РАЗРАБОТКИ
|
Формирование экологической компетентности учащихсяМуниципальное образование Ленинградский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 пос. Октябрьского муниципального образования Ленинградский район Тема: «Формирование экологической компетентности учащихся»
Из опыта работы учителя биологии высшей квалификационной категории Любченко Татьяны Борисовны
1.1. Уровень опыта по степени новизны 3 2. Технология опыта 6-10 2.1. Эффективность опыта 8
Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Задача учителя – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. В преподавании биологии придерживаюсь теории развивающего обучения, соединяю проблемы биологии с другими науками естественного цикла – химией, экологией, географией, физикой – находя общие точки соприкосновения этих дисциплин. Применяю знания, умения, навыка, полученные на других уроках. В ходе преподавания предмета использую современные компьютерные технологии. Для всестороннего развития личности ребенка, его мыслительной деятельности, способностей включаю детей в социокультурную, общественно – значимую деятельность (общественная экспертиза, проектная деятельность, выступление перед родителями и др.). Все это дает возможность воспринимать процесс обучения комплексным, единым, а не разрозненным на отдельные дисциплины и оторванным от жизни. У ребенка формируется целостная картина мира, природы.
1.3. Краткое описание опыта: Проблема взаимоотношений человека, природы и общества стояла на всех этапах развития человечества, но особой остроты достигла на пороге третьего тысячелетия. Анализ подлинных причин экологического кризиса убеждает нас в том, что главное противоречие не между человеком и природой, а между культурой и деятельностью в природе. Поэтому основная задача сегодня - достижение экологической грамотности всего населения страны, и, прежде всего, наших детей. Реализация идеи экологического обучения в курсе школьной биологии означает создание каждым школьником понимания данной проблемы, основанной на его личном опыте. Проблема активизации процесса обучения не может на современном этапе развития рассматриваться без учета личной позиции обучаемого. Поэтому объектом данного исследования стала система учебно-воспитательного процесса по экологическому образованию учащихся, переход от традиционных форм научно – исследовательской работы к работе в рамках личностно – ориентированного обучения 1.4. Предметом исследования
1.5. Основные программные задания
1.6. Направление деятельности по направлению «Формирование экологической компетентности»: Натуралистическая: -изучение экосистемы района; -участие в месячниках по охране окружающей среды. Просветительская пропаганда: сбор, анализ, обработка и распространение информации природоохранного характера. Экологический мониторинг: - контроль загрязненности воды, воздуха; Природоохранная: - восстановление, защита, сохранение природных экосистем; Художественно-эстетическая: -программирование и зарисовка природных объектов; 2. Технология опыта. Накопленный опыт по данной тематике позволил, начиная с 1997 года и по настоящее время, проводить экспериментальную и исследовательскую работу в области экологизации обучения и воспитания. Наша школа на протяжении многих лет работает над проблемами формирования экологических компетенций учащихся. В 1997г введен курс «Экология», однако с изменением базисного плана школы этот предмет был исключен из обязательного перечня изучаемых предметов. На протяжении ряда лет работает экологический кружок. Многие учебные курсы экологизированы. На уроках русского языка, литературы, физики, химии, биологии, истории, географии используются тексты, задачи, практические работы, дополнительный материал экологического содержания. На базе нашей школы проводился семинар на тему «Экологизация учебного процесса». Учащиеся 9 класса изучали элективный курс «Экология человека». Курс биологии по сравнению с другими дисциплинами отличается большей степенью экологизации. Этот предмет, рассматривает проблемы окружающей среды глубоко, расширенно, непрерывно, на трех уровнях: глобальном, региональном, локальном, на основе краеведческого подхода. Составлен план работы школы, в который включены разделы экологического воспитания и образования, что является важной составной частью целостного процесса обучения. В школе с 2007 года создано НОУ «Импульс», разработано положение НОУ, составлен план работы. Результатом данной деятельности является:
Это отображает результативность проводимой в школе работы по экологическому образованию и воспитанию: призеры и дипломанты муниципальных, зональных, краевых конкурсов: «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам края «Подрост» в номинации «Экология местных растений», «Экологический калейдоскоп» и «Моя малая Родина»;
Распространение накопленного опыта нашло отражение в:
2.1.Эффективность опыта: Изначально заданный высокий уровень предъявления материала, его информационная емкость, позволяют осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность для развития эрудиции, экологической и общей культуры личности. 2.2.Результативность В работе прослеживается ежегодная позитивная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся. 2.3.Мониторинг участия МОУ СОШ №5 в олимпиадах. 2.4.Участие в работе научно – практической конференции «Эврика»
2.5. О результативности работы говорят итоги ЕГЭ.
2009 – 2010г
Какую бы впоследствии профессию не выбрали бы наши ребята, они навсегда сохранят в своей душе любовь к родному краю, бережное отношение к природе
Нам очень хочется видеть своих продолжателей не просто умными, грамотными людьми, но и неравнодушными, активными, гуманными.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены