РАЗРАБОТКИ
|
Формирование и развитие мотивации чтения.Формирование и развитие мотивации чтения.
Демидко Татьяна Николаевна, учитель МКОУ Черчетской СОШ, I кв.категории 1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Выпускники начальной школы научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности. Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У них будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. В результате освоения образовательной программы младшие школьники по-любят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор, они будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное. Первый шаг на пути приобщения детей к чтению направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово. Начальный этап Это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. Основной этап Это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих на-стоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний. Заключительный этап Это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать. Наличие читательских интересов – это не просто активная познавательная направленность детей на книгу-объект, который вызывает у юных читателей положительные эмоции, а желание действовать с книгой: рассматривать ее, листать, читать.
Формирование интереса к чтению, потребности в нём – едва ли не главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения литературы. Читателем человек становится или не становится в первое десятилетие жизни. Мотив – (от латинского) – приводить в движение, толкать.
Личностно – ориентированное обучение нацелено на переход от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции процесса. Безмотивное чтение – это чтение по заданию, по требованию, принуждению извне. Учитель поставил цель: выполнить домашнее задание, родители контролируют процесс, и ученики под давлением читают. Однако без внутреннего побуждения «поумнеть и похорошеть» ребёнок не научится читать для себя, для саморазвития. Это может получиться случайно, когда в руки попадёт захватывающая книга, когда друг «заразит» каким-то изданием… Но полагаться на случай в серьёзном деле нельзя. Надо научить детей ставить цели чтения и одновременно развивать мотивы чтения, т.е. побудительные причины, внутренние, осознанные поводы обращения к книге, к действиям читателя, а затем и к читательской деятельности. Решающая роль в развитии или крушении мотивов чтения принадлежит первому и второму годам обучения в школе. Вот наиболее распространённые ошибки:
Непременное условие продуктивной деятельности человека – освоение техники быстрого чтения, овладение оптимальным чтением. На самом первом этапе обучения использую упражнения, развивающие артикуляционный аппарат:
Познавательные, воспитательные, эстетические, прикладные функции литературы начинают осознаваться читателями при условии, если учитель на уроке ставит разнообразные цели чтения, если дети еженедельно получают возможность рассматривать новые книги. В этом мне неоценимую помощь оказывает библиотекарь сельской библиотеки Бородейко Н.И., которая проводит для детей викторины, тематические выставки книг, консультирует детей и родителей. И я очень рада, когда вижу, как после уроков дети дружной стайкой бегут в библиотеку. (Приложение№3) В начале года активными посетителями библиотеки были 3 первоклассника из 9, а в конце полугодия – 8. Особое значение мы придаём также сотрудничеству с семьёй. Семья, несомненно, наиболее активная среда формирования и социализации личности ребёнка. Библиотекари и учителя начальной школы стремятся оказывать помощь роди-телям в развитии педагогической культуры, в решении практических проблем, связанных с воспитанием интереса и любви к чтению, начиная с 1 класса. Научить первоклассников читать, конечно же, трудно. Но ещё труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются за-ставить ребёнка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у мно-гих пропадает охота сидеть за книгой. Я придумываю разные виды работ, чтобы дети на уроке читали с интересом. Сказочные герои ( Чебурашка, Карлсон, Красная Шапочка и многие другие) приносят в своих карманчиках, корзиночках письма детям. Сначала это слоги, по-том слова, предложения. А потом наши сказочные герои «рассказывают» нам коротенькие сказки. Выйти к доске и прочитать из корзинки желают многие. Если есть серии сюжетных картинок к каким-то текстам, использую их при пересказе. Кроме индивидуального чтения на уроке всегда присутствует хоровое чтение текста, напечатанного на карточках. Беру для этого сказки К.Чуковского, стихи А.Барто и других известных и любимых детьми писателей и поэтов. И не стоит бояться, что в текстах встретятся ещё не изученные буквы. Найдутся дети, которые их знают, прочтут, а другие повторят за ними. Разнообразные виды чтения на уроке не дают детям скучать, вызывают желание узнать, что за сказку «принесла» Красная Шапочка или кто-то другой. Очень нравится детям чтение, которому мы дали название «Кто играет в прятки?» На доске, а чаще на плакате я пишу 4-5 рядов букв. Но среди случайно-го набора букв вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, кто же играет с ними в прятки: звери, птицы, насекомые, растения и др. (Приложение №4) От-дельно хочется сказать о словарной работе на уроке. Чтобы дети читали осознан-но, могли пересказать прочитанное, все слова в тексте должны быть им понятны. Не могу не отметить, что учебники В.Г.Горецкого «Азбука», «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, «Русский язык» В.П.Канакиной дают много материала для расширения словарного запаса обучающихся. 2.5. Мотивы учения младших школьников. Мотивы учения младших школьников можно условно разделить на: Современный образовательный процесс предполагает учебное сотрудничество. Ученик на уроке работает в своём темпе, учится ставить перед собой цель, самостоятельно осваивать знания, отрабатывать умение слушать, принимать другое мнение, отличное от своего, отстаивать свою точку зрения, проводить оценку своей деятельности. Группы формирую таким образом, чтобы в каждой были обучающиеся разного уровня развития. Такая работа помогает школьникам, обладающим организаторскими способностями, помогать тем, кто таких способностей не имеет. У остальных детей, в свою очередь, есть возможность дотянуться до более высокого уровня. Сотрудничая, обучающиеся не только получают новые знания, но и становятся более дружными и внимательными друг к другу. Ребёнок с удовольствием делает то, что ему интересно, а интересны ему игры и первенства в этих играх. Азарт состязания зовёт детей к подвижным спортивным играм, этот же азарт уводит их в виртуальный мир компьютерных игр. «Нажми кнопку и получишь результат!» - призывает детей современная поп-культура. 2.6. Метод проектов. Помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы помогает метод проектов. Проекты в начальных классах – это трудно, это проблематично, так как дети ещё слишком малы, у них мало опыта (читательского, учебного, поискового). И всё-таки организовать проектную деятельность можно. И такую возможность предоставляет курс литературного чтения в УМК «Школа России». Задачи проектов: 1) научиться самостоятельной работе с различными видами информационных источников;
«Живая азбука» В проектах представлены пословицы, афоризмы, рисунки, кроссворды и оригинальные творческие находки детей и родителей. Продукты проекта: проектная папка, урок-утренник «Прощание с азбукой». Работа каждой группы оценивалась самими обучающимися по следующим критериям:
Были определены: самая творческая, самая дружная и самая трудолюбивая группа. Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету?
Разнообразные творческие задания развивают познавательные способности каждого ребёнка, позволяют использовать индивидуальный опыт ученика, помогают личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства. IV. Использованная литература:
Спасибо за внимание.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены