Развивающее обучение на уроках математики.
Учитель МБОУ Мешковской СОШ
Самсонова О.Л.
Я, Самсонова Ольга Леонтьевна, в школе работаю 23 года. В должности учителя математики 8 лет, имею 12 разряд преподаю в МБОУ Мешковской СОШ.
Наша школа работает над проблемой «Деятельный подход в обучении, как ресурс качественного образования». Работая над этой проблемой , знакомясь с опытом работы коллег, я на уроках стараюсь применять разные педтехнологии. Но технология развивающего обучения, при обучении учащихся 5-7 классов, мне близка и приносит результат в работе . Интерес к этой теме у меня возник давно, при написании целей и задач к уроку, мы всегда пишим обучающие задачи, развивающие и воспитательные. И если обучающие задачи на каждый урок были разные, то развивающие практически одни и те же «развивать память, мышление и речь». И только проработав в школе более 10 лет, я стала больше убеждаться, что обучение ребенка без его развития не может быть успешным.
Проблема развивающего обучения интересовала педагогов многих поколений: Я.А. Коменского и Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др. В советское время ее интенсивно разрабатывали психологи и педагоги Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, а также А.К. Дусавицкий, Н.Ф. Талызина, В.В. Репкин, С.Д. Максименко и др. Естественно, в разное историческое время исследователи неодинаково представляют и истолковывают само понятие развиваюшего обучения.Начиная экспериментальную работу (1957 г.), Л.В. Занков со своей лабораторией проанализировал и критически оценил содержание и традиционную методику обучения в начальных классах. Было выявлено, что учебный материал облегчен. В обучении преобладает вербализм, развитие памяти происходит в ущерб развитию мышления, слабо используются внутренние побуждения к учению
Работая над проблемой развивающего обучения , я изучила опыт многих педагогов. Л.С. Выготский выделил и обобщил следующие наиболее широко распространенные точки зрения на вопрос о соотношении обучения и развития:
- обучение и развитие - два независимых друг от друга процесса; обучение "надстраивается" над созреванием; обучение чисто внешне использует возможности, которые возникают в процессе развития;
- обучение может идти как вслед за развитием, так и впереди развития, продвигая его дальше (Выготский Л. С, Избранные психологические исследования. - М., 1956).
По мере обогащения психологической и педагогической теорий уточнялись представления о каждом из этих понятий. Постепенно понятия обучения и развития обретали статус междисциплинарных и базовых категорий. Общеупотребляемыми стали следующие трактовки этих понятий:
- развитие - это процесс количественных и качественных изменений организма, нервной системы, психики, личности;
- обучение - процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков.
З.И. Калмыкова выделяет следующие приемы мнемической деятельности: прямая установка на запоминание; сознательное применение таких приемов, как группировка, классификация, составление плана, выделение смысловых опор; "сжатие", "уплотнение" материала; наложение информации на наглядно представленные "опоры" - условные знаки, символы, отражающие не только отдельные элементы этих знаний, но и взаимосвязь между ними; многократный возврат к материалу и др.
Г.А. Цукерман выдвигает следующие:
1.Обеспечить душевное здоровье и эмоциональное благополучие школьников. И душевное здоровье, и эмоциональное благополучие являются необходимым условием успешности любой деятельности, в том числе и обучения. Ребенок с эмоциональными проблемами не способен ни усваивать знания, умения, навыки, ни полноценно творить, ни полноценно общаться. В школе он обречен попасть в разряд "трудных" учеников - неуспевающих и недисциплинированных.
Перед уроком мне всегда интересно узнать с каким настроением пришли дети на урок, от этого зависит, как пройдет урок. Рефлексия перед уроком помогает определить тех детей, которые чем- то обеспокоены( не выполнил домашнюю работу, не выучил правило , получил плохую отметку на предыдущем уроке и тд.) Достаточно 1 минуты, чтобы успокоить ученика и вовлечь его в работу. Мои ученики знают, что если не выполнил Д/З, то лучше об этом сказать сразу перед уроком (причины могут быть разные), не обманывая учителя , но они знают, что на следующем уроке я проверю это задание. Если ученики пришли уставшие или получили неудовлетворительную оценку на предыдущем уроке, то мне помогают небольшие стихотворения, смешные случаи из школьной жизни, смешные фотографии.
1.Учитель спрашивает учеников:
-Какая личность ,с которой вы столкнулись в течение учебного года, потрясла вас сильнее всего?
-Меня-Наполеон.
-Меня-Юлий Цезарь.
-А меня-мой отец, когда увидел дневник.
-Чтобы не возникли проблемы с родителями, мы сегодня обязательно должны получить хорошие оценки.
2.В камере хранения.
Приму от вас я на, на храненье
дурное ваше настроенье
уроки учить нехотенье,
хотенье болтать ерунду
и верьте новое ваше настроение
доставит вам наслаждение
И очень хорошие оценки.
Появятся у вас в дневнике.
3.Причины опозданий
Во вторник подвела постель –
Не смог я вовремя проснуться.
Позавчера забыл портфель
В нем был банан – пришлось вернуться.
В своих ошибках разобрался,
Сегодня в срок прийти хотел,
Но слишком сильно разогнался
И мимо школы пролетел.
В конце урока, я обязательно провожу рефлексию, стараюсь, чтобы дети уходили с хорошим настроением.
Проводя анкетирование в одном классе в начале года я увидела, что детей, идущих на мой урок с хорошим настроением увеличилось. Это меня очень радует и позволяет эффективно проводить уроки.
2 Научить самостоятельно учиться. Умение учиться входит в необходимую каждому человеку способность к самоизменению и саморазвитию.
При изучении новой темы( не сложной для учащихся) прошу прочитать самостоятельно параграф и сделать следующие пометки на полях карандашом над каждым абзацем !- мне все ясно
!?-помню, что учили, но забыла
?- не поняла.
Затем при коллективном разборе новой темы главную роль на уроке отвожу тем, у кого все !
И в нашей работе мы проводим самостоятельные работы. Я иногда не согласна с этим видом работы, вернее с названием. Ведь когда мы на уроке, объясняем материал, затем несколько уроков его закрепляем и в итоге дети решают подобные задание, то согласитесь, что самостоятельности здесь самая малость- решить подобное. Затем мы изучаем следующий материал, а то что они решали «самостоятельно» дети забывают и причем многие очень быстро.
Поэтому очень эффективно на уроке демонстрирую или мы создаем схематические алгоритмы решения. Такие пособия облегчают переход мысли ученика от конкретного к абстрактному, от явления к сущности и в конечном счете способствуют развитию абстрактного мышления. Наиболее совершенной разновидностью таких учебных пособий является таблицы, схемы.
На обобщающих уроках мы с учащимися составляем таблицу, схему по изученной теме. И самостоятельные работы проходят на уроках по темам уже изученным, я разрешаю пользоваться схемами, таблицами. Детям приходится самим вспомнить , с помощью подсказок, как правильно выполнить задание. Вот такую работу я могу назвать самостоятельной.
Выполняя требования реализации принципов развивающего обучения я всегда слежу за правильным соотношением на уроке устных и письменных, в частности практических работ. Есть мнение, что развитие мышления учащихся осуществляется главным образом во время различного вида бесед . Но беседа подразумевает только ответы учащихся ,учащееся стали отвыкать от логически целостных высказываний, которые, конечно, характеризует уровень их мышления. Иногда целенаправленный рассказ или проблемно построенная лекция учителя развивает мышление в большей мере, чем беседа. Поэтому в своей работе я использую и рассказ и мини лекции. Дети ,прослушав интересный материал, стараются сами найти что-то дополнительно и с удовольствием рассказывают на уроках.
Никакие упражнения или задачи не принесет успеха в развитии мышления , если они трудны и не соответствуют знаниям учащихся, если для решения их нет соответствующей базы.
И вот здесь не обойтись без индивидуальной работы с учеником.
Эта работа должна проводиться по двум направлениям;
а) работа со слабым учеником ;
б) работа с сильным учеником.
Для развивающего обучения большое значение имеет правильная организация индивидуальной и дифференцированной работы.
Я, войдя в класс ,часто вспоминаю слова Л.Н.Толстого: " Я не мог и не могу войти в школу, чтобы не испытать физического беспокойства, как бы не просмотреть Ломоносова, Пушкина, Глинку, Остроградского. Как бы узнать, кому, что нужно...” Конечно , не каждый рождается гением. Но талант есть в каждом. Когда-нибудь каждый будет приятно поражен, как много и хорошо он умеет, если будет честен перед самим собой и безжалостным к своим порокам. А ведь талант, помноженный на трудолюбие, рождает гениальность.
И очень мне близка по этому направлению концепция С.А. Смирнова. В этой концепции, отражающей методику совместного творчества, в качестве основной цели педагогического процесса рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах.
Методика опирается на следующие принципы организации учебной деятельности учащихся в школе:
-Отношение к ребенку как к субъекту любого вида деятельности. Педагог должен полностью признать за ребенком право на существование собственного мнения и индивидуальной линии развития.
-Организация активного взаимодействия учащихся со сверстниками и создание ситуаций взаимообогащения.
-Включение учащихся в творческую деятельность и развитие на базе учебного материала их творческих способностей. Творческая деятельность является средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка.( Составление кроссвордов по изученной теме, ребусов, стихов…)
Современный урок - это урок активного обучения, который призван решить три основные задачи - обучения, воспитания и развития.
Исходя их требований к современному уроку , мне пришлось изменить и свои подходы к обучению. Хорошо помогают курсы повышения квалификации. Я прошла курсы в 2008 году по теме «Эффективная реализация современного школьного математического образования на основе ИКТ». И курсы 2011 году «По внедрению электронных образовательных ресурсов в учебно- образовательный процесс».
Развивать ребенка нужно всегда и везде. В этом мне помогает и работа классного руководителя. Взяв 5 класс я посетила всех детей с целью узнать , чем они увлекаются дома. Результат был очень интересный. Мальчик, который в классе очень незаметный, ни с кем не дружил оказался очень увлекающимся человеком. У него были свои кролики, лошадь, за которыми он сам ухаживал, причем о этих животных он изучал все по научным книгам. Мы проводили личные выставки своих увлечений. Выставляли вышивки, вязания, коллекции насекомых, интересные книги, марки, коллекции денег …
В классе мы ведем дневник класса, в которой отмечаем успех каждого (в учебе, в каких мероприятиях участвовали, в каких спортивных соревнования участвовали, результаты) и «Книгу рекордов» (выбираем самого умного, самого быстрого, лучшего математика, руссиста и тд.)
Если дети активные во внеклассной работе, то эта активности переходит и в учебную деятельность. Результатом этой работы –это победы в конкурсах, участие в предметных олимпиадах.
(Грамоты)
Работая по этой теме , я стараюсь поделиться и своим опытом с другими коллегами. Я принимала участие в районном конкурсе «Лучший урок» .Хорошую возможность нам дает ИНТЕРНЕТ. Разработки моих уроков можно найти на сайте «Учительский портал». Это конечно для меня «непаханное поле», которое я начала с интересов осваивать.
И в заключении несколько советов:
- Уйти от традиционной системы.
- Учить детей без двоек и без принуждения.
- Быть уверенным в силах и способностях каждого.
- Заставлять учащихся и себя всё время думать, искать, творить.
- Не бояться общаться с детьми на равных.
- Делать учение радостным.
- Развивать устойчивый интерес к знаниям.
- Всё время быть готовыми к любым вопросам детей.