РАЗРАБОТКИ
|
Интерактивные и коммуникационные технологии при изучению темы «Кислородсодержащие соединения»МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 125 КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА Интерактивные и коммуникационные технологии при изучению темы «Кислородсодержащие соединения»
Введение
К техническим средствам обучения предъявляют разносторонние требования, в том числе такие: 1. Функциональные — способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы (громкость и качество звучания; вместимость аудиовизуальных средств, достаточная для проведения занятия; универсальность прибора). 2. Педагогические — соответствие возможностей технического средства тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями. 3. Эстетические – наглядное выражение назначения, масштаб, соразмерность, целостность композиции. Использование персонального компьютера способствует активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживает интерес, способствует пониманию и запоминанию учебного материала. Компьютерные телекоммуникации позволяют формировать у учащихся и необходимый уровень знаний, и умения анализировать, сравнивать, обобщать, обрабатывать имеющуюся информацию, находить нужную формацию, связывать ее с изучаемыми вопросами, т.е. формировать информационную культуру школьника. Обучение происходит в ходе общения, поиска информации и работы с ней. На первый план выступает интерес к новой информации, желание осмыслить ее, поделиться новым знанием с окружающими, применить имеющиеся знания и умения в конкретной ситуации. Создает эмоциональное отношение учащихся к учебной информации. Аудиовизуальные технологии применяемые в процессе обучения позволяют экономить учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций , которые она выполняет качественнее, чем учитель. Экспериментально доказано, на технологических операциях по воспроизведению графиков, таблиц, формул экономиться 15 – 20 % учебного времени, а простой показ смонтированного видеофильма или презентации экономит до 25 минут двухчасового занятия. Целью данной работы является показать необходимость применения аудиовизуальных, информационных технологий для изучения темы «Органические вещества» в 10 –м классе. Задачами является усилить интерес учащихся к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов. Сделать доступным такой материал, который без аудиовизуальных средств недоступен. Проиллюстрировать связь теории с практикой и применение данных знаний в повседневной жизни. Тема имеет большое значение для подготовки учащихся к дальнейшей практической работе, так как повсюду ( в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте , в быту) органические вещества находят многообразное применение. При ее изучении используются знания, которые приобретены учащимися IХ классов при изучении тем раздела органическая химия и на уроках биологии, географии, также данный материал может быть просмотрен в курсе XI класса в теме «Органические соединения». Использование информационных технологий при обучении химии Смыслом и позитивным результатом модели обучения с использованием информационного ресурса являются следующие аспекты: • в центре технологии обучения - ученик; Цель педагогической деятельности ориентирована на повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных образовательных технологий, при этом информационным отводится ведущее место. • рассмотреть основные принципы и методические приемы построения компьютеризированных методик обучения химии; Так, на этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет возможности: • создавать компьютерные модели конспекта урока, темы, курса в целом; На этапе проведения уроков компьютер позволяет: • экономить время; На этапе методической проработки процесса обучения у учителя появляются дополнительные возможности: • аккумулировать совместные усилия учителей; Кроме того, компьютерная техника применяется и как средство контроля усвоения знаний учащимися, значительно расширяет доступ к источникам информации, дает возможность получения обратной связи. Для организации работы учителем могут быть применены различные модели использования компьютера на уроках. Они подразделяются на методологические и организационные. Рассмотрим применение компьютерных технологий на примере темы «Кислородсодержащие органические соединения » ( Количество часов 10 по программе О.С.Габриеляна)
Также дать общие понятия о кислородсодержащих соединениях и их нахождении в природе , об их физических и химических свойствах и о применении в повседневной жизни. В процессе изучения темы применяются и закрепляются не только наиболее общие химические понятия, но и по сравнению с традиционным урокомлекцией, когда преподаватель только излагает тему, а при использовании информационных технологий, учащиеся слушают, смотрят, запоминают или конспектируют учебный материал, лекция, построенная по предлагаемой методике, имеет важное преимущество - интерактивность. Интерактивность дает возможность активно вмешиваться в процесс обучения: задавать вопросы, получать более подробные и доступные пояснения по неясным для них разделам и фрагментам излагаемого учителем учебного материала. В тему «Кислородсодержащие органические соединения» (по программе О.С. Габриеляна) не включена информация о роли кислородсодержащих органических веществ: спиртов, альдегидов, карбоновых кислот как загрязнителей окружающей среды, а также их положительном и отрицательном воздействии на организм человека. Однако такие сведения важны для учащихся, одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный процесс презентаций на эти темы сделанные самими учащимися. Так как вводная лекция «Кислородсодержащие соединения» достаточно объемная , чтобы успешно ее использовать , я предлагаю часть лекции представить в виде интерактивной лекции. А план тем и где можно найти по каждому уроку информацию отразить в распечатанном варианте для каждого учащегося Большой интерес вызывает дополнение видеоподдержки сообщения компьютерной презентацией, в которой можно использовать слайды и видеосюжеты с компакт-дисков, схемы, графики, тексты заголовков, бегущую строку, мультипликацию и т. д. Использование компьютеров для создания визуальной поддержки творческой работы может идти по трем направлениям:
Подобные работы имеют огромный учебно-познавательный и воспитательный эффект:
Подготовка личности информационного общества предполагает знание и умение использовать современные информационные технологии — аудио, видеосредства, компьютеры. В условиях работы в школе можно достичь максимального использования развивающего потенциала предмета путем интеграции химии, искусства, истории и современных носителей информации. Визуализация отдельных тем курса химии современными техническими средствами дает возможность создания банка дидактических материалов нового поколения и совершенствования информационной культуры педагога и учащегося. В ходе урока «Спирты» я стремлюсь познакомить учащихся с биологической ролью спиртов . Даю понятие о мутагенной и канцерогенной активности. • Обеспечить усвоение учащимися возможностей применения наиболее значимых для человека спиртов В качестве проверки домашнего задания идет заслушивание сообщений с сопровождающихся презентаций по теме «Антиалкогольная профилактика» Примерные темы ученических сообщений - презентаций: • Физиологическое действие алкоголя на организм человека. Учащиеся, при подготовке к уроку подбирают отдельные факты (по материалам печати) уголовных происшествий, связанных с употреблением алкоголя, с отравлением суррогатными алкогольными продуктами и техническими жидкостями, метиловым спиртом. Материал темы удобно дополнять учебным пособием «Химия. 1С: Репетитор-онлайн Диск удобен в применении, состоит из четырех частей «Основы теоретической химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия». Достаточно полно изложена теория, материал хорошо иллюстрирован, имеются удобные гиперссылки, анимации, в том числе и интерактивные, видеоролики с химическими экспериментами. В конце каждого параграфа приведены контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения. Ресурс содержит обстоятельные справочные материалы. Бесценным подспорьем по данной теме являются информационные веб-ресурсы, содержащие электронные версии учебных и методических пособий, известных книг, к примеру сайт http://n-t.ru «Наука и техника — электронная библиотека». Рассмотрение заданий на закрепление можно сопровождать показом слайдов заранее подготовленных. В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде помещаю контрольные задания. Если учащиеся не могут ответить, на какой - либо вопрос, то есть возможность вернуть слайд, содержащий сведения для правильного ответа. Таким образом, осуществляется разбор материала, вызвавшего затруднения. Формирование исследовательских компетенций на уроках химии. При конструировании урока-исследования я старалась создать на уроке условия, стимулирующие умственную деятельность учащихся. Выбор темы урока-исследования был не случайным. При выборе темы я руководствовалась следующими соображениями:
На данном уроке важно ознакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, этапами и методами исследовательской деятельности, создать условия для формирования умений формулировать проблему, определять тему, цель исследования, выдвигать гипотезу, осуществлять сбор, обработку и интерпретацию данных, делать выводы. Я на уроке выступаю как организатор самостоятельного учебного познания и как один из источников информации. Накануне урока предлагаю учащимся исследовательское домашнее задание. Тема урока-исследования имеет практическую направленность, позволяет осуществить перенос знаний на широкое применение исследуемой проблемы в различных видах деятельности человека. Урок-исследование проходит в три этапа:
На мотивационно - ориентировочном этапе — определяем проблему , план её решения. Чтобы выйти на проблему, использовался просмотр видеофрагментов по теме урока с последующим осмыслением, демонстрация химического эксперимента . При определении новизны исследования, мы рассматриваем адаптивный уровень, связанный с приспособлением нашей разработки к конкретным условиям учебного процесса по химии, и комбинаторный уровень, в котором новая комбинация создаётся благодаря различным сочетаниям известных методов. Найденное нами педагогическое решение можно считать новым, так как оно не просто логически вытекает из существующего уровня знаний по рассмотренной проблеме, но и предполагает качественное развитие этой области. Всё это было основано на конкретном опыте учащихся и было для них значимо. Здесь же определила и озвучила основы взаимоотношений на уроке учитель-ученик. Для успешного решения задач этого этапа на уроке
Рефлексивно-оценочный этап построен так, чтобы результаты проделанной на уроке работы принесли чувство удовлетворения каждому участнику учебного процесса, делают выводы о полученных новых знаниях . Общие затраты времени на проведение урока - исследования (и особенно на подготовку ) превышают время на подготовку и проведение традиционного урока по той же теме, но это компенсируется развивающим результатом урока-исследования. Наибольших затрат учебного времени для учащихся требует лабораторный эксперимент: наблюдение, осмысление и формулирование выводов, а также осмысление собранной информации, самостоятельное формулирование выводов, связное и доказательное изложение их. Осмысление обеспечивает развитие учащихся. Урок - исследование «Сложные эфиры. Жиры» проводится по темам «Исследование влияния синтетических моющих средств на биологические объекты», «СМС и экология окружающей среды» или «Получение мыла» защита работ сопровождается презентациями - исследования и докладами. Работа «Исследование влияния синтетических моющих средств на биологические объекты» заняла Гран - При в конкурсе «Я и Земля» им. В. И. Вернадского. В процессе раскрытия тем важен опытно-демонстрационный эксперимент. Ни для кого не секрет, что база современной школы оставляет желать лучшего, не хватает реактивов и оборудования. В добавок ко всему дети не умеют анализировать увиденное. Поэтому им надо показать на пальцах, что они должны увидеть. Бывает, потратив уйму времени на эксперимент, мы не получаем того результата, на который рассчитывали. Когда мы стоим перед выбором, показывать опыт или нет, приходится идти на какие-то компромиссные варианты: когда-то показываю видеофрагменты, иногда использую компьютерные программы. Хорошим подспорьем является программа диска «Виртуальная лаборатория» или сайт http://www.virtulab.net где демонстрируются опыты , которые проводятся виртуально самими учениками, где каждое действие озвучивается в какой последовательности нужно его выполнять, дается возможность демонстрировать реакции с взрывчатыми или ядовитыми веществами, редкими или дорогостоящими реактивами, процессы, протекающие слишком быстро или медленно, что невозможно в школьных условиях. Пример: Качественные реакции на альдегиды, многоатомные спирты, крахмал и белки Цель работы состоит в изучении признаков и условий прохождения качественных реакций на альдегиды, многоатомные спирты, крахмал и белки. Выполняются виртуальные опыты – качественные реакции на альдегиды, многоатомные спирты, крахмал и белки. Вывод Важным аргументом в пользу применения информационных технологий является возможность быстрого и эффективного контроля знаний учащихся. Большая часть электронных учебников содержит упражнения – тренажеры, задачи с решениями, тестовые задания. Отдельные программные продукты содержат электронный журнал, который позволяет фиксировать уровень знаний учащегося по каждой теме курса (учитывается не только отметка и число попыток решения, но и затраченное время на выполнение заданий). Система оценки результатов дает возможность определить рейтинг учащегося по каждой теме, проследить динамику успеваемости и скорректировать учебный процесс в соответствии с показанными результатами. Кроме того, использование контролирующих программ способствует формированию адекватной самооценки у учащихся. Несмотря на ряд преимуществ готовых программных продуктов, информация на некоторых из них излагается очень сухо, встречаются ошибки принципиального характера, некоторые задания чрезвычайно трудны для школьника. Поэтому возникает потребность в создании собственных информационных продуктов. Одна из проблем заключается в том, что диалог учащегося с компьютером никогда не сможет заменить общения с настоящим педагогом. Компьютер не может создать настроения. Другая проблема – наличие именно в кабинете химии компьютера и мультимедийного проектора. Без этих технических средств невозможно полностью использовать все плюсы новых информационных технологий. Еще одна проблема – недостаточная подготовка учителей химии в области компьютерных технологий. Необходимо не только уверенно пользоваться готовыми дисками, но и знать основные программы, например Microsoft Office. При уверенном пользовании компьютером учитель может сам разрабатывать тесты и интерактивные приложения. Это требует от педагога дополнительных усилий, но с лихвой окупается в дальнейшем. Компьютер надежно хранит информацию и дает возможность корректировать ее под каждую конкретную задачу. Наличие большого набора информационных объектов в презентации дает учителю возможность представить изучаемый объект или процесс во всем многообразии его проявлений и свойств, а также более четко и точно определить его место и значение в системе научных знаний об окружающем нас мире. Очень важно, что использование информационных технологий органично вписывается в структуру любого урока, дает возможность стимулировать поисковую деятельность учащихся на современном, качественно ином уровне, а также формировать учебную мотивацию и ключевые компетенции обучающихся. Мною была отслежена результативность обучения при использовании информационных технологий. Диагностика уровня сформированности свидетельствуют о том, что система работы с использованием информационных технологий на уроках химии приводит к росту показателей качества обученности, чего мы не наблюдали при традиционном обучении. Значительный рост прослеживается и по уровню сформированности организационных навыков. Рост интеллектуальных умений и навыков несколько ниже ,что свидетельствует о сложности процесса их формирования. Таким образом, компьютеризация при обучении создает особую информационную обстановку, которая стимулирует интерес и пытливость ребенка. Это облегчает понимание и решение многих задач интеллектуального характера, способствует раскрытию природой заложенных потенциалов и способностей к познанию, творческой инициативы, личностному развитию каждого ученика. Целевое включение новых информационных технологий в учебный процесс способствует постоянному динамичному обновлению содержания, форм и методов обучения и воспитания, позволяет педагогу решать проблемы, связанные с разработкой и использованием учебных программных продуктов качественно нового уровня. Список использованной литературы 1. Прокопенко В.Г. «Компьютер в кабинете химии» Химия в школе 2000г. №8
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены