РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование навыков смыслового чтения учащихся начальной школы

Сладкова Т.Л., учитель начальных
классов МБОУ «СШ № 58 города Макеевки»

Современный человек сталкивается с колоссальным потоком информации, а считывание визуальной буквенно-знаковой информации в настоящее время остается действенным средством обучения, и при этом чтение как инструмент познания мира выполняет ключевую роль, а современные интенсивные образовательные технологии помогают сформировать необходимые планируемые результаты, встроенные в стандарты образования.

Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. С введением новых ГОС обучение ориентировано на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач. Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД, в том числе умение читать. Перед учителем ставится очень важная задача – привить интерес учащихся к чтению, научить их «читать».

В последние годы снизился процент самостоятельного детского чтения и уровень читательской культуры родителей обучающихся. В каждом классе имеются дети, испытывающие трудности при самостоятельной работе с различными текстами учебника. Они с трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст. Из-за ошибок при чтении обучающиеся часто не понимают сути прочитанного. С трудом извлекают необходимую информацию из предложенного текста, не могут выделить главное в прочитанном, затрудняются пересказывать содержание.

Секрет решения данных проблем кроется в обучении учащихся начальной школы умениям находить информацию с помощью различных источников и уметь эффективно ее использовать. Поэтому развитие у учащихся навыков смыслового чтения становится актуальной в свете образования.

Большой вклад в решение этой проблемы внесли работы В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Н.А. Менчинской и многих других ученых. Процесс чтения рассматривали и такие учёные, как Ф.Смит, Н.Н. Светловская, В.М.Филатов, И.А.Зимняя.

В последние годы в методике начального обучения особенно интенсивно разрабатываются проблемы общего развития детей, развития их речи, мышления на уроках чтения (А.И. Липкина, З.И. Романовская). Проведен ряд исследований, в которых рассматривается творческая работа после изучения произведения, на материале прочитанного (З.А. Агейкина, О.В. Кубасова, Л.Д. Мали). Созданы интересные системы обучения младших школьников литературному творчеству (Г.Н. Кудина, A.A. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, В.А. Левин, О.В. Джежелей, Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).

Смысловое чтение - неотъемлемый компонент читательской компетентности. Под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.

Первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

  • Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.
  • Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.

Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения». При этом многие годы при оценке навыка уделялось первостепенное внимание параметрам «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а параметр «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте, т.е. первостепенной считалась техническая сторона чтения.

В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её.

Исходя из этого, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

  • умение осмысливать цели чтения;
  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
  • умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
  • умение определять основную и второстепенную информацию;
  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Уже в период обучения грамоте следует уделять внимание и совершенствованию технической стороны чтения и параллельно работать над смысловой стороной чтения. Ребёнок должен понимать, зачем он читает. На данном этапе учитель озвучивает ребёнку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понять смысл одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения. Как правило, в этот период в основном учитель использует на уроках коммуникативное чтение вслух, учебный и самостоятельный тип чтения. Проверить понятийную сторону чтения на данном этапе можно через алгоритм: вопрос учителя - ответ ученика.

Данные типы чтения используются и в последующие годы обучения, но к ним добавляется и чтение про себя. Выбор вида чтения, безусловно, зависит от цели чтения, а от этого в свою очередь зависит и выбор механизма чтения. Нельзя одинаково читать художественный текст и научно-популярный…

Поэтому на уроке окружающего мира следует использовать механизм чтения отличный от механизма, который используется на уроке литературного чтения, где в основном читаются тексты художественные.

На уроках окружающего мира ведётся выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающие – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.

Овладевая навыками смыслового чтения, дети учатся добывать, понимать и преобразовывать учебную информацию, представленную в различных формах (текстах, таблицах, иллюстрациях, графиках и т.д.). В начале смысловое чтение выступает как предмет обучения, а затем становится средством и результатом обучения и развития обучающихся.

В образовательной программе НОО отмечается: «Учащиеся овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы» [].

Таким образом, тема исследования повышения уровня смыслового чтения разных типов текстов и работа с опорными сигналами на уроке окружающего мира в начальной школе актуальна и требует тщательного изучения и проработки.

«Стратегии смыслового чтения» по Н. Сметанниковой – это «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста».

На сегодняшний день понятие «текст» включает в себя кроме слов еще и визуальные объекты: рисунки, графики, пиктограммы, таблицы, диаграммы, опорные сигналы.

Для учащихся начальной школы наиболее доступной для понимания является стратегия проектирования опорных листов с помощью графических визуальных сигналов и последовательная работа с ними. То есть использование языка образов для перекодирования информации.

В качестве основной стратегии развития навыков смыслового чтения у младших школьников мы рассматриваем сочетание приемов использования визуальных объектов (опорных сигналов, схем, рисунков) при проектировании работы с текстом по окружающему миру.

Метод использования опорных сигналов при работе с текстами на уроках окружающего мира обладает рядом преимуществ, среди которых свободное оперирование естественнонаучными понятиями, анализ и систематизация текстового материала, тщательное его осмысление и дальнейшее использование. Также работа с визуально-графическим материалом представляет безусловный интерес для детей, создает мотивацию в работе с текстом.

При формировании навыков смыслового чтения выделяют три этапа работы с текстом: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения.

1 этап - работа с текстом до чтения.

Целью данного этапа является развитие антиципации. Обучающиеся учатся определять и формулировать речевую задачу для первичного прочтения текста, у них создается положительная мотивация, а также преодолеваются трудности, связанные с содержанием текста.

2 этап - работа с текстом во время чтения.

Целью работы на этом этапе становится достижение понимания текста на уровне содержания.

На начальном этапе для лучшего понимания содержания текста целесообразно использовать задания направленные на поиск информации и письменной ее фиксации, учащимся предлагается заполнить разного рода таблицы, схемы, опоры.

Следует помнить, что на данном этапе должно действовать правило: нецелесообразно многократно читать один и тот же текст. Знакомое содержание текста теряет свой коммуникативный смысл. Повторное прочтение целесообразно использовать лишь в том случае, когда речь идет о поиске уточняющей или дополнительной информации.

3 этап - работа с текстом после чтения.

Цель третьего этапа - достижение понимания на уровне смысла(понимание основной мысли, как бы «чтение между строк»).На данном этапе происходит преобразование текста в другую форму, в результате которого образуется минитекст, реферат, аннотация, резюме, но воплощающий в себе основное содержание исходного текста.

Исходя из современных требований к обучению чтению, отмечаем, что современный компетентный читатель должен уметь поставить цель чтения (то есть владеть целеполаганием), составить программу ее достижения, планировать свою деятельность, корректировать ее этапы и способы, владеть методами рефлексивного мышления, к которым относятся припоминание, вычленение, поиск сходств и противоречий, составление умозаключений по аналогии, сравнение результатов и целей.

Следовательно, работа по формированию навыка смыслового чтения не должна прерываться при переходе обучающихся начальной школы на следующий уровень обучения.

Учитель – предметник в рамках своего предмета должен проводить работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения.

Итак, мы видим, что осмысленное чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов.

Задача учителя начальных классов: создать условия для перехода обучающихся с уровня «обучение чтению» на новый уровень – «чтение для обучения», подготовив детей к обучению в основной школе.

Приложение 1 Шаги учителя для ликвидации проблем при формировании навыков смыслового чтения

Проблема 1. Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря «дети не вчитываются в задание».

Шаги: Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках. Работа должна быть направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания. Нужно показывать и учить детей переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов, которые могут быть предложены учителем или детьми.

Проблема 2. Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту.

Шаги: Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. Многие УМК для обучающихся начальной школы имеют тетради для самостоятельной работы на печатной основе. Их активное использование так же способствует формированию навыков смыслового чтения. Ребёнок имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в малой группе, а разнообразие видов заданий к текстам способствуют выбору соответствующего вида и механизма чтения.

Проблема 3. Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения.

Шаги: Изучение и использование учителем инновационных педагогических технологий. Например, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Её приёмы как нельзя лучше работают на формирование навыков смыслового чтения.

Проблема 4. Узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы, произведения русских классиков.

Шаги: Использовать возможности урока развития речи для знакомства детей с текстами разных стилей, раскрыть особенности их построения, черты отличия от художественных текстов, показать приёмы работы с такими текстами. Предлагать школьникам читать не только «сплошные тексты», но и «несплошные». Содержание учебников требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов и т.п., т.е. смысловую сторону чтения можно и нужно развивать не только на уроке чтения, но и на любом другом.
Коллективное посещение библиотеки, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия так же способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.

Проблема 5. Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.

Шаги: Чтобы добиться результата, необходима система. С одной стороны, принято считать, что начало этой системы - в семье. Родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребѐнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения. Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это может помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни.
Решающее влияние на качество чтения, по выводам экспертов, оказывает досуговое чтение. Учащиеся, которые читают каждый день для удовольствия, показывают значительно более высокие результаты по грамотности чтения, чем их не читающие сверстники.
Анкетирование родителей, тематические родительские собрания, открытые уроки с приглашением родителей, индивидуальная работа с родителями.

Проблема 6. Незнание или непонимание психологических составляющих навыков смыслового чтения.

В каждом классе найдутся дети, испытывающие большие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника, задачи по математике, слайда и т.д. Они с большим трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст. Дети испытывают трудности в понимании текста, в выделении смысловых единиц, в установлении причинно-следственной связи между смысловыми единицами, в формулировании основной мысли текста, в формулировании вопросов к тексту, в поиске ответов на вопросы к тексту.

Шаги: Для оказания помощи в преодолении перечисленных трудностей учитель должен понимать психологические составляющие смыслового чтения. Это зрительное восприятие, произвольное внимание, смысловая память, логическое мышление, мотивация. Для выявления детей, испытывающих подобные затруднения, необходима совместная работа учителя, педагога – психолога, логопеда и своевременная диагностика.

Государственный федеральный образовательный стандарт предполагает по завершении каждого года обучения выполнение обучающимися итоговой контрольной работы. Данную работу, на мой взгляд, можно рассматривать, как показатель сформированности умения работать с текстом, т.е. проверить уровень сформированности навыков смыслового чтения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования также предполагает обеспечение преемственности всех уровней общего образования.
Следовательно, работа по формированию навыка смыслового чтения не должна прерываться при переходе обучающихся начальной школы на следующий уровень обучения. Учитель – предметник в рамках своего предмета должен проводить работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения.
Итак, мы видим, что осмысленное чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов.

Задача учителя начальных классов: создать условия для перехода обучающихся с уровня «обучение чтению» на новый уровень – «чтение для обучения», подготовив жетей к обучению в основной школе.

Приложение 2 Методические приемы формирования смыслового чтения

1.Инсерт– в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений:

  • «!» - помечается то, что уже известно,
  • «-» - помечается то, с чем не согласен учащийся,
  • «+» - помечается то, что является для учащегося интересно,
  • «?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше.

2. Ромашка Блума.

Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

Классификация вопросов Б.Блума:
Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей.
Практические вопросы.
Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой.
Как бы я поступил на месте героя?
Простые вопросы.
Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации.
Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
Уточняющие вопросы.
Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации.
Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
Творческие вопросы.
Подразумевают синтез полученной информации.
В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения.
Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
Оценочные вопросы.
Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов.
Как вы относитесь к ... ?
Что лучше? Правильно ли поступил ...?
3.Чтение с остановками и вопросами Блума:
текст делится на смысловые части с остановками. Типы вопросов, стимулирующих развитие мышления:

  • на «перевод» и интерпретацию – перевод информации в новые формы и определение связи между событиями, фактами, идеями,
  • на развитие памяти – узнавание и вызов, полученной информации,
  • на развитие оценочных навыков – личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений,
  • на аналитическую деятельность,
  • на применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или вне его.

4. Развитие критического мышления

  • Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации).
  • Синквейн– используется как способ синтеза материала. Стихотворение, состоящее из пяти строк, оставленных согласно определённым правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Тонкие вопросы

  • Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Согласны ли Вы…?

Толстые вопросы

  • Дайте несколько объяснений, почему...?
  • Почему Вы считаете…?
  • В чем различие…?
  • Предположите, что будет, если…?
  • Что, если…?

Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов.

- Читаем и спрашиваем

  1. Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
  2. Ученики объединяются в пары.
  3. Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него.
  4. Обсуждение вопросов и ответов в классе.

- Дневник двойных записей

  1. Учитель просит учащихся разделить тетрадь на две части.
  2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

- Чтение с остановками

1 стадия - вызов.

Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.

2 стадия - осмысление.
Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни вопросов Блума.
Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.
- Ассоциативный куст

  • Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.
  • Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
  • Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

5. Памятка для учащегося:

  • внимательно прочитать текст;
  • выделить главные мысли текста;
  • проверить, как они соотносятся между собой;
  • сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);
  • определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;
  • сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана;
  • прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важное.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены