РАЗРАБОТКИ
|
Родительское собрание "Как помочь ребёнку стать внимательным"МБОУ «Еланская СОШ№2» Волгоград.обл. Родительское собрание во 2 классе на тему: "Как помочь ребёнку стать внимательным"
(интеллектуальная мастерская)
Задачи: 1. Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности. Подготовительная работа к родительскому собранию: 1. Поиск и систематизация информации о сущности ключевого понятия и механизмах развития внимания у младших школьников. Оформление, оборудование и инвентарь: 1) выставка литературы о внимании, познавательных процессах личности ребенка и других разделах психологии.
Ход собрания.
I. Организационная часть. Введение в тему собрания. Родители занимают места за тремя столами, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания. Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и цели. Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: «Внимательный ребенок - это...». Представители каждой группы читают вслух коллективно продолженную фразу. Подходит к доске, где текстом внутрь закреплено несколько карточек. На центральной из них написано: «Внимание - это важно!» учитель переворачивает эту кар¬точку и читает текст, определяющий ключевое понятие, создавая при этом ситуацию осмысления: «Внимание - концентрация сознания на одном объекте с одно¬временным отвлечением его от других объектов». Внимание - это направленность физической и психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Физиологической основой внимания является рефлекс: что это такое? Первые проявления сосредоточенности ребенка были зафиксированы уже на 10-12-й день его жизни. Он увидел яркую лампу, и в дальнейшем все яркое, звонкое, громкое стало привлекать его внимание. Но особенности этого внимания в том, что оно непроизвольное, а значит и кратковременное, сосредоточенность его слабая. Оно нестойкое и легко отвлекаемо. Погас интерес, ослабло и внимание. Оно не зависит от воли человека и неуправляемо - воз-никло и прошло. При таком виде внимания не затрачивается никаких волевых усилий. Но не все вокруг яркое и интересное. Как раз рядом больше не¬интересных, но нужных дел. Поэтому мы должны научить ребенка сосредоточиваться, обязаны помочь ему развить произвольное внимание, которое особенно необходимо в учебном процессе. И если мы как можно раньше начнем развивать его, то в ребенке разовьются трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправленность. Учитель: Действительно, представьте себе многоголосный шум где-нибудь в многолюдном помещении, мы не выделяем для себя в нем ничего. Но вот вдруг звучит ваша фамилия, и орган вашего слуха по¬чему-то сразу различает важную для вас информацию. Что произошло? Звуковые волны долетали до нашего слуха достаточно долго, но только при звуке фамилии процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу», то есть возникла та самая концентрация сознания, то есть внимание. Учитель: (переворачивая следующую карточку, на которой написано «Механизм»): Итак, «слушаю» - не обязательно «слышу», «смотрю» - не обязательно «вижу». При получении соответствующего сигнала (в нашем случае это звучание фамилии) чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу, яснее мыслю). Открывается следующая карточка «Особенность внимания»: Учитель: Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить. Открывается карточка: «Виды внимания». Участникам поясняется, что существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное. Учитель: Представим себе, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернетесь в его сторону. Это - непроизвольное, непреднамеренное внимание, оно не контролируется волей и, вероятно, диктуется генетически заложенным в человеке инстинктом быть готовым к опасности и избегать ее. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребенка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника. Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает. Упражнения по развитию произвольного внимания (методика Р. В. Овчаровой)
Упражнение 2. «Заметить все»
Упражнение 3. «Ищи безостановочно»
Учитель: Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребенка и ненавязчиво тренируют внимание. Однако не следует упускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по улице, езде в транс¬порте. Объектом тренировки внимания могут быть люди на остановке (объединяющие и различительные признаки: пол, рост, воз¬раст, цвет одежды, изменение числа ожидающих транспорт и др.), машины, остановившиеся на перекрестке (легковые, грузовые, разного цвета и пр.), ассортимент хлеба в соответствующем киоске и др. Всегда побуждайте ребенка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы («Как ты думаешь, в магазине больше мужчин или женщин?», «Вспомни, сколько детей было когда ты пришёл в школу утром?», «Смотри, как много людей сегодня надело теплые шапки!»). Тест для родителей «Я и мой ребенок» Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они - главные «проектировщики», «конструкторы» и «строители» детской личности. Предлагаемый тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы. Ключ к тесту: Этап 2. Углубимся в проблему Свойств внимания. Под объемом внимания понимается количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одномоментно. У младших школьников он не превышает трех-четырех символов, а у некоторых и еще меньше. Объем внимания возрастает вместе с развитием мозга ребенка. У детей объем внимания невелик, поэтому при знакомстве и изучении новых предметов нельзя загружать ребенка избыточной информацией. Если вы пришли с ребенком в зоопарк, то нельзя показывать ему сразу слишком много зверей, разумнее показать толь¬ко самых ярких, интересных, на ваш взгляд, и дать о них подробную и увлекательную информацию. Вот тогда ваш поход пройдет не зря. А если вы увлечетесь и обойдете с ним весь зоопарк, то ребенок быстро забудет все увиденное. Об этом надо помнить всегда, когда вы знакомите его с новым материалом: новым правилом написания незнакомых букв, цифрами, рисунками и т. д. Устойчивость внимания определяет время сохранения концентрации сознания на определенном объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут. Это тоже связано с физиологией ребенка. Процессы возбуждения и торможения у младшего школьника неустойчивы. Процесс возбуждения превалирует над торможением. Ребенок не может себя вовремя остановить, не может долго заниматься одной деятельностью, на одном объекте его внимание может задерживаться не¬долго. И не надо требовать, чтобы он долго себя посвящал одному делу, так как ребенок переутомляется, у него наступает торможение, апатия. Из всего этого следует еще один вывод: нужно чаще чередовать виды деятельности. Но эти виды не должны обрушиваться на детей, они должны чередоваться с некоторыми промежутками, отвлечениями. Еще нужно помнить о последовательности подачи материала: от легкого - к сложному, от знакомого - к неизвестному, нужно уметь опираться на маленький опыт ваших детей. При начальном изучении нужно всегда дать ребятам время запомнить неизвестный предмет. Если это возможно, то его нужно по¬трогать, понюхать, погладить рукой, взвесить, даже попробовать. Вот тогда сложится наиболее полная информация о предмете; ребенок поймет его своими чувствами, значит, и сумеет удержать внимание на нем. Под переключаемостъю внимания понимается возможность от¬влечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. Заметим, что переключение внимания у младших школьников происходит отнюдь не сразу. Распределяемостъ внимания означает наличие двух фокусов внимания одновременно. Это свойство необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма (ребенок должен одновременно говорить, что именно он записывает, и осуществлять процесс письма), при проверке собственных работ (нужно читать написанный текст и одновременно искать орфограммы, проверять их и сверять с написанным), при проведении математических диктантов и т.д. Очень полезное и необходимое свойство. Но нужно помнить, что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребенка. Поэтому дети в первом классе, отвечая у доски, способны, сна¬чала сказать, а потом записать предложение. К 8 годам распределение внимания становится нормой. Обычно младшие школьники могут выполнять только один вид деятельности: если они слушают, то в это время не могут записывать; если пишут, то этот процесс их так захватывает, что они совсем не слышат, что говорят им в это время. И научить ребенка делать несколько дел сразу - задача очень трудная. Нельзя ругать ребенка за то, что он забыл только что проговоренное. Вот начинает ваш ребенок читать: произнес первый слог, второй, а слово собрать не может. И родители начинают метаться: он глупый, неспособный. А все дело в том, что у него маленький объем внимания и, пока он читал второй слог, он уже забыл первый. В это время нельзя горячиться, нужно спокойно дать ребенку возможность повторить, ведь сам процесс чтения для него и очень трудный, и одновременно он его увлекает. Это бывает не только при чтении, но и на других занятиях. В математике нужно разрешать детям записывать промежуточные ответы в задачах, а то они, отвлекая свое внимание на последующие действия, забывают ранее решенное. А есть дети, у которых уже распределено внимание, они эти действия держат в голове. Концентрироваиность внимания - под нею понимается возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии отвлекающих факторов. Науке известны две причины, снижающие концентрацию внимания: физиологическая и педагогическая. Первая, например, может быть связана с наличием у ребенка аденоидов, снижающих доступ кислорода к мозгу. К педагогическим факторам можно отнести телевизор, компьютер. Это связано с тем, что смена кадров при телевизионном изображении требует поверхностного взгляда, концентрированный взгляд при длительном смотрении вызывает головную боль. Если дети много смотрят телевизор, у них вырабатывается поверхностный взгляд, который они переносят и на другие виды деятельности. Учитель: А теперь освоим еще несколько приемов развития внимания у детей, причем обязательно выполним эти упражнения сами (родители выполняют задания, а затем получают их тексты для использования дома): Игра «Что изменилось?» (для тренировки объема внимания).
Игра «Сколько чего?» (для тренировки объема внимания).
Назовите как можно больше предметов, начинающихся на букву «к», или «т», или «с» и т. д. Назовите как можно больше круглых предметов, затем - квадратных и прямоугольных. Игра «Веселый счет» (на тренировку способностей к переключению и распределению внимания).
Затем назвать и показать числа от 1 до 10 (от 10 до 1), записанные на черном фоне. Игра «Одинаковые квадраты» (на тренировку объема внимания и наблюдательности, развитие способностей к концентрации внимания).
Игра «Выполни уговор строго» (на развитие способностей распределять и переключать внимание).
Перед началом игры можно провести «репетицию». Самый внимательный тот, кто дольше других не собьется в игре и строго выполнит уговор. Игра «Повтори» (на развитие объема внимания, способностей распределять и переключать внимание).
В течение второй минуты, наоборот, красным карандашом подчеркивай каждую первую букву и вычеркивай каждую третью. Игра «Точный счет» (на развитие способностей распределять и переключать внимание).
Сколько яблок у ребят- Солнышком в руках горят! У Наташи и у Томы, У Сережи и у Ромы. На столе еще одно, Солнышком напоено. Ну-ка, сколько яблок, братцы? Кто сумеет догадаться? Игра «Названия деревьев» (для тренировки объема внимания).
Игра «Кто внимательный?» (для тренировки объема внимания и развития устойчивости внимания).
Одеяло Убежало, Улетела простыня, И подушка, Как лягушка, Ускакала от меня. Я за свечку, Свечка - в печку! Я за книжку, Та - бежать И вприпрыжку Под кровать! Я хочу напиться чаю, К самовару подбегаю, По пузатый от меня Убежал, как от огня... Приобретать и использовать книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания. 1. Играть вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания. IX. Наши успехи и промахи. X. Разное. XI. Заключительное слово классного руководителя. Учитель: В завершение разговора предлагаю вам памятки и упражнения по раз¬витию внимания младших школьников в домашних условиях. Они вместе с текстом который вы тоже можете взять с собой, будут, я надеюсь, весьма полезными в вашей домашней «школе». Будь¬те терпеливы и настойчивы, и успех обязательно придет
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены