РАЗРАБОТКИ
|
Образы и идеи мировой литературы в русской культуреСадовникова Светлана Викторовна, Образы и идеи мировой литературы в русской культуре Во все периоды своего существования Россия находилась в непрерывном и интенсивном культурном взаимодействии с Востоком и Западом. Сегодня, в эпоху межкультурного взаимодействия, на наш взгляд, очень важно изучать ту роль, которую сыграла в мире русская культура, то есть русская музыка и литература, русское искусство, философия и наука. Ведь понимание того, какое место занимает в мировом контексте художественное поле России, ведет к преодолению различных предубеждений и сохранению уважительного отношения в деле преумножения культурного наследия. И в этом велика роль учителя- словесника, так как одна из первейших его задач- показать русскую литературу в окружении других литератур, обратить его внимание на то общее, что есть у русского писателя и писателей других стран. Очевиден тот факт, что в основе русской культуры - древнерусской, петровской, её «золотого» и «серебряного» века- лежат нравственно-духовные искания, сознание мира и человека, поэтому именно о русской литературе нередко говорят как о самой правдивой и совестливой. Говоря на уроках литературы о судьбах русских поэтов, мы всегда обращаем внимание на их драматичность. Хотя, если поэт настоящий, если он «невольник чести», доля его трудна, независимо от того, в какой стране он живет и в какое время. Здесь можно провести параллели с украинской литературой, в частности с судьбой Тараса Шевченко. И в стихах французского поэта Ш. Бодлера доказывается та же истина: Поэт! Вот образ твой: ты так же, без усилья, Разве не слышим мы в этих строках и знакомые нам некрасовские мотивы: Но, сколько б ни было причин, Как мы видим, и в русской, и в зарубежной литературах есть общее. Изучать же зарубежную классику на уроках литературы нет возможности. Однако расширить представление учащихся о ней, напомнить лишний раз об общечеловеческих ценностях необходимо. Делать это можно, например, так. Знакомя десятиклассников с творческим методом Ф.М.Достоевского, прежде всего говорю о том что он всегда восторгался западной литературой, о чем можно судить по его письмам брату. Круг чтения (его интересы и симпатии охватывали чуть ли не весь мировой литературный процесс), постоянно расширяясь, отражался на его творчестве. Достоевский превозносил Гомера(« Гомер дал всему древнему миру организацию и духовной и земной жизни…как Христос новому»). Достоевского восхищали такие гении Средних веков и Возрождения, как Данте, Сервантес, Шекспир. У Данте писатель находил глубочайший анализ человеческих страстей. Дон Кихот Сервантеса был любимым героем Достоевского. Именно Дон Кихот послужил для писателя главным ориентиром при создании образа « положительно прекрасного человека» в романе «Идиот». Трагедии Шекспира Достоевский считал « высшим плодом всего человечества», «формой красоты, уже достигнутой» и неизменно опирался в своём творчестве на « вечные образы» Шекспира и на его принципы построения сцен и монологов. Говоря с учениками о ранних рассказах А.П.Чехова, предлагаю им сопоставить рассказы « На гвозде»( Чехов) и « Драгоценности» ( Ги де Мопассан).Дети легко находят сходства в характерах Стручкова и Лантена: оба «маленьких человека» бездуховны. И тут же как параллель слова из Евангелия от Матфея: « Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» А вот наш современник А. Вознесенский «Но все-таки дух-это главное. Долой порнографию духа!» именно она ненавистна и Чехову, и Мопассану. Изучая сатиру на уроках, мы непременно обращаемся к творчеству М. Зощенко. Я начинаю свой рассказ об этом писателе, обращаясь к Европе 16 века, когда « загрохотал титанический смех» Рабле; когда обольщала читателей тонкая усмешка Эразма Ротердамского, автора «Похвалы глупости»; когда возникла иронически-безнадежная улыбка Гамлета. Тогда определилась духовная миссия иронии: освобождение смехом и улыбкой от всего мертвого, отжившего и окостеневшего. Чтение Зощенко - один из самых эффективных способов лечения смехом. Не удивительно, что его творчество привлекало многих мастеров искусств. Так, « Зощенковский герой» нашел несомненное продолжение в образе рассказчика – «люмпен- интеллигента» в « Москве- Петушках» В. Ерофеева, в прозе Ю. Алешковского, В. Шукшина. С одиннадцатиклассниками на уроках, посвященных современной поэзии, мы говорим о созвучности художественных миров Зощенко и Высоцкого. Между текстами этих двух авторов можно найти немало реальных словесных перекличек. Например, у Зощенко: «Сегодня день-то у нас какой? Среда, кажись? Ну да, среда»(рассказ «Ошибочка»). У Высоцкого: «А день …какой был день тогда? Ах да- среда!.. (песня «Ну вот исчезла…»). Как и Зощенко, Высоцкий в совершенстве овладел искусством речевой маски, мастерством перевоплощения. Мы любим говорить о лаконизме русской прозы, р метафоричности русской поэзии. Но краткость, простота, образность- эти критерии художественности свойственны не только им. Жемчужина японской литературы- хайку, стихотворение, состоящее всего из трёх строк,- содержит в себе и художественный образ, и настроение: Пальму посадил Или: Срез спиленного После изучении в 5-ом классе творчества И.А.Крылова провожу урок внеклассного чтения, посвященный изучению притч, созданных , «великим флорентийцем» Леонардо да Винчи. Знакомство с его литературным творчеством начинаю с притчи «Лев и ягненок».Здесь мы находим определенное сходство ситуации с крыловской басней. Но произведение Леонардо, несмотря на внешнее сходство событий (волк-ягненок, лев-ягненок), приводит нас к несколько иным умозаключениям. Крыловский голодный волк осуществляет « право сильного» («…хочется мне кушать»).Не менее голодный лев « не посмел растерзать ягненка», будучи «обезоружен такой доверчивостью». «Искусство- это окно в мир,» утверждает Д.С.Лихачев. Действительно, познание другой нации, восприятие «другого»- это и есть сознание самого себя, сознание своего народа в окружении других. Русская литература только потому и является ведущей в развитии мировой литературы, что усвоила, переработала и переосмыслила богатейшее наследие других народов Европы и Античности и смогла достичь их уровня по глубине и мастерству. Список литературы
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Развитие речи у детей в возрасте от 1,5 месяцев до 3 лет Как установить хорошие отношения с учителем вашего ребенка Рекомендации для педагогов, родителей по готовности будущих первоклассников к обучению в школе Советы родителям дошкольников: Как надо вести себя с ребенком, испытывающим страх. Важность проблемы задержки речевого развития и необходимые меры в коррекции речевых нарушений |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены