РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Нестандартные методики преподавания иностранного языка: альтернативный путь к повышению заинтересованности учащимися

Полищук Дарина Сергеевна

Проблема сохранения мотивации к изучению иностранного языка на всех стадиях образовательного процесса остается злободневной среди педагогов. Важность поддержания интереса учащихся к учёбе неоспоримо влияет на успешное достижение задач в сферах образования, воспитания и интеллектуального развития учащихся. Исследования показывают: применение нетрадиционных форм занятий способствует повышению у школьников интереса, развивает речевую мысль, познавательную инициативу и умения к самостоятельной работе.

Регулярное внедрение инноваций в учебный процесс подчеркивает необходимость многообразия методик. Это включает разнообразие структурных элементов уроков: от игровых технологий до проектной деятельности, что делает обучение динамичным и актуальным для современного образовательного контекста. Постоянное использование таких подходов в школе не только стимулирует интерес к изучению иностранного языка, но и формирует ключевые компетенции учащихся на всех уровнях их развития.

Как же сделать каждый урок иностранного языка интереснее и увлекательнее, как развить познавательные интересы, творческую и мыслительную активность учащихся? Над этим вопросом бьются многие преподаватели иностранных языков. Ведь хорошо известно, что большинство учащихся мотивировано на изучение иностранного языка, но на среднем и старшем уровнях речевая активность учащихся резко падает. Организовать активную речевую деятельность на уроках - очень сложная задача. Решить ее во многом помогают нестандартные методики преподавания и формы организации занятий по иностранному языку.

Существует большое разнообразие средств и методов стимулирования речевой активности обучающихся. Здесь я хотела бы остановиться на одном из основных активных методов обучения - нестандартных формах обучения.

Многие преподаватели широко используют нестандартные (или нетрадиционные) формы обучения в учебном процессе. Нестандартные формы обучения обычно проводятся в виде игр, смотров-конкурсов, КВНов, фестивалей знаний, концертов, конференций, диспутов, экскурсий и т. д.

Уроки нестандартного формата предпочтительно использовать при завершении или повторении темы, когда учащиеся владеют необходимым словарным запасом, имеют доступ к необходимой информации по теме и сформировали навыки аудирования, говорения и чтения на основе изученной лексики и закрепленных грамматических структур.

Преимущества таких уроков в том, что дети видят результаты своей работы над темой, могут продемонстрировать свои навыки во всех видах речевой деятельности, и эти навыки часто оцениваются не одной, а несколькими оценками. Ученикам нравится нестандартный формат уроков, и, как правило, они занимаются активно и с большим интересом. Учеников привлекает интересная, удивительная и коммуникативная атмосфера уроков. На таких уроках дети обычно раскрепощены и не боятся говорить на иностранном языке. Такие уроки оказывают сильное эмоциональное воздействие на детей, мотивируя их к обучению и активизируя желание учиться у всех учеников, даже у тех, кто испытывает трудности.

При выборе формы нестандартного урока учителю необходимо учитывать возрастные особенности и интересы учеников. На начальном этапе обучения, когда уровень языковой подготовки учащихся невысок, я обычно использую такие нестандартные формы урока, как урок-игра, урок-праздник, урок-концерт, урок-конкурс. На среднем уровне я выбираю такие форматы, как урок-викторина, урок-тест знаний, урок-телемост, урок-викторина и урок литературно-художественной гостиной. На продвинутом уровне ученики развивают навыки неподготовленной речи, поэтому выбирают такие форматы, как урок-конференция, урок-дискуссия, урок-семинар и урок-зачет.

Здесь я хотела бы остановиться на различных нестандартных формах обучения и представить свой опыт их применения.

Урок-экскурсия.

В конце нескольких разговорных тем («В библиотеке», «В музее») учитель проводит урок-экскурсию в качестве заключительного урока. Преимущество этой формы урока в том, что экскурсия позволяет детям применить свои знания английского языка на практике. Уроки-экскурсии обычно проводятся на промежуточном этапе. Так, когда мы начинаем изучать тему «В библиотеке», я говорю ученикам, что итогом этого урока станет экскурсия в школьную библиотеку. Поэтому я призываю их пойти в библиотеку и обратить внимание на такие детали, как расстановка мебели, книжные полки и книги, которые их интересуют. Они должны заранее подготовиться к экскурсии. Затем я с классом примеряем на себе роли «экскурсовода» и «гостей-иностранцев». Благодаря этой экскурсии ученики убеждаются, что они действительно могут говорить на эту тему. Учащиеся в восторге от такой необычной формы обучения.

Урок-беседа за «круглым столом».

Формат урока «за круглым столом» сегодня широко используется. Содержание урока - это беседа на тему или вопрос, который знаком и интересен ученикам. Учитель и ученики сидят за общим «круглым столом» из парт. Таким образом, учитель пытается имитировать реальное общение на иностранном языке.

Уроки с обсуждением за «круглым столом» обычно проводятся в конце темы, где выбирается подтема и в ходе обсуждения происходит обмен личными мнениями и впечатлениями. Задача таких уроков - отработать навыки интерактивного и моносиллабического говорения и аудирования.

Уроки-беседы расширяют кругозор учащихся, развивают их интересы, мыслительную деятельность и коммуникативные навыки, а также укрепляют чувство сотрудничества между учителем и учениками.

В своей работе я часто использую уроки в форме круглых столов. Дискуссии строятся таким образом, что дети не только рассказывают о том, что узнали дома, но и обмениваются личными мнениями и впечатлениями. В конце такого урока я всегда отмечаю детей, которые были наиболее активны в беседе. И я твердо убеждена, что за такие уроки вообще нельзя ставить плохие отметки. Необходимость деликатного подхода к речевым ошибкам учеников должна быть справедлива для урока в целом, но еще более важна на уроках, ориентированных на общение. Я считаю, что исправлять можно только те ошибки в разговоре, которые существенно затрудняют общение и приводят к непониманию рассказа, но делать это нужно осторожно и корректно. Однако в начале следующего урока мы с детьми вместе разбираем ошибки и обращаем внимание учеников на произношение некоторых слов, способ выражения мыслей или конкретные грамматические формы.

Успех урока «Круглого стола» зависит от многих факторов. Уровень речевой подготовки учащихся, владение темой, качество сценария урока, а также то, как учитель выполняет роль речевого партнера, то есть умеет направлять разговор, импровизировать, внимательно и с интересом слушать, адекватно реагировать на высказывания учащихся.
Детям нравятся такие уроки, потому что их привлекает другой формат, и они могут увидеть результаты работы над темой. А дружеские беседы помогают им понять иностранный язык как реальное средство общения и положительно влияют на их отношение к урокам и изучению иностранного языка в целом.

Урок-соревнование.

Этот вид нетрадиционного урока проводится на начальном и среднем этапах обучения. Дети этого возраста отличаются общительностью, эмоциональной насыщенностью и свежестью восприятия. Дети воспринимают то, что сразу вызывает у них эмоциональный интерес. Поэтому, чтобы поддерживать интерес к языку, необходимо использовать занимательные сюжеты, игры и интересные конкурсы для удержания внимания детей на уроках. Например, уроки и конкурсы могут проходить в форме популярных видеоигр, таких как «Звездный час» или «Зов джунглей». Классные комнаты могут быть оформлены в соответствии с темой урока или форматом конкурсной игры. На доске можно разместить справочные таблицы по лексике и грамматике.

Подготовка к мероприятию облегчается, если в классе есть две группы изучающих английский язык. Урок включает в себя различные конкурсы, в которых контролируется умение учащихся использовать изученную лексику в устной форме и навыки устной речи (моносиллабической и диалогической). В одном из конкурсов (обычно в конце урока) участвуют персонажи из подвижной игры. Игровой конкурс - это психологическая разрядка для детей и хорошее завершение урока. В конце урока учитель оценивает работу учеников и подводит итоги урока.

Уроки-семинары

В последнее время в практику преподавания, особенно на старшем этапе, преподаватели внедряют академическую форму работы - разработку уроков-семинаров. Преподаватели выбирают такую форму обучения для тем, где мало материала в учебнике и где актуальна сама тема.

При подготовке к таким урокам ученики используют различные источники, включая справочную литературу, газеты и Интернет. Ученики выполняют задания в виде докладов, презентаций, рефератов, планов и рисунков, которые представляются классу. Все ученики участвуют в обсуждении докладов, смотрят и оценивают презентации своих одноклассников, дополняют свои ответы и обобщают свои выводы.

Во время семинара ученики рассматривают четыре-пять вопросов. Благодаря такой работе ученики получают возможность более глубоко осмыслить материал по определенной теме. Они привыкли думать, работать с карандашом в руках, делать заметки и выделять главные моменты из большого объема информации.

Уроки-праздники

Помимо нетрадиционного обучения иностранным языкам, о котором говорилось выше, школа предлагает и традиционные уроки-праздники, приуроченные к англо-американским государственным праздникам. Особой популярностью пользуются уроки, приуроченные к таким праздникам, как День Благодарения и Рождество.

Подготовка начинается задолго до праздника. Вместе с детьми мы готовим праздничные декорации, пишем сценарий, выбираем роли и готовим костюмы. За десять дней до праздника напишите объявление, в котором пригласите всех желающих. Пригласите учителей и родителей. Красиво украсьте актовый зал. Каждый год мы пишем сценарий для этих праздников.

Уроки-праздники - это интересные и долгоиграющие воспоминания для детей.

Хотя в данной статье были описаны лишь некоторые нестандартные формы уроков иностранного языка, наблюдение за процессом обучения с использованием нестандартных форм уроков или отдельных нестандартных форм на этапах урочной формы, их использование дает возможность привить учащимся интерес к языку, положительное отношение к его изучению формировать и стимулировать речевую деятельность учащихся, способствуя развитию их речевой активности и давая им возможность более осознанно реализовать свой индивидуальный подход к обучению. Ни в коем случае нельзя относиться к урокам формально, так как любой ребенок получит от них удовольствие, узнает что-то новое и запомнит их. Проведение от одного до нескольких уроков в год с той или иной языковой группой учеников, наблюдение за разнообразием жанров, четкая структурная продуманность, вдохновение детей той или иной идеей, совместная подготовка большого праздника и т.д., все это в нестандартной методике и практике урока станет неоспоримым залогом вашего успеха.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены