Ткачева Анжела Борисовна
учитель-логопед
ГБОУ СОШ №277
г.Санкт-Петербург
Взаимодействие логопеда и учителя в начальной школе.
Количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, велико. Для эффективного устранения какого-либо нарушения в развитии ребенка требуется комплексный подход, т.е. привлечение к решению проблемы родителей ребенка, учителя, врачей-специалистов, психолога.
Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Обе стороны (логопед и учитель) являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, поэтому они не должны выступать в ролях, например, «эксперта» и «консультируемого». И тот, и другой являются партнерами в процессе сопровождения ребенка.
Сотрудничество состоится только в том случае, если логопеду удастся вызвать у учителя желание участвовать в решении проблемы.
Поэтому при разговоре с учителем важно учитывать следующие моменты:
• Не употреблять сложные специфические, малопонятные учителю термины;
• Обсуждать не причины проблемы (нарушение, недоразвитие какой-нибудь речевой функции у ребенка), а сами учебные проблемы, их конкретные проявления;
• максимально уточнить, в чем состоят учебные проблемы ребенка;
Совместное проведение логопедом и учителем диагностики проблем ребенка не исключает и специального логопедического обследования. Важно, чтобы учитель не занимал пассивную позицию, ожидая, когда логопед во всем разберется и объяснит ему возникшую проблему, а сам попробовал в ней разобраться.
Это даст возможность увидеть проблему ребенка со всех точек зрения: учебного процесса и физиологии (недоразвитие, нарушение речевых функций).
Важно при обсуждении проблемы с учителем воссоздать картину психологической обстановки, окружающей ребенка в школе и дома, т.к. именно это может быть причиной возникновения учебной проблемы, а также сильно влиять на ее проявления и выбор пути ее решения.
Порядок обсуждения учителем и логопедом учебной проблемы ребенка ниже представлен в виде схемы. Эту схему удобно использовать и как основу диагностической карты по данной проблеме.
Схема анализа учебной проблемы ребенка
(для учителя и логопеда)
- Предмет, по которому ребенок не успевает
- Чему не получается научить ребенка?
- Как объясняли принцип Понял ли ребенок суть принципа выполнения задания? или заучил формулировки?
- Каков алгоритм действий Как действует ребенок при выполнении задания? при выполнении задания?
- Как ребенок должен Как ребенок Ваши действия, комментировать комментирует чтобы добиться алгоритм в процессе выполнения? свои действия? понимания
- Как учили ребенка проверять Как ребенок проверяет результат выполнения задания? результат выполнения задания?
Алгоритм работы с детьми, имеющими учебные затруднения.
Фамилия, имя ребенка ______________________
Дата рождения ______класс ______школа _____
Учитель __________________________________
Логопед __________________________________
Проблемы в обучении Действия педагога
1. Описание учебных затруднений ребенка.
1. Описать конкретные проявления учебных затруднений ребенка.
2. Определить максимально точно учебные затруднения.
2. Какие операции успешно выполняются, какие не выполняются? 1. Определить, что ребенок умеет, какими знаниями обладает.
2. Определить, чего он не умеет делать, чего не знает.
3. Постановка целей. Какие знания, умения должен приобрести ученик в результате обучения? Через какое время и какого результата он должен достичь? Каким образом? 1. Какие конкретные задачи надо решить? Для того, чтобы этого добиться, нужно …
2. Время выполнения.
4. Какими способами ученик может преодолеть трудности в обучении? 1. Выбор метода.
5. Достиг ли ребенок того учебного уровня, который был запланирован на определенный срок. 1. Провести анализ учебных умений и навыков (тест, контрольная работа и т.д.).
Памятка для учителя
Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников:
• Неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем дисграфию и дислексию;
• Особый характер ошибок на письме:
- ошибки не на правило;
- стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения;
- регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребенка;
- искажение графических образов букв;
- пропуски, перестановки, добавления букв и слогов;
- смешивание парных согласных в устной и письменной речи;
- грубые аграмматизмы в устной речи и на письме;
Если вы наблюдаете у ребенка ошибки такого рода, пожалуйста, убедите его родителей обратиться за помощью к логопеду!
Просим вас:
• Оказать содействие в первичном логопедическом обследовании каждого ребенка;
• Обсудить вместе с логопедом проблему каждого из ваших учеников;
• Объяснить родителям необходимость логопедической помощи для их ребенка;
• Содействовать обеспечению посещаемости ребенком необходимых ему логопедических занятий.
Только взаимодействие педагога и логопеда может помочь детям преодолеть трудности в учебе и сделать учебный труд для них радостным творчеством!
Взаимодействие логопеда и родителей.
Полноценная коррекционная работа невозможна без помощи родителей ученика. Желательно, чтобы родители в ходе выполнения ребенком заданий логопеда стимулировали его волю и активность, побуждали объяснять свои действия, направляли и подсказывали, если у него возникнут затруднения. Кроме того, необходимо элементарно контролировать выполнение ребенком заданий логопеда.
Уже на диагностическом этапе можно спрогнозировать тот объем помощи, который смогут обеспечить родители. В зависимости от того, насколько родители готовы сотрудничать с логопедом, определяется форма работы с ними:
- периодические очные консультации или присутствие на логопедических занятиях;
- консультации по телефону;
- обратная связь через тетрадь ученика;
- записи в дневнике;
- заполнение специальных анкет.
Кроме того, логопед рекомендует специальную литературу и различные пособия для занятий дома, в том числе видео- и аудиоматериалы, компьютерные программы.
Отношение родителей к трудностям ребенка значительно влияет на его душевное состояние, адаптационные возможности и взаимоотношения с логопедом и учителями.
Поэтому целесообразно организовывать психолого-педагогические консилиумы, основная цель которых убедить родителей в абсолютной необходимости сотрудничества с педагогами и оказания постоянной помощи ребенку дома.
В ходе проведения бесед с родителями логопед обращает их внимание не только на речевые проблемы ребенка, но и на факторы, оказывающие влияние на состояние речи, в частности на наличие хронических заболеваний, соблюдение режима дня (это особенно важно при значительной нагрузке в школе).
Учитывая огромную значимость сотрудничества с родителями детей, испытывающих затруднения в учебе, нельзя недооценивать важность информации о логопедической работе. Например, можно размещать информацию о логопедической работе на информационных стендах.
Семья является первым уровнем оказания помощи ребенку при возникновении у него проблем, тормозящих развитие. К сожалению, родители часто не различают собственные проблемы и проблемы, возникающие у детей и, как правило, в обоих случаях берут ответственность на себя. Таким образом, ребенок не учится принимать решения, а занимает пассивную позицию, ожидая, что за него все решат взрослые. Если в проблемной ситуации ребенок действует самостоятельно, он приобретает опыт, который способствует его развитию. Родители, направляя это развитие, создают условия для поиска ребенком альтернативных решений проблемы, а также организовывают ему психологическую поддержку в семье.