РАЗРАБОТКИ
|
Использование игровых технологий на уроках русского языка.Нарбулатова Э.Я.,
учитель русского языка и литературы МОБУ средняя общеобразовательная школа №2 муниципального района Мелеузовский район РБ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным Важнейшими развивающими способами являются деятельность и общение. Учителю очень важно развить в ребенке его природную потребность к самостоятельной деятельности и общению. В школе ведущей деятельностью является учебная. Но школа только тогда будет интересна ребенку, когда учитель сохранит для него радости, которые обучающийся имел до школы. На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. В настоящее время у учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по его мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. Достаточный опыт работы с детьми девиантного поведения, знание психологии таких обучающихся помогает определить главные задачи, стоящие передо мной, учителем русского языка и литературы: повышение учебной мотивации, развитие познавательного интереса к русскому языку, расширение кругозора и, наряду с этим, воспитание личностных качеств детей. Работая в специальной общеобразовательной школе открытого типа с детьми, испытывающими затруднения в получении знаний, с детьми девиантного поведения, с детьми из неблагополучных семей, наблюдая за жизнью и поведением своих обучающихся, приходится чаще задумываться о том, что доставило бы им радость, которую они не видят в семьях. Одним из средств сохранения и получения радости во время серьезного и нелегкого учебного процесса является игра. Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Проблема занимательности берет свое начало с Я.А.Коменского. Он не вводил этого понятия, но писал, что образование должно возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению». Сегодня теоретики и практики оценили уникальные возможности игры в роли активного участника как учебного, так и воспитательного процесса. Возникнув из необходимости реализации занимательности в обучении, игра на уроке привлекла внимание психологов, дидактов и методистов. К настоящему времени она получила серьезное психологическое обоснование и дидактическое подтверждение. Разработано большое количество учебных игр. Уделено им внимание и в методике преподавания русского языка. Игры, применяемые на уроках русского языка, многогранны и разнообразны. Их классификация может быть различна. Можно выделить следующие основные группы. • По форме использования на уроке и содержанию игры делятся на настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные. 1. Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д. Особенность настольной игры – наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. • Игры и игровые задания- упражнения можно классифицировать по школьным разделам языкознания. Занимательный игровой материал учитель сможет применить в ходе изучения ведущих разделов школьного языкознания, таких как: «Фонетика», «Морфология», «Лексикология», «Синтаксис». 1. К разделам «Фонетика» и «Графика». Расшифруйте анаграммы. Если какое- либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами ( греч. «ана»- пере, «грамма»- буква): «липа»- «пила». Условие: Участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно - игровую ситуацию. Задание: Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв в другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда), рад (дар), армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ ( бор, роза, раб), слово ( волос, вол ), чувство ( ус, вот). Методические цели и задачи: - Развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; - развитие речи учащихся; - сплочение коллектива; развитие коллективизма у учащихся; - воспитания у учащихся чувства языка. • Игры можно классифицировать в зависимости от того, на каком этапе урока они могут использоваться. Как бы не классифицировались игры, их значение в развитии обучающихся велико. Игру можно считать выполнившей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает
Применение игровых технологий помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации и, конечно, позволяет детям чувствовать себя детьми. Систематическое включение занимательного материала в уроки позволяет не только обогатить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на предмет. Это взгляд любознательной, ищущей, пытливой личности. Список литературы
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены