главы 26 «Сон Пилата». - М. Булгаков даёт свою версию ощущения греха Понтием Пилатом, его раскаяние в содеянном и его наказание. Одна из попыток загладить свою вину – убийство Иуды. Реализация индивидуального творческого задания.( Задание: сравнить участь Иуды по книге французского исследователя Э. Ренана «Жизнь Иисуса» и участь Иуды в романе М.Булгакова ). - Другая попытка загладить (искупить) свою вину – устроить судьбу Левия Матвея. Реализация творческого задания (сочинение-миниатюра «Каким я увидел П.Пилата в эпизоде «П.Пилат и Левий Матвей»). - Если человек, уверен Булгаков, искренне раскаялся в совершенном грехе, он будет помилован Богом. Как был наказан П. Пилат за своё малодушие, трусость? - Чем завершается история Пилата? - Сколько лет разницы между описанными событиями в «Евангельских главах» и событиями, происходящими в Москве? (приблизительно 1900 лет). Исследователи творчества Булгакова установили, что события в обоих случаях происходят на Страстной неделе. Появляется Воланд со своей свитой в Москве в среду, а в ночь с субботы на воскресенье покидает её, покидают Москву Мастер и Маргарита. Именно в это время они встречаются с Пилатом, и становится очевидным, что прощён Пилат в самый светлый христианский праздник. Какой? ( Светлое Христово Воскресение – Пасха ). И эта временная перекличка обеих линий повествования не случайна. Культура человеческих отношений не может существовать только в прошлом. Как и 2000 лет назад человек живёт не только заботой о бренном теле, более всего он живёт правдой и совестью – жизнью духа. - Иудея с центром в Иерусалиме находилась под властью Римской империи, а Россия Булгакова? ( под властью диктатуры Сталина). Мастер, написавший роман о Понтии Пилате, рискнувший рассказать людям историческую правду, живёт в тоталитарном государстве. И этому государству не по нутру произведение, затрагивающее проблему ответственности человека, наделённого властью вершить людские судьбы. Разговор о судьбе Мастера у нас впереди, скажу лишь, что его судьба – это судьба многих художников России, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма, это судьба и самого Булгакова ( с его представлениями об истине и свободе выбора жизненного пути, о его вере во всепобеждающую силу любви ). 8. Фрагмент аудиозаписи духовной беседы в Московском суворовском училище «Беседа с другом о смысле жизни». 9. Задание на самоподготовку ( «домашнее» задание ):Подготовить к анализу главы 5,7,9,12,18,24,28. Устно ответить на вопрос: Изменились ли горожане внутренне? Приложение № 1. Тест № 1. Почему в романе Иешуа представлен как бродяга?
Приложение № 2. Тест № 2. Почему для Иешуа один из самых страшных пороков – трусость?
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены