РАЗРАБОТКИ
|
Анализ обучения старшеклассников методам совершенствования самостоятельной научно-исследовательской работы по истории: некоторые результатыИсследовательское обучение в современном мире должно рассматриваться как приоритетный способ обучения, а исследование как стиль жизни. Организуя проектно-исследовательскую деятельность старших школьников, необходимо исследовать ее методологические основы и сделать соответствующие выводы относительно применяемых, примененных и оптимальных для применения в будущем способов. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для школьника, исследовательская работа должна выполняться им сознательно и охотно, должна быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя должно явиться ее представление, «озвучивание»: выступление на уроках-презентациях, семинарах, Днях науки, конференциях. Здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. При решении задач активизации исследовательской деятельности учащихся основными целями для нас как преподавателей становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в выработке осознанного целеполагания, продвижение ученика в повышении результативности работы. Моей методической темой в школе в 2011-2012 учебном году являлось «Обучение учащихся современным методам совершенствования самостоятельной научно-исследовательской работы по истории». Не останавливаясь на подробностях повседневной работы со старшеклассниками (это мой специфический профиль) по данному обширнейшему направлению, позволю себе краткое изложение результатов их опроса в конце этого учебного года, направленного на подведение ими же итогов собственной научно-исследовательской деятельности, а также анализ оных. Мной был разработан и предложен следующий набор заданий (с сочетанием вопросов со свободными ответами (1 и 4) и тестовых вопросов (2 и 3)) учащимся 9-11-х классов:
Анализ ответов участников опроса (в опросе приняли участие 63 обучающихся 9-11 кл.) дает основания для следующих выводов – укажем их соответственно заданным вопросам. 1) В качестве собственных целей научно-исследовательской деятельности чаще указывают: а) получение новых знаний (получается, как самоцель?) – 96 % опрошенных; б) саморазвитие; развитие логики и прочих интеллектуальных способностей – 89%; в) накопление опыта (который мог бы пригодиться и в дальнейшем), практическая польза – 72%; г) сопоставление знаний с имеющимися, исправление ошибок, неточностей, пробелов в знаниях и умениях – 33%; д) «запатентовать» (sic!) свое открытие и вообще «продвинуться» и закрепиться в обществе, быть более востребованным – 25%; причем чаще такие ответы встречались у девятиклассников, чем у старших! Последнее можно объяснить и нарастающей из года в год долей цинизма в мышлении российской молодежи, и тем, что старшие школьники более осторожны и просто сочли «неполиткорректным», что ли, написать это, хотя думали так же... Ценны и нестандартные единичные (именно нестандартностью; ответы «под копирку» свидетельствуют о нетворческом мышлении) варианты: поделиться открытиями и знаниями с людьми (как этого не хватает в нашу эпоху!), или иметь возможность чаще общаться с зарубежными коллегами… 2) Методы самостоятельной научно-исследовательской деятельности учащиеся чаще применяли такие: работа с учебной, справочной литературой (100%); эксперимент, в том числе мысленный (91%); решение медиазаданий (82%); мозговой штурм (75%); выполнение теоретических творческих заданий (66%); моделирование (41%); участие в научно-исследовательских диспутах, пресс-конференциях, ро¬левых играх, в семинарах, олимпиадах (33%); проектная деятельность (25%). 3) Примечательно, что и лучшими методами учащиеся чаще (70-100%) называли именно эти (включая даже работу с учебной, справочной литературой!), особенно работу с видео-, аудио- и интернет-информацией – это требование современности, плюс проблемное эвристическое решение по ситуациям, они дают возможность «оживить» задачу (36%). Критериями их полезности (почему лучшие?) они называли: наглядность, практичность, степень («остроту») проблемности; глубину, но не «поверхностность»; эффективность средства достижения цели. 4) Основными результатами чаще называли следующие: достижение заданных целей, систематизация и углубление собственных знаний, накопление опыта (97%); расширение кругозора, саморазвитие, самосовершенствование – видно, не только узкоспециальное, это более философский ответ (94%); извлечение практической пользы, в т.ч. материальной (85%); получение радости («удовольствия»! а кое-кто усмотрел в этом удовлетворение любопытства и даже развлечение, кайф, так сказать, в чем отразились умонастроения молодежи нашей эпохи) от проделанной работы (47%). Видимо, отражается потребность и в самоутверждении; но что радует – возникновение новых вопросов, которые неизбежно будут стимулировать дальнейшее познание. Конечно, встречались и нестандартные, единичные свободные ответы (1-3 схожих, т.е. не более 4% каждого): результат – это «занято время» («убить время», можно сказать…), «было общение» (для 9-классников полезно, конечно…), «пробужден интерес к творчеству» и даже «преодолен страх», «произошли изменения в характере» (!); их философский диапазон – от «получен результат, соответствующий целям» (??) до «пока ничего особо не достигнуто, все только начинается»… Основываясь на изложенном, можно сделать следующие выводы. Есть повод для доли оптимизма. Большинство наших старшеклассников уже на некотором уровне владеют навыками выполнения исследовательских работ и создания творческих проектов, они тщательно выбирают темы и представляют на суд педагогов, ученых и товарищей не только то, что им интересно, но часто то, что им по-настоящему важно и дорого. В этих условиях расстановка их по ранговым местам (1-е, 2-е, 3-е и др.) может выглядеть как неоправданная сухость или даже несправедливость. Как в списке выбранных методов научно-исследовательской деятельности не стоит выстраивать их строго «по ранжиру», но можно подобрать сразу и несколько, так и «победителями» могут стать сразу несколько юных исследователей. В ходе реализации учебных программ у детей и педагогов должен быть преодолен барьер боязни проведения самостоятельных творческих изысканий в любых сферах деятельности и, прежде всего, в сфере познания и овладения полезными навыками. В качестве основных критериев прогрессивности здесь могут выступать стремления и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия учителя и ученика. В современной школе необходимо всячески приветствовать и стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность учеников; очевидно, не все занимались ею в должной мере в предыдущие годы.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены