РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование словарного запаса как основы развития письменной речи у учащихся коррекционной школы

Подготовила: учитель начальных классов
Хуажева Биба Аслановна

Перед школой сегодня стоит важнейшая задача – воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной свободно выражать свои мысли и чувства как в устной, так и в письменной форме.

Однако опыт работы в коррекционной школе показывает, что «больным» местом письменной речи учащихся является скованность, бедность словарного запаса.

Главным на уроках письма и чтения, развития речи является постижение красоты языка. Когда ученики научатся чувствовать язык, понимать, почему так, а не по-другому пишут, тогда и придёт желание «погрузиться» в язык. Через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей ученики придут к грамотной устной и письменной речи. Поэтому на уроках письма, чтения развития речи я определила для себя основные направления в работе по обогащению словарного запаса. Ведущим в уроке письма и развития речи , чтения развития речи , несомненно, является работа со словом.

Память умственно отсталых детей развита слабо. Научить ребенка писать словарные слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. Умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.

Из опыта известно что у учащихся с нарушением интеллекта словарный запас беден, однообразен, неточен, невыразителен. В словаре преобладают обще обиходные конкретные слова. Большая часть слов, даже относящихся к общеупотребительной лексике, находится в пассивном словаре.

Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей, программа по русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида определяет основные задачи словарной работы:

  • Обогащение словаря учащихся. Систематическое ознакомление учащихся с новыми словами и устойчивыми словосочетаниями. Эта работа проводится в связи с наблюдениями окружающей действительности, расширением круга реальных представлений учащихся о природе и обществе, на уроках чтения, географии, естествознания, математики, истории, труда и рисования, а так же на всех внеклассных и внешкольных мероприятиях.
  • Закрепление и уточнение значения слов. Учащиеся с нарушением интеллекта нуждаются в неоднократном повторении нового слова для его запоминания. Поэтому необходимо, чтобы слово, встретившееся на одном уроке, употреблялось бы учащимися в новой ситуации, на других уроках.
  • Активизация словаря. Происходит увеличение количества активно используемых слов, смысл которых хорошо и точно понимается учащимися .
  • Обогащение словаря на уроках грамматики и правописания в основном идет за счет усвоения специальной терминологии: признаки звуков, названия частей речи, членов предложения.

На уроках развития устной речи все задачи, как правило, реализуются комплексно, в единстве. Школьники, знакомясь с предметами и явлениями окружающего мира, усваивают или уточняют значения слов, учится активно использовать эти слова при ответах на вопросы, составлении описаний предмета или явления, рассказов о них. Очень важно, чтобы повторение нового слова в течение урока было многократным. Требуется не механическое воспроизведение слова, а активное употребление его в ходе выполнения различных заданий.

При организации словарной работы на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ необходимо соблюдать требования к ее проведению.

  1. Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени. Здесь так же, как в усвоении любого вербального материала, необходимо соблюдать принцип небольших шагов, или расчлененности подачи материала.
  2. Необходимо стремится к контекстному объяснению новых слов. По данным психологов, процесс точного запоминания слов заметно эффективнее, если они объединены в тематические группы или включены в предложение.
  3. Объяснение значения слова - это только начальный этап работы над лексикой. Для введения слова в речь необходимы система упражнений, постоянное повторение слова, включение его в различные контексты.
  4. При активизации лексики важно соблюдать естественность условий. Составляемые учениками предложения должны отражать либо содержание прочитанного текста, либо ситуацию, которая задается учителем и разбирается на уроке с учетом того, что дети узнали на экскурсии, из передачи по телевидению, на других уроках. Любые приемы, которые уводят детей от примитивных стандартных фраз, являются значимыми для уроков русского языка.
  5. Работа над лексикой должна быть тесно связана с работой над грамматической, фонетической и другими сторонами языка. Нельзя усвоить новое слово, не употребляя при этом его разные грамматические формы, не отрабатывая правильность произношения. Без комплексной работы над всеми сторонами языка, без постоянного применения изученного грамматического материала по отношению к конкретным словам новая информация ложится в памяти детей мертвым грузом или же быстро забывается .

Для правильной организации словарной работы необходимо ясно представлять не только задачи и соблюдать требования, но и представлять основные источники обогащения словаря учащихся, а также этапы усвоения новых слов.

Новые слова усваиваются учащимися постепенно. Сначала ученик понимает слово только в определенном контексте, слово не наполнено еще конкретным содержанием. На этом этапе у учащихся еще нет ясного представления о предмете или явлении, обозначаемым этим словом. Затем ученик правильно понимает слово и в тексте, и отдельно. Может даже объяснить его значение с помощью картинки или других наглядных средств, но активно это слово не использует, оно пока находится в пассивном словарном запасе. Наконец, наступает момент, когда ученик правильно употребляет новое слово в своей речи, включая его в состав связного высказывания в различных грамматических формах. На этом этапе ученик может знать не одно, а два, три значения слова. Он может образовывать и подбирать однокоренные слова с помощью приставок и суффиксов, объяснять с помощью учителя значения новых слов. На этом этапе ученик учится употреблять некоторые слова в переносном смысле ("доброе дело", "спустя рукава").

Задача не в том, чтобы научить учащихся употреблять красивые слова и обороты речи, взятые из стихотворений, а в том, чтобы они могли использовать простые и точные слова для ясного выражения своих мыслей и чувств.

Объясняемое слово обязательно должно включаться в различные контексты, только в этом случае можно надеяться, что оно войдет в речь учащихся. Еще лучше, если будут созданы на уроке соответствующие речевые ситуации, при которых без данного слова ученик не сможет правильно выразить мысль, сформулировать ответ и т.д. Немаловажную роль играет привлечение внимания учащихся к тексту с целью выделения и выяснения непонятных слов. На уроках чаще должны практиковаться задания: "Найдите в тексте непонятные слова", "Выпишите непонятные слова".

Но, давая подобные задания в специальной (коррекционной) школе , надо помнить, что учащиеся не всегда могут увидеть эти слова и их выделить. Поэтому, готовясь к уроку, учитель намечает слова, нуждающиеся в объяснении.

Существует несколько способов объяснения нового слова:

  1. Показ натурального предмета в классе или его наблюдение во время экскурсии, прогулки.
  2. Показ макета, чучела, муляжа с объяснением его свойств, особенностей, назначения.
  3. Рассматривание картинки или рисунка предмета (берлога, ракета).
  4. Объяснение слов путем подбора синонимом, антонимов (чужая - своя, герой-трус).
  5. Объяснение значения слов путем их анализа, подбора родственных слов, упражнений в словообразовании.
  6. Логическое определение предмета или явления.
  7. Краткое устное описание предмета или явления.
  8. Анализ примеров и фактов из жизни с целью расширения запаса слов, отражающих отвлеченные и обобщенные понятия (совесть, дружба, преданность).

При подготовке к уроку учитель вместе с его содержанием должен продумать, какие слова потребуют объяснения для обеспечения правильного восприятия материала, какие слова и обороты речи учащиеся будут осмысливать при чтении ими текста.

Работа начинается с того, что учитель четко пишет слово на доске, либо выводит написанное слово на интерактивную доску. Слово читается в слух, идёт объяснение его лексического значения, обращается внимание на особенности орфографии, затем оно записывается в словарик. Учащиеся упражняются в его написании.

Первый раз слово читает учитель, чётко проговаривая все слоги. Школьники проговаривают его хором, затем по просьбе учителя некоторые повторяют его ещё раз. Лексическое значение слова учитель объясняет, опираясь на жизненный опыт учеников. Например, объясняя слово "инструменты", он спрашивает учащихся, где они могли видеть инструменты, какие инструменты знают, какие инструменты есть дома, какими инструментами работают на уроках труда. С этим словом дети составляют словосочетания и предложения.

Обогащение словаря учащихся с нарушением интеллекта должно быть неразрывно связано с его активизацией, то есть с использованием ими в своей речи вновь усвоенных слов.

Одним из видов работ рассчитанных на активизацию словарного запаса учащихся специальной (коррекционной) школы, является распространение схематично изложенных текстов, преимущественно типа описаний.

Систематическое проведение словарной работы повышает уровень общего развития умственно-отсталого школьника. Усвоение традиционных написаний этого типа основывается на простом запоминании орфограмм каждого слова. Закреплению правильного орфографического образа слова способствует включение максимального числа компонентов письма.

Весьма действенным приемом объяснения значения слова является прием контекста, в котором находится слово. Очень часто слова, непонятные детям оказываются понятными вполне в предложении /крохотный птенчик выпал из гнезда/. Предлагаемые упражнения должны использовать зрительную, моторную, речедвигательную память ребенка, пять-шесть минут отводится на знакомство с написание слова.

Петрова предлагает следующий ход работы при первоначальном знакомстве со словом:

1. а) прослушивание загадки с выбором картинки отгадки, называние слова;
б) называние предметной картинки;
в) воспроизведение по памяти слова из текста, учебника, из выполняемого упражнения.

2. Уточнение семантики слова: учащиеся объясняют значение слова путем словотолкования.

3. Демонстрация карточки со словом, где орфограмма выделена красным цветом, прикрепление карточки под соответствующей картинкой.

4. Проговаривание этого слова по слогам и хором.

5. Запись слова в тетрадях.

6. Подбор родственных слов и запись их.

7. Составление предложения с этим словом.

8. Закрепление написания слова на следующих уроках.

В коррекционной школе могут быть использованы и другие приемы: разложение общего понятия на части /инструменты: молоток, долото/. Объяснение с помощью других слов /окружная дорога – дорога, которая окружает село/. Этот прием больше приемлем для старших классов, т.к. у младших школьников недостаточен объем словаря. В практике школы выполнение всех задач развития речи протекает одновременно. Основной упор в словарной работе должен быть сделан на оптимизацию их словаря, т.к. он очень беден у умственно отсталых детей.

Таким образом, можно сделать выводы, чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Словарной работе в школе уделяют мало времени, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Источники:

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/06/25/organizatsiya-slovarnoy-raboty-na-urokakh-razvitiya-rechi
  2. https://scienceforum.ru/2015/article/2015008492
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены