РАЗРАБОТКИ
|
Использование элементов театральной педагогики на уроках литературного чтенияИрина Александровна Леончик Аннотация: в статье представлен опыт работы учителя начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Багаевская средняя общеобразовательная школа № 2. Актуальность статьи заключается в том, что применение театральных методов позволяет сделать процесс обучения более интересным и увлекательным для учеников, а также способствует лучшему усвоению материала. Для многих современных школьников классическая литература может показаться скучной и непонятной. Однако, это не означает, что эти произведения не имеют ценности. Именно в них заложены глубокие мысли и уникальные идеи, которые могут открыть новые горизонты для читателя. Чтобы привлечь подростков к чтению классических произведений, можно использовать театрализацию. Этот метод позволяет оживить текст, сделать его более доступным и интересным. Через театральную педагогику школьники смогут глубже погрузиться в мир произведения, почувствовать эмоции героев и понять их внутренний мир. В последние годы возросла актуальность проблемы внедрения методов театральной педагогики в образовательный процесс. Исследования, проведенные педагогами-практиками и теоретиками, подтвердили эффективность и значимость использования опыта театральной педагогики в обучении. Этот подход объединяет ключевые аспекты игры и творческого процесса. Современная театральная педагогика предлагает обширный набор упражнений и тренингов, которые способствуют повышению уровня познавательного интереса, развитию внимания, воображения, памяти, способности к действию и творческой активности. Освоение этих инструментов позволяет учителю понимать механизмы восприятия, взаимодействия и природы творческого процесса. Театральное искусство имеет особую привлекательность для детей, поскольку оно базируется на игре. С самого раннего возраста ребенок испытывает потребность в игре, которая продолжает оставаться ведущей деятельностью на протяжении всего периода младшего школьного возраста. Театральная педагогика представляет собой оптимальное сочетание театрального искусства с педагогическим процессом, характеризующееся общими целями и принципами организации. Уроки литературного чтения предоставляют идеальную платформу для внедрения элементов театрализации, поскольку литература и театр тесно связаны между собой, а их общим элементом является слово. Театрализация стимулирует познавательную активность и, как результат, повышает уровень заинтересованности в изучаемом предмете. При внедрении элементов театрализации в учебный процесс учащиеся получают возможность применить свои литературные знания и выразить свое эмоциональное восприятие литературных произведений. Методика театрализации представляет собой эффективный образовательный инструмент, предназначенный для стимулирования интереса учащихся к изучаемым темам. Эта методика может применяться не только на уроках литературы и истории, но и на занятиях по другим предметам. Театрализация включает в себя несколько педагогических приемов. Один из них - ролевое прочтение текста, которое не требует предварительной подготовки. Важно, чтобы ученики старались голосом и интонацией передать характер персонажа и его состояние. Другой прием - персонификация, когда реальный исторический персонаж или вымышленный герой становится помощником учителя. В начальной школе этот прием может включать использование игрушек-персонажей. Сценически-игровые упражнения также являются частью театрализации. Они могут включать написание монолога или диалога от имени персонажа. Этот прием может быть использован на уроках гуманитарного и естественно-научного цикла. Прием "Кто я?" подразумевает, что ученик в образе персонажа рассказывает о нем, а одноклассники должны угадать, кто он. Для усиления интереса можно использовать костюм или характерные атрибуты персонажа. Разыгрывание сценок - еще один прием театральной педагогики. Он предполагает небольшое представление по заранее подготовленному сценарию. Использование подходящего реквизита и элементов костюмов делает сценку более привлекательной. Инсценирование текста на уроках литературы - это еще один важный прием театрализации. Он позволяет перевести литературный текст в сценический вариант, что помогает глубже понять произведение, проанализировать сюжет, характеры персонажей и их взаимоотношения, а также выразить свое отношение к произведению. Оформительская работа также играет важную роль в театрализации. Задания могут включать создание эскизов костюмов, декораций, портретов героев, а также музыкальное оформление произведений. Придумывание афиш, обложек для книг способствует более глубокому анализу произведения. Ребята моего класса посмотрели мультфильм, чтобы лучше представлять, о чем идет речь. На втором этапе мною были заданы вопросы с целью определить, правильно ли был интерпретирован сюжет. А на третьем предложено самостоятельно выбрать роли, выписать из текста сказки текст ролей, а на занятиях кружка школьного театра «Театр для всех», который веду я сама, ребята репетировали свои роли. В процессе наблюдения за репетицией для меня важным являлось то, насколько хорошо дети запомнили последовательность ролей, какова степень выраженности их заинтересованности в сюжете, интересна ли им данная работа. Результат превзошёл все ожидания, мы приняли с нашим спектаклем участие во Всероссийском проекте Движение первых «Спектакль для мамы» и заняли первое место. А из проверенных сочинений стало ясно о глубоком осмысленном прочитанного, увиденного и того, в чем ученик принял участие сам. Таким образом, можно сделать вывод о том, что такой метод работы на уроках литературного чтения, как чтение по ролям с элементами театральной педагогики или собственно инсценировка является эффективной. В пользу данного довода свидетельствуют и результаты анализа полученных оценок участниками контрольной и экспериментальной групп. Приведу пример использования элементов театрализации на уроках литературного чтения. Тема урока: Э. Успенского «Дядя Федор идет в школу». Использование элементов театральной педагогики на уроках литературного чтения. Цели: формирование положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения. I. Мотивация и целеполагание. Актуализация знаний. II. «Открытие» нового знания детьми III. Работа в группах IV. Применение знаний и умений в новой ситуации. V. Поведение итогов
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены