РАЗРАБОТКИ
|
Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка и литературыЕфремова Лариса Николаевна «Грамотное письмо - Н.С. Рождественский По данным обследований лишь от 15% до 45% учащихся начальных классов самостоятельно обнаруживают орфограммы в тексте. Развивающийся речевой слух, постоянное внимание учащихся к звукобуквенному составу слов способствуют возникновению и развитие зоркости к орфограммам на уроках русского языка и чтения. А что же такое орфографическая зоркость? Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение находить ошибки, допущенные пишущими (собственные ошибки или чужие). Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: ученик не видит орфограммы в процессе письма. Поэтому эту работу я начинаю с периода обучения грамоте. В 1-ом классе должен на слух различать гласные и согласные звуки и соотносить их со схемами. Сначала на слух - звуками, а затем зрительно – буквами, применяя схемы, учу различать безударные гласные, звонкие и глухие согласные в корне слова, в конце слов. В наших учебниках нет термина «фонема», вместо него используется привычный и понятный термин «звук». Для того чтобы ребенок освоил законы орфографии как систему правил, обязательно ввожу термин «позиция». Сам термин нужно вводить во втором классе, однако подготовка к освоению понятия «позиция» как положение (место) звука в слове в окружении соседей – других звуков – начинаю вводить с первого класса. А что же такое тогда «сильная и слабая позиция»? Слабые позиции фонем являются источником орфографических ошибок учеников. Поэтому ученик должен видеть слабую позицию – ведь именно здесь требуется проверка. В сильной позиции проверять нечего - фонемы гам прекрасно различаются, не смешиваются. Рассмотрим на примере. Чтобы детям было легче понять слова сильная и слабая позиция даю такое задание: « Сильный и слабый». Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый? Сравни выделенные гласные буквы в словах - кОт и кОтенок. Гласные буквы одинаковые. Помоги слабому! В слове КОТ гласный под ударением - сильный. В слове КОТЕНОК гласный безударный -слабый. Ударная «О» в слове КОТ помогает правильно написать безударную «О» в слове КОТЕНОК. Когда ребенок сравнивает слабого котенка и сильного кота, он осваивает нечто иное, как сильную и слабую позицию фонемы и сам фонетический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию в сильную. Другой пример. В слове ЕЖ, звук [Ш] стоит на конце слова - в слабой позиции. В слове ЕЖИ звук [Ж] стоит перед гласным - сильной позиции. Буква «И» в слове ЕЖИ помогает написать букву «Ж» в слове ЕЖ. ЕЖИ - проверочное слово. У разных, казалось бы, правил (проверяемые безударные гласные, парные: глухие и звонкие согласные) дети обнаруживают сходство: буква обозначает то, что в сильной позиции (фонему). Проверка - общая для обоих правил: слабую позицию проверяют сильной. Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, ученики достаточно успешно справляются с заданием: «Вставьте пропущенные буквы». Но допускают ошибки на тоже правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию не трудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Поэтому главным для меня является то, чтобы детей научить видеть орфограмму, научить думать при письме. Как же добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Мы следуем педагогической технологии профессора Михаила Ростиславовича Львова, который выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и применяю на уроках русского языка:
Такова структура действий учащегося, проверяющего орфограмму с помощью правил, методом решения задачи. Действия очень сложны для 8-9-летнего ребенка и не удивительно, что на практике школьник не всегда соблюдает все указанные выше требования. Как, правило, несоблюдение указанного порядка приводит к ошибкам. В помощь учащимся создаю памятки, указания в виде плаката-инструкции. Памятка-инструкция: «Правила списывания предложения или текста»
Со второго класса ввожу алгоритмы проверки орфограмм. Например: Алгоритм проверки употребления разделительного Ъ. 1-й шаг: Есть ли в слове приставка? 2-й шаг: Оканчивается ли она на согласный? 3-й шаг: Есть ли после приставки Е, Е или Я? Данный пример алгоритма отличается высокой четкостью, точностью. Проверим по этому алгоритму слово «подъем»:
Для закрепления правописания гласных и согласных в корне слова, в сочетаниях букв использую различные виды работ, такие, как: орфографический диктант, работа над предложением, работа по заданию, работа по карточкам. Фонетический разбор (звуки, буквы, слоги, ударение, ударный, мягкий - твердый, звонкий - глухой), зрительный диктант, вставка пропущенной буквы и т.д. Для наглядности возьмем орфографический диктант: 1. Спишите слова. Подчеркните выделенные буквы, сочетания букв, вспомните правило. ЧУжой, ручЬи, раННий, рЯды, голуБЬ, сквореЧНик, пружина, КазанЬ, задачА. 2. Вставить пропущенные буквы (эти же слова). Ч…жой, руч…и, ра…ий, р…ды, голу…, скв…ре…ик, пруж…на, …азан…, задач… Напишите слова, доставляя целый слог или сочетание букв: ...жой, ру..., ран..., го... ь, скворе... ик, пру... на, ... зань, задач... Спишите эти же слова. Подчеркните орфограммы. Запишите эти же слова под диктовку. Проверьте обратной связью на доске. Запишите эти же слова по памяти, разделяя их на группы. Для работ над предложением использую следующие виды: 1. Деформированные предложения: Огонек, в селе, потух, за рекою. 2. Предложения с пропущенными буквами в словах: Р...бята шли к р...днику (по) у...кой тр...пинке. 3. Изменение слова так, чтобы предложение было правильным: В (сентябрь) ребята пошли (школа). При изучении таких написаний как – ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ совмещаю зрительные и звуковые формы работы, рифмованные упражнения, включаю орфографическое проговаривание на уроках чтения и письма, обязательное послоговое прочитываиие трудных в орфографическом отношении слов. Например: ПИ ЩА ЧА йник ЧА шка ЧА й Наряду с правильно обозначенной орфограммой имеется вариант неправильного написания. Здесь наблюдается привлечение активного внимания. Детям нравятся упражнения – запоминалки. Шишки, ежики, чижи Чижи, ужи, ежи, стрижи, жирафы, Задание: Напиши по памяти те слова, которые услышал, с опорой на схему. Таким образом, целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети учатся видеть орфограммы, справляться с орфографическими трудностями. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Русский язык становится любимым предметом.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены