РАЗРАБОТКИ
|
Играя – лечим! Дыхательная гимнастика – как важный элемент речевого развитияНехаева Елена Александровна Все мы знаем, что дышать надо через нос. И, кажется, что нет правила проще этого. Но при обследовании воспитанников дошкольных учреждений видим, что более, чем у половины детей нарушено носовое дыхание (именно, носовое). Причинами такого нарушения могут быть:
Почему же вредно дышать через нос? 1) Во-первых, проходя через носовые ходы, воздух нагревается, увлажняется, смешивается с оксидом азота, который повышает усваиваемость кислорода из воздуха. Таким образом, если ребёнок дышит ртом, он не получает оксид азота, соответственно, усваиваемость кислорода понижается и, как следствие, возникает кислородное голодание (гипоксия). 2) Во-вторых, изменятся голос, произношение в целом. Ребёнок начинает гнусавить, говорить монотонно. 3) Вдобавок нарушается функция жевания; притупляется обоняние, пропадает аппетит. 4) Ротовое дыхание, вызывая сухость ротовой полости, сказывается на состоянии зубов – слюна выполняет важнейшую задачу, нейтрализует кислую среду во рту, а также помогает избавляться от бактерий. Сухость полости рта – одна из причин заболеваний дёсен, кариеса, гингивита, который может перерасти в пародонтит, когда под воздействием микроорганизмов десневые карманы вокруг зубов углубляются, и те начинаю шататься и, конечно же, нарушение прикуса. Позвольте процитировать отредактированный перечень проблем, связанных с ротовым дыханием, опубликованный группой детский стоматологов из Университета Пернамбуку в Бразилии: «Люди, дышащие ртом, чаще всего жалуются на следующие симптомы: одышка или нехватка воздуха, быстрое наступление усталости при физической активности, боли в спине и шее, нарушение вкусовой чувствительности или обоняния, неприятный запах или сухость во рту, пробуждающие посреди ночи приступы удушья, плохое качество сна, сонливость в дневное время, тёмные круги под глазами, чихание, обильное слюноотделение во время разговора и так далее. Что касается физических последствий, то у дышащего ртом ребёнка появляется ряд характерных черт: вытянутое лицо, опущенные уголки глаз, тёмные круги под глазами, открытый рот, обвисшие и сухие губы, узкие ноздри, слабые мышцы щёк, высокое нёбо, сужение верхней зубной дуги и неправильный прикус. Ротовое дыхание также негативно отражается на осанке, строении и тонусе органов речи». [1] Физические последствия ротового дыхания можно представить наглядно. К слову сказать, описанные выше признаки в нашей стране негласно характеризуются как «аденоидное лицо» а в США «stupid facе» («лицо глупого человека»). 5) Также необходимо отметить, что при ротовом дыхании сужаются верхние дыхательные пути, что может вызвать остановку дыхания – так называемое, обструктивное апноэ во сне, которое приводит к риску сердечно-сосудистых заболеваний, умственным нарушениям, проблемам с вниманием и памятью, повышают риск развития различных заболеваний вроде болезни Альцгеймера. А теперь – необычное сравнение… «По стопам бульдога?» Ведущий стоматолог, один из основателей Американской академии физиологической медицины и стоматологии Майк Гелб сравнил эволюцию дыхательных путей у бульдогов, известных своими проблемами с дыханием, со стремительным распространением апноэ среди людей. У этих собак наблюдается брахикефалия – короткая и широкая голова. Их морды сплющены, ноздри сужены, зубы кривые, верхние резцы заходят за нижние (перекрёстный прикус), удлиненное мягкое нёбо частично перегораживает дыхательные пути, а язык порой не помещается в челюсть. Подобно людям, подверженным некоторым из этих проблем, они страдают от неприятных симптомов обструктивного апноэ во сне, которые усугубляются при наличии избыточного веса. Такая опасная особенность стала результатом многолетнего селекционирования для получения собак с отличительными чертами, которые пагубно отразились на их здоровье. Человек в данном случае оказывает негативное влияние на собачий генофонд. Развитие культуры (индустриализация) у людей привело к изменениям в развитии, которые схожи с теми, что были вызваны у бульдогов модификацией в их генах. Из-за этого им может грозить вымирание. Перед вами серия фотографий различных представителей этой породы, которые были талисманами Университета Джорджии с 1956 по 2011 годы. По ним можно проследить эволюцию данной породы. Первая собака умерла в восемь лет, а последняя – в два года. Их системы жизнеобеспечения, от вегетативной нервной системы до сердечно-сосудистой, пострадали из-за слишком узких дыхательных путей, какие наблюдаются у всё большего числа людей. Нашему виду не грозит вымирание из-за апноэ или нехватки кислорода, однако здоровье и благополучие миллионов людей явно находится под угрозой. Некоторые разводчики бульдогов осознали ошибки прошлого и теперь предпринимают меры, чтобы изменить ход эволюции этой породы. С людьми такого сделать нельзя, однако в наших силах учить детей тщательно жевать, правильно дышать и поддерживать правильную осанку лица». [2] Для идеального развития челюсти, лица и дыхательных путей существует критический период, который приходится на первый 10 лет жизни. И мы, как педагоги, специалисты дошкольного образования должны помочь в этом нашим подопечным. Ведь как много в каждой группе детского сада детей с подобным типом лица. Конечно, решать данную проблему необходимо в комплексе с медиками (отоларингологом, стоматологом, ортодонтом), но и работники детского сада могут помочь скорректировать функцию дыхания. Дыхательные упражнения включаются в занятия, в режимные моменты. Необходимо выполнять дыхательную гимнастику, используя два нехитрых правила: «Дыши носом!» и «Язык в домике (в точке покоя)!» Перед началом комплекса дыхательной гимнастики необходимо выполнить самомассаж, который поможет освободить носовые ходы от скопившейся слизи.
Второй этап – активация носового вдоха. Данный этап необходим, так как у детей с ротовым типом дыхания носовые ходы сужены, дыхание через них затруднено.
Третий этап – упражнения для развития носового дыхания.
Важно! Дыхательная гимнастика выполняется в следующем режиме – 1 минута непрерывного выполнения на каждый год жизни ребенка, далее можно сделать перерыв, после него продолжить начатое. Предложенные выше упражнения рассчитаны, в большей степени, на средний и старший дошкольный возраст. Для детей младшего дошкольного возраста можно использовать задания типа «Понюхай цветочки», «Ароматное лото», «Сдуй пёрышко» и т.д. Список использованной литературы
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Рекомендации для педагогов, родителей по готовности будущих первоклассников к обучению в школе 5 советов: как вырастить ребенка оптимистом Виды, формы и последствия насилия в семье Советы родителям, заинтересованным в успешной сдаче экзаменов своими детьми |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены