РАЗРАБОТКИ
|
Практика по работе с учениками для которых русский язык не является роднымМазурова Ирина Алексеевна Наша небольшая общеобразовательная школа № 31 располагается в спальном районе Черемушки Ленинского района города Красноярска. Эта часть города раньше была «технической», «производственной», застроенной жильем для тружеников энергетической отрасли, ТЭЦ, КРАСМАШ, РУСАЛ. Совсем рядом располагается дачный и частный секторы и окраина города. До культурно-исторического центра города ехать около часа. Цены на недвижимость здесь ниже, чем в остальных районах города. Поэтому неудивительно, что именно в школах нашего района встал вопрос адаптации и социализации детей инофонов. Всего в МБОУ СШ №31 обучается 673 ребенка, из них 169 инофонов. Эти ребят принадлежат к разным этническим группам: азербайджанцы, таджики, узбеки, киргизы, армяне, татары, представители коренных народов Сибири – хакасы и тувинцы. Вообще, всех наших инофонов можно разделить на две подгруппы. К первой группе относятся ребята, которые родились или с раннего детства находятся в РФ. Такие дети, как правило, адаптированы социально. Но, к сожалению, они тяжело адаптируются в культурном плане: ребята живут в семьях, где разговаривают не на двух языках (русском и родном), а лишь на родном; участвуют в праздниках лишь родной культуры, общаются в кругу сверстников своей языковой и национальной группы. Все это приводит к тому, что потенциально успешный ребенок свои возможности не реализовывает: словарный запас по сравнению с русскими учениками меньше, многие культурные реалии для ребенка остаются неизведанными. Понимание и освоение учебного материала дается таким обучающимся тяжело, особенно при высокой наполняемости классов, где индивидуальная работа минимальна. Это, конечно, влияет на успеваемость и успешность ребенка. Ко второй группе относятся дети, которые приехали в РФ недавно. Зачастую такие дети не посещали дошкольных и других русскоязычных образовательных учреждений. Естественно, что и русскоязычных курсов для детей-мигрантов эти дети не посещали. Это очень осложняет работу. Дети-мигранты находятся в сильном стрессе: они чувствуют себя потерянными в чужой культурной языковой, социальной и даже климатической среде. Такие обучающиеся, как правило, находятся в группе риска: становятся неуспевающими по итогам четвертей, и даже по итогам учебного года; начинают пропускать занятия. Все это ведет к неблагоприятным для ребенка последствиям. Столкнувшись с этими проблемами, коллектив школы начал вести систематическую работу, целью которой стала социокультурная адаптации детей инофонов в МБОУ СШ№31. Мы поставили перед собой такие задачи:
Нашу деятельность можно разделить на 4 основных направления:
Для социальной адаптации мы курируем участие детей инофонов в классных, школьных, муниципальных акциях и мероприятиях. Здесь мы достигли достаточных успехов, наши подопечные принимают активное участие в жизни своих классов и школы в целом. На нашем счету проведение школьных субботников и участие в городских и всероссийских акциях, в спортивных мероприятиях. Посещение музеев, библиотек, театров и кинотеатров. Также мы проводим выездные экскурсии по значимым местам города: пещера Караульная, ГЭС, с.Овсянка. Особенно важной работой в аспекте социализации считаем работу по профессиональной ориентации. Такая работа раздвигает рамки детских представлений о взрослой жизни, меняет их планы в лучшую сторону. Многие девочки инофоны не могут ответить на вопрос о том, какую профессию они выберут. Поэтому несколько раз в год мы приглашаем к себе представителей ВУЗов и СУЗов города, организуем выезды на выставки и фестивали профессий. Культурную адаптацию мы реализуем через празднование значимых дат и соблюдение национальных традиций. В прошлом году мы поняли, что нельзя прививать русские культурные ценности, не выказав уважение к национальным традициям наших учеников. Так появился проект «Диалоги о культуре», где ребята самого многонационального класса 8 В делились знаниями о своей культуре и традициях. Эти встречи были запоминающимися, на некоторых даже присутствовали родители обучающихся. Социометрическое тестирование этого класса после завершения проекта показало, что уровень доброжелательности и толерантности в классе повысился. Конфликтов среди ребят стало меньше. Опираясь на опыт прошлого года, в начавшемся учебном году мы хотим расширить рамки проекта «Диалоги о культуре» до школьного уровня. В рамках этого проекта мы хотим провести серию мероприятий для родителей инофонов: кулинарная битва, круглый стол, мастер-классы. Также к этому планируется подключить школьную психологическую службу. Наши психологи регулярно проводят тестирования, опросы и анкетирования среди обучающихся и инофонов для определения их уровня психологического комфорта. Также школьная служба медиации всегда помогает ребятам разрешить спорные ситуации. В области языковой работы с инофонами нами проделано немного, но определенные успехи есть. В прошлом учебном году выпускные классы были разделены на группы по уровню владения русским языком. Подавляющая часть инофонов оказалась в группах со слабым владением языком. Специально для них велась усиленная работа по подготовке к экзаменам силами нескольких педагогов. Также организовывались индивидуальные консультации. Проделанная работа показала хорошие результаты: все 12 инофонов достойно прошли итоговую аттестацию. Опыт прошлых лет показал, что мало готовить выпускников к экзамену: языковая работа с инофонами должна проводится систематически. Поэтому в 2023-2024 году мы открыли курс дополнительного образования «Русский как иностранный», где планируется обучение инофонов русскому язык с азов. Также мы обратились за помощью к педагогам другой школы Ленинского района. У коллег большой опыт работы с инофонами. Наши преподаватели с интересом посетили их обучающие семинары и открытые уроки. Полученный опыт мы привнесли в свою практику. Подводя итог, хочется сказать, что работа всего педагогического коллектива не прошла даром и количественные и качественные результаты наглядно представлены в нашем видеофайле.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены