РАЗРАБОТКИ
|
Формирование мотивации к обучению технологии учащихся 8 - 9 классовФормирование мотивации к обучению технологии учащихся 8-9 классов.
Выполнила
Филимонова Ольга Николаевна –
учитель технологии МОУ СОШ №50
Дзержинского района г. Волгоград
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 50
Дзержинского района г. Волгограда
"Личность – звено между мотивацией и ее реализацией" Девочкам из 6-7 классов просто интересно. Они работают с энтузиазмом, выполняют как практические работы, так и не «филонят» при изучении теоретического материала. С удовольствием делают презентации к отдельным темам (часто по личной инициативе), готовят рефераты и доклады, участвуют во внеклассных мероприятиях, выставках, конкурсах. С радостью приходят на переменках в кабинет и делятся своими успехами, рассказывают о неудачах «никак не получается», консультируются, спрашивают. Невооруженным глазом виден неподдельный интерес к предмету.
Гораздо сложнее дело обстоит с обучающимися 8-9 классов. За лето у некоторых девочек куда-то исчезает инициатива, рвение к работе, пропадает интерес. Вот тут-то и приходится применить весь свой профессионализм, изобретательность, задуматься над столь не простым вопросом, как мотивация к обучению технологии. С одной стороны, я прекрасно понимаю девчонок: совершенно изменилась структура урока, теоретические темы преобладают, сказываются возрастные особенности (охота погулять, посидеть в ВКонтакте и т.д.), приходя на урок, они стараются больше пообщаться на «житейские темы», увеличились нагрузки по другим предметам, но с другой стороны, учиться-то надо… Да выросли мои девчонки, но в жизни еще дети – теряют мотивации к учебе, одолевает лень, а слова родителей, и учителей воспринимаются как нудные поучения. Я их прекрасно понимаю, но моя-то задача их учить… И тут выплывает еще один неприятный для моего предмета аргумент: ни ГИА, ни ЕГЭ (и слава Богу) не сдаются, теперь не 2, а 1 час в неделю – значит не так важно.
Вот и начинаю сентябрь с того, что объясняю нужность и важность самого главного для жизни предмета, который соединяет в себе знания и умения, полученные практически во время изучения всех остальных школьных дисциплин. Межпредметные связи не просто прослеживаются, они очень настойчиво заявляют о себе на каждом уроке. Без подкрепления примерами это сплошная болтовня. Привожу массу примеров из жизни. Я очень хочу, чтобы девочки были культурными и успешными. Целью всей своей деятельности я вижу в воспитании девушки – женщины – жены, хранительницы семейного очага, умелой хозяйки, рукодельницы, а в целом – творческой личности, адаптированной к самостоятельной жизни, к созданию семьи, которая всегда была и остается важной составляющей ячейкой общества.
Я глубоко убеждена, что любая женщина, а если она претендует на звание культурного человека то вдвойне, должна:
С успешной женщиной дело обстоит сложнее. Создается впечатление, что технология, как учебный предмет уходит в область предания. Были бы деньги – и пообедать можно в ресторане, и купить эксклюзивную одежду, приобрести икону, вышитую крестом, и пригласить дизайнера, а визажисты поработают над образом. И уж точно не нужно вязать малышу пинеточки – это сделает бабушка.
Но с другой стороны:
Большое значение уделяю оформлению кабинета, считаю, что методически-продуманно оформление стены кабинета является мощным средством обучения и воспитания. Готовясь к изучению новой темы, вместе с девочками оформляю итоговую выставку работ по предыдущей теме. Готовлю стенд с дополнительной информацией к новому занятию, для самостоятельной работы учащихся. Для достижения оптимального уровня усвоения учебного материала ученицами при объяснении, отработке навыков и закреплении знаний применяю анкеты, тесты, иллюстрированный раздаточный материал, технологические карты, карточки – задания. Наглядные пособия действительно помогают на уроке.
Нельзя не сказать о стимулирующем оценивании знаний. Это, конечно же, накопительная система оценивания, когда каждый отрабатывает свободно выбранные задания, а я фиксирую, сколько и что сделано через определенный отрезок времени в зависимости от количества уроков, проведенных по данной теме. Ну и так называемая "промежуточная оценка”, по-иному - завышенная оценка, то есть ученик уже знает более, чем на "4”, но еще не на "5”, и я начинаю ставить ему "5” за любой успех. Срабатывает потрясающе, так как редко кто отказывается от такой перспективы. Аналогично от тройки к четверке. Важно только, чтобы ребенок доверял вам, а вы верили в него.
Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке достигается за счет опоры на жизненный опыт. Любой изучаемый материал я стараюсь увязать с жизнью, показать его значимость и не только в отдаленном будущем, но и сейчас. Подбирая материал к уроку, я всегда продумываю моменты, показывающие, почему это очень важно знать. Интерес к изучению той или иной темы зависит от убежденности учащихся в необходимости изучить ее. Здесь речь идет о предварительной мотивации. Наиболее успешно она реализуется обращением к практике. Познавательная и практическая деятельность человека находятся в тесном единстве и переплетаются. Несколько слов хочется сказать о волевых методах мотивации и стимулирования. Компоненты данных методов:
Отдельно хочется остановиться на некоторых методах обучения, способствующих мотивации. Это, конечно же, метод сравнения, весьма эффективный инструмент не только познания, но и мотивации. Ученики на деле убеждаются, как один материал увязывается с другим. Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически. Кстати говоря, я часто сравниваю работу девочек на прошлом уроке и сегодня, особенно если получается сегодня лучше. Не нужно скупиться на похвалы. Доброе слово и кошке приятно…
Для мотивации к обучению (и не только на уроках технологии) большое значение имеют доброжелательные отношения между учеником и учителем, эмоциональность речи учителя, улыбка, шутка и даже лирические отступления.
Технология не только учит работать руками, но и развивает интуицию, воображение, логику, эстетический вкус. Подводя итоги еще раз перечислю основные моменты, которые необходимы для повышения и формирования мотивации к обучению технологии у учащихся 8-9 классов:
Не зря работаю, 95% моих девчат с удовольствием идут на урок.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены