РАЗРАБОТКИ
|
Принципы формирования среды в объединениях дополнительного образования молодежи при ОУ НиСПОПринципы формирования среды в объединениях дополнительного образования молодежи при ОУ НиСПО Сегодня, когда ушла в прошлое концепция «образование на всю жизнь» и в обществе укрепляется ее наследница – концепция «образование через всю жизнь» все более активно поднимаются вопросы дополнительного образования. Несмотря на то, что сегодня у большинства людей при слове «дополнительное образование» в первую очередь всплывает образ детских и молодежных кружков и спортивных секций, тем не менее, все больше людей говорят о втором высшем образовании, курсах повышения квалификации, профессиональных тренингах и т.д. Из этого можно сделать вывод, что дополнительное образование перестало восприниматься как молодежное развлечение, а все более и более соответствует своему названию и воспринимается как способ приобретения навыков, которые дают возможность получать доход. Однако в данной статье нам бы хотелось затронуть вопрос именно о дополнительном образовании учащейся молодежи, и, особенно той ее части, которая получает не высшее, а среднее - специальное образование в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. В Германии существует поговорка – «Молодость, это только способ обеспечить себе старость». Немцам нельзя отказать в практичности. Наши молодые люди, особенно обучающиеся в средних специальных учебных заведениях (ПТУ, техникумах, колледжах и т.д.), в большинстве своем получают только одну специальность – ту, на которую они поступили в учебное заведение. Сравнительно небольшая часть этих ребят занимаются дополнительно спортом, техническим творчеством, искусством или чем-либо подобным. Таким образом, в результате обучения общество получает в лучшем случае хорошего специалиста, не способного, за редким исключением, гибко реагировать на частые и многочисленные изменения рынка труда, политической ситуации и т.д. Кругозор и сфера интересов такого человека узки, что затрудняет его общение с другими людьми, создание семьи, воспитание детей, а часто ведет к злоупотреблению алкоголем, наркотиками, или к другим формам асоциального поведения. Такие люди при возникновении малейших трудностей теряют жизненные ориентиры, возможно, работу и, как следствие – все средства к существованию. Особенно важной нам представляется возрастная группа от 15 до 18 лет. Дело в том, что в этом возрасте человек производит выбор уже гораздо более осознанно, чем в ранний период. Им движет не просто интерес, а интерес прикладной, так как в этом возрасте большинство молодых людей если и не окончательно встали на свой будущий жизненный путь, то, по крайней мере, определились с принципиальным направлением. На данном этапе очень важно предложить молодому человеку возможность получить дополнительные знания и, особенно практические навыки. Поэтому в рамках современной воспитательной системы дополнительное образование должно восприниматься как одно из приоритетных направлений. Основным препятствием на этом пути становится инертность той части молодежи, о которой мы говорим. В силу ряда причин эти ребята не активны или слабо активны. Главной задачей становиться их привлечение в систему дополнительного образования. На наш взгляд, одним из факторов сдерживающих молодых людей является потеря дополнительным образованием значимости в глазах молодежи. Фраза «я записался в кружок» или секцию, часто вызывает у молодых людей снисходительную улыбку или вопрос: «что тебе делать нечего?». За объяснением этой ситуации мы обратились к педагогам и психологам, работающим с молодежью и после целого ряда бесед с ними, пришли к следующему выводу: молодые люди интересующей нас категории нацелены на быстрое получение специальности и самостоятельное зарабатывание денег. Для большинства из них деятельность, не приносящая материального дохода, и даже та, которая способна приносить доход, но не сейчас, а в будущем, серьезной ценности не имеет. Кроме того, как уже было сказано, большинство из этих ребят имеют довольно низкий уровень образования, поэтому часто не могут представить, как можно применить имеющиеся знания и навыки. В нашей стране возникло и получило свое развитие большое количество форм дополнительного образования детей и подростков. Накоплен богатейший педагогический опыт в этой области. Развитие этого опыта, формирование в молодежных объединениях дополнительного образования среды, привлекающей в нее молодежь, является одной из важнейших воспитательных задач. Каждое образовательное учреждение начального и среднего профессионального образования осуществляет в рамках воспитательной работы деятельность по дополнительному образованию. Исходя из материальных и кадровых возможностей ОУ, организуются секции, кружки и студии, в которых занимаются обучающиеся данного учреждения. Казалось бы все хорошо. Однако, в действительности все не совсем так. Работа этих молодежных объединений довольно жестко регламентируется государством: контролируется количество занимающихся (не менее 15 человек), ведется журнал занятий, подобный школьному. Программы работы кружков и секций пишутся до начала работы объединения, и, соответственно не могут быть согласованы с мнением самих ребят – участников объединения. Все это отталкивает молодых людей от занятий в кружках. Работа по вовлечению молодежи в эту систему так же весьма формализована, планируема и подотчетна. Поэтому некоторые кружки или секции перестают существовать, либо существуют чисто формально, приписывая количество несуществующих участников для того, что бы набрать необходимые по закону 15 человек. А ведь система дополнительного образования – именно та сфера, где в полной мере могут применяться принципы субъект – субъектного подхода в воспитании и педагогики сотрудничества. Мы предлагаем несколько принципов, которыми, как нам кажется, могут способствовать формированию в молодежных объединениях благоприятной и привлекательной для молодежи среды:
Участие в молодежных объединениях способно дать молодому человеку множество полезных знаний и навыков, в том числе активизировать профессиональное творчество. Именно здесь проще создать ситуацию успеха для молодого человека, потому что здесь нет государственных стандартов, проще сформировать коллектив, потому что есть общее дело и общий интерес. Можно перечислить еще немало разных «проще..», но самое главное здесь проще помочь молодому человеку стать полноценным и полноправным членом общества.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены