РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Воспитание патриотических чувств у детей начальных классов в процессе реализации метода проектов»

Педагогический проект на тему
«Воспитание патриотических чувств у детей начальных классов в процессе реализации метода проектов»

 

Выполнила: учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»
села Кинель-Черкассы Молчанова Татьяна Владимировна
с.Кинель-Черкассы 2012 год.


Оглавление

1.Введение
2.Основная часть
3.Заключение


1. Введение

С детства, ещё в школе, нас учат патриотизму. Однако никто не объясняет, что это. «Надо любить свою Родину»- говорят учителя. А как её любить? Что это вообще значит? Пришвин говорил, что «любить свою Родину, значит, знать её». Писатель фактически вывел определение патриотизма. У детей чаще всего понятие Родина ассоциируется с местом, где они живут. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства у детей.
Образовательное учреждение даёт детям возможность для накопления опыта, который ребёнок приобретёт самостоятельно и наиболее успешно с помощью метода проекта. Из возможных путей решения задач по патриотическому воспитанию самая эффективная форма проекта. В основе, которого лежит развитие познавательных навыков критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, прогнозировать результаты и возможности разных вариантов решения, устанавливать причинно следственные связи.

Проводя анкеты – опросники среди учеников, можем с уверенностью сказать, что не все обучающиеся понимают и знают, какой смысл скрывается за словами «Родина», «патриот», «гражданин», «патриотизм», «гражданственность» и какие именно качества они должны воспитывать в себе, чтобы стать в будущем опорой для своей страны.

Нет готовых, прописанных универсальных технологий по данному направлению. С чего начинать работу? Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям начальных классов? Как заинтересовать детей, родителей? Что из этого получится?

Исходя из этого, можно сделать вывод, что данная тема актуальна.

Работа по воспитанию патриотических чувств ведётся с первого класса, но на практике видно, что уровень патриотического воспитания низкий.

Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Каково же содержание проблемы?

Наиболее идеологически незащищенными оказались дети начальных классов. В силу возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.

Проектная поэтапная работа по формированию патриотического воспитания реализуется по трем направлениям:

1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
3. Методическое сопровождение.

Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:

1. Знакомство с родным городом, его историей
2. Знакомство с родным краем и Россией
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.
4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.
5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.

Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в школьном образовании модель открывает путь к участию детей в районных, городских, региональных, а затем и международных проектах, а значит к непрерывному гражданскому образованию.
Гипотеза: В результате целенаправленной и системной работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей начальной школы, возможно, развитие у детей чувства любви к природе, семье, к своей стране, к окружающим людям. Возможно, что проект способствует возникновению желания совершать положительные поступки и добрые дела, поможет освоить традиции отечественной культуры.

2. Основная часть

Этапы работы над проектом Цели и задачи Деятельность учителя Деятельность детей Деятельность родителей

1. Погружение в проект Цель – подготовка детей к проектной деятельности.

Задачи:

  • определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
  • создание группы (групп) детей для работы над проектом Отбирает возможные темы и предлагает их детям.

Побуждает у детей интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

  • проблему проекта;
  • сюжетную ситуацию;
  • цель и задачи.

Мотивирует детей к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск детьми оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует воспитанников при постановке цели и задач, при  необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые специфические умения и навыки. Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

  • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;
  • личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

  • определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
  • установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
  • распределение задач (обязанностей) между членами группы. Направляет процесс поиска информации детьми (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает воспитанникам:

  • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;
  • распределить роли в группах;
  • спланировать деятельность по решению задач проекта;
  • продумать возможные формы презентации результатов проекта;
  • продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые специфические умения и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. Осуществляют:

  • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
  • разбивку на группы;
  • распределение ролей в группе;
  • планирование работы;
  • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
  • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы Цель – разработка проекта.

Задачи:

  • самостоятельная работа детей по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.
  • промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с педагогом (экспертом).
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Наблюдают.
Контролируют соблюдение правил техники безопасности.
Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

  • анализ и синтез данных;
  • формулирование выводов. Наблюдает, советует, направляет процесс анализа.
  • Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чув-ство успеха; под-черкивает социаль-ную и личностную важность достигну-того Оформляют про-ект,
изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

  • подготовка презентационных материалов;
  • подготовка публичного выступления;
  • презентация проекта. Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.
При необходимости консультирует детей по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.
Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

• обобщает и резюмирует полученные результаты;
• подводит итоги обучения;
• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с педагогом (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. Консультируют в выборе формы презентации.
Оказывают помощь в подготовке презентации.
Выступают в качестве эксперта.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Задачи:
– коллективное обсуждение результатов проекта;
– самоанализ проектной деятельности. Оценивает усилия воспитанников, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует детей.
Наблюдает, направляет процесс. Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:
• коллективного обсуждения;
• самоанализа. Консультируют в оформлении отчета.

3. Заключение
Таким образом, работа, реализуемая во всех формах учебно-воспитательного процесса, в том числе и метода проектов, может стать одним из самых главных элементов, способствующих:

  1. Формированию у педагогов мотивации к ведению работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
  2. Повышению педагогической компетентности педагогов в решении задач, связанных с воспитанием у детей нравственно-патриотических чувств.

Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе общеобразовательных учреждений. Инновационные технологии требует для их реализации иного подхода со стороны педагогов. Это, прежде всего повышение профессионального мастерства, творческого потенциала, умение анализировать и прогнозировать. Всему этому способствуют активные формы методической работы. Формированию проектно-исследовательских умений были посвящены семинары и семинары-практикумы, на которых педагоги обучались разрабатывать проекты, анализировать их. Такие формы работы, как деловая игра «Точка зрения», «Конкурс методических находок», «Рекламное агентство» раскрыли творческий потенциал. Презентация проектов проходила в форме выставок, показа видеоматериала.

3. Формированию у детей представлений об истории, культуре, традициях народа, об его социальной жизни в настоящее время через систему занятий познавательного цикла, в продуктивной, игровой, исследовательской деятельности.

4. Развитию личностных качеств учащихся.

От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.

Измерили уровень патриотических чувств детей. В начале проекта было 53%. По окончанию проекта уровень вырос до 93%.
У более двух третей учеников класса понятии «Родина» ассоциируется с уважением к своей стране. Почти половина учеников испытывает чувство гордости за её историю, культуру. У 15% опрошенных понятие « Родина» вызывает высокие положительные эмоции ( любовь, уважение). И только 0,5%ощущают чувство унижения.
Наряду с обобщённым пониманием слова «Родина», можно выяснить, с чем конкретно связывают дети любовь к Отечеству.
Определяющим в понятии «Родина» является Количество ответов
Родная семья, родной дом 5
Место, где родился и живёшь (город, село) 15
Россия в целом 6
Как видно из таблицы, большая часть ребят связывает понятие «Родина» с местом, где они родились и живут.
Можно выяснить, с каким качеством и конкретными жизненными позициями связывают ребята понятие «Патриот».
Быть патриотом - это значит Количество ответов
Любить и уважать Родину 13
Отстаивать интересы Родины 10
Уважать людей всех национальностей 8
Гордиться Родиной и переживать за неё 17
Таким образом, у подавляющего большинства опрошенных сложилось довольно зрелое представление о святых для каждого человека понятиях «Родина», «Патриот».

5. Привлечению родителей к вопросам нравственнопатриотического воспитания детей.

6. Повышению компетентности родителей в вопросах нравственнопатриотического воспитания.

Привлекая родителей к совместному с детьми решению гражданских проблем, мы убедились в ценности культурноисторического соразвития мира детства и взрослости, активного совместного участия родителей и детей в различных видах деятельности, которые стимулируют развитие способностей.
Дж. Байрон писал: "Племя, неспособное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего"

Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у детей внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающей личности, способствует воспитанию гражданскопатриотических чувств.

В ходе проектной деятельности создалась профессиональнопедагогическая общность, которая занимается не только разработкой и реализацией проектов, но и рефлексией. Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены