РАЗРАБОТКИ
|
Урок по теме: «Л.Н.Толстой. По страницам великой жизни».Преподаватель русского языка и литературы
Урок по теме: «Л.Н.Толстой. По страницам великой жизни».
Учебные, воспитательные, развивающие цели урока: познакомить с фактами биографии Л, Н.Толстого; обеспечить в ходе урока понимание суворовцами роли мировоззрения в становлении личности писателя, последовательной работы над собой, выработки программы внутренней жизни, желания осознать себя и понять причины своих поступков; содействовать воспитанию активной гражданской позиции, ответственности за свои поступки; формировать умение логически рассуждать, четко и последовательно излагать свои мысли, развивать творческие способности. Материальное обеспечение урока: портрет писателя, хронологическая таблица «Л Н Толстой. Этапы биографии и творчества», наглядно-иллюстративный материал «Ясная Поляна», в/фильм «Война и мир», музыка Ф. Шопена - аудиозапись. Методы работы: словесный (лекция, аналитическая беседа), наглядный (заочная экскурсия по Ясной Поляне), репродуктивный, поисковый (размышления над проблемой)
Ход урока:
Эпиграф к уроку:
Каждый человек – алмаз... В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя. Л. Н Толстой.
Объявление темы, целей урока. Вступительное слово учителя: Л. Н. Толстой. Перед вами хронологическая таблица (Приложение №1). Если даже бегло просмотреть все, что создано Толстым, невольно преклонишься перед писательским гением Толстого. Невольно вспоминаются слова В. И. Ленина, сказанные о Толстом в беседе с М Горьким: «Какая глыба, а? Какой матерый человечище! Вот это, батенька, художник!» Но в памяти людей, в культурном наследии России Толстой не только великий писатель, но и человек высочайшей нравственности, мудрости, доброты, самоотверженного служения людям. И сегодня на уроке, который мы назвали « По страницам великой жизни», мы не просто познакомимся с фактами биографии, но попытаемся увидеть своеобразие личности Толстого - человека и писателя, ведь в каждом произведении отражается личность его творца. Легок ли путь на ту духовную высоту, которую достиг Толстой? И если «жизнь дается человеку один раз», то в чем ее смысл? Что нам об этом скажет великий Толстой? Перелистаем страницы великой жизни. I страница - «Всему начало здесь...» (Ясная Поляна).
II страница - «От Казани до Севастополя».
III страница. Идеал «муравейных братьев».
IV страница «Вера без дела мертва». Уход и смерть Толстого.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ. ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ЯСНУЮ ПОЛЯНУ. Представьте, что мы находимся в экскурсионном автобусе, который везет нас на «малую» Родину Льва Николаевича Толстого - в имение Ясная Поляна. Из окна автобуса видны яснополянские дали (1), чуть поодаль от трассы рас кинулась деревня; которая называется так же, как и имение - Ясная Поляна (2). Автобус останавливается метров за 500 от яснополянского «Аглицкого парка» с Нижним прудом и беседкой - любимым местом отдыха рано умершей матери писателя, память о которой он сохранил на всю жизнь (3). Переходим Березовый мостик на Нижнем пруду и входим на Главную въездную аллею, которая называется «Прешпект» (3). Мы идем по земле, где ходил Лев Николаевич, где даже сам воздух кажется особенным: возникает невольно какое-то странное ощущение - ощущение присутствия великого писателя. Экскурсовод рассказывает нам о том, каким тонким ценителем и наблюдателем был Лев Николаевич Толстой, и эти наблюдения он записывал в своих дневниках. Мы входим в дом. Очень тихо входим. Уже в передней шкафы с книгами (5). Это - часть огромной библиотеки, принадлежавшей трем поколениям Толстых; деду со стороны матери - князю Волконскому, отцу Льва Николаевича и самому Толстому. В книжных шкафах во всем доме более 22 000 томов на 35 языках народов мира. Самая большая и светлая комната в доме - зала (5), на фотографии лишь часть ее, а из залы мы переходим в гостиную, где жила Татьяна Александровна Ергольская, вырастившая троих братьев Толстого и сестру Марию, оставшихся малолетними сиротами (6) На стене комнаты портрет Софьи Андреевны работы художника В. Серова. По соседству с гостиной - кабинет писателя (7). Здесь стоит диван, на котором родился Лев Толстой. Письменный стол - свидетель долгой и упорной работ писателя над каждым произведением. Толстому была свойственна высочайшая требовательность к своему труду (к примеру, роман «Война и мир» был переписан 4 раза, «Анна Каренина» - 7 раз, «Кавказский пленник» - 100 раз!) В этом, конечно, писателю помогали его домашние. Чуть в отдалении от кабинета - комната для приезжающих(8) и зал-столовая (9). Вечерами в зале собирались семья, гости. У писателя в разное время гостили писатели Тургенев, Гаршин, Короленко, Чехов, Афанасий Фет, художники Крамской, Репин, приезжал к Толстому и Максим Горький и многие-многие другие. В дом Толстого тянуло людей, потому что, наверное, писатель умел создавать вокруг себя атмосферу доброжелательности, умной, доверительной беседы. Покидая дом, мы спускаемся на первый этаж и проходим в комнату под сводами, хорошо известную по картине Ильи Репина. Именно здесь созрел план и написано начало великого романа «Война и мир». Мы уходим из Ясной Поляны, из дома Толстого в глубоком раздумье. Ведь вопросы, всю жизнь волновавшие писателя, актуальны и сегодня. Они как бы напрямую обращены к нам: «Как сохранить любовь и доброту?», «Как сохранить и приумножить в себе человеческое?» Ответить на них и сегодня так же нелегко, как и во времена Толстого. В завершении экскурсии мы идем по Липовой аллее старого парка «Клины» (11) поклониться могиле Льва Толстого. Софья Андреевна (жена писателя) называла Ясную Поляну «колыбелью и могилой» писателя. Здесь 28 августа Толстой родился, здесь он погребен 9 ноября 1910 года. По желанию писателя, он похоронен там, где когда-то прятала свою великую тайну «зеленая палочка». ПРИЛОЖЕНИЕ №3. Импровизированная пресс-конференция. - Лев Николаевич , известно, что вы в течение 2-х лет упорно готовились к поступлению на восточный факультет Казанского университета. Кроме знаний гимназического курса, Вам потребовалась специальная подготовка в татарском, турецком и арабском языках. Почему же, с таким трудом поступив, Вы вдруг через год переводитесь на юридический факультет? - Я не люблю отвечать на этот вопрос, но если вы настаиваете... Мне стыдно до сих пор, когда я вспоминаю, как бездарно проводил время в компании таких же молодых людей, как сам, мы проповедовали идеалы «комильфо», т.е. выше всего ставили изящные аристократические манеры; мы презирали «некомильфотных людей», потому что они допускали ошибки во французском языке, немодно одевались ну и так далее, мы проводили время в кутежах, на 6алах, но только не в занятиях наукой. НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ, - я это понял, но слишком поздно, провалившись на экзамене за 1 курс. 1. Почему же, переведясь на юридический факультет, Вы не закончили его и через 2 года вовсе покинули университет? 2. Здесь причина иного плана: я увлекся учением французского философа Руссо, я изучил 20 томов его сочинений и пришел к идее ИСПРАВЛЕНИЯ МИРА ЧЕРЕЗ САМОУСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, т.е. я решил, что надо начинать с самого себя, мне хотелось найти смысл своей жизни и конкретное делю. 1. - И как? Нашли? 2. - Скажу честно: я устал от метаний и сомнений. Пробовал заняться хозяйственной деятельностъю, изменить к лучшему жизнь своих крепостных крестьян (а их у меня 530!), открыл школу для крестьянских детей, даже в Туле в канцелярии чиновником служил, но все это не то ... чего-то не хватаю, чего я и сам не мог объяснить? Если бы не брат Николай! Не знаю, что и было бы … - Значит, брат Николай, взяв Вас с собой на Кавказ, разом избавил от всех душевных мук? - Не сразу и не совсем. Но жизнь моя круто изменилась. Признаюсь, мне никогда бы не написать повесть «Казаки», если бы я не пожил в среде вольного казачества. Но война с ее кровью, страданиями, болью - это ужасно! (Фрагмент в/фильма «Война и мир». Князь Андрей Болконский на поле Бородина и Пьер Безухов на батарее Раевского). В романе «Война и мир» я напишу: «Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Это неприятие войны как безумия у меня с Кавказа. 1 - Если вы не принимаете войну; тогда почему, когда начались осада Севастополя, Вы добиваетесь перевода в действующую армию и 10 месяцев сражаетесь на прославившемся мужеством 4-м БАСТИОНЕ? 2. По-моему, я ответил на этот вопрос в «Севастопольских рассказах». А в романе «Война и мир» мой любимый герой Пьер Безухов, этот совершенно невоенный человек, решивший принять участие в Бородинском сражении, - НАДО БЫЛО УВИДЕТЬ ВСЕ СВОИМИ ГЛАЗАМИ». ПРИЛОЖЕНИЕ №4. Дневниковые записи Л.Н. Толстого. 1847 г. (Толстому 19 лет). 17 марта … Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное как следствие раннего разврата души. 17 апреля ... Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для жизни - цели общей и полезной... 18 апреля ... Я написал вдруг много правил и хотел им следовать, но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе только одно правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю есть следующее: №1 Исполняй все то, что ты определил быть исполненному. 1848 г.
ПРАВИЛА ИСПРАВЛЕНИЯ:
1855 г.
1878 г.
1881г.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены