РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование активных методов обучения в образовательном процессе

Ищанова Анаргуль Аязбаевна

Активная модель обучения предполагает применение методов, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность обучающихся.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала. Активные методы обучения – очень гибкие методы, можно многие из них использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А. Астахова, Л. Гурч, И. Дичковская, И.Я. Лернер, М. Леви.

С целью определения понятия «активные методы обучения» нами рассмотрены основные толкования.

Что касается понятия «метод», то существует более двухсот его определений, однако для учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, наиболее подходит такое определение: метод – это способ взаимодействия учителя и обучающихся, направленный на достижение поставленной цели.

Рассматривая активность студентов мы согласны, что это интенсивная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и формирования знаний и навыков, умение их применять в конкретных ситуациях. Активность в обучении является условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков .

Что касается познавательной активности, то это – стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно получать знания, формировать критический подход к мнению других и независимость собственных мыслей.

Итак, непосредственное привлечение обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности в ходе учебного процесса связано прежде всего с применением приемов и методов, получивших обобщенное название методы активного обучения.

А.М. Смолкин активным методам обучения дает такое определение: это способы активизации учебно-познавательной деятельности, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но и его ученики .

Методы активного обучения предусматривают использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на преподавание готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучающимися знаниями в процессе активной познавательной деятельности.

Таким образом, опираясь на вышесказанное, можем сделать вывод, что активные методы обучения – это обучение деятельностью. Так, например, Л.С. Выготский отмечает, что обучение влечет за собой развитие, поскольку личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной деятельности, которой руководит педагог, обучающиеся осваивают необходимые знания, умения и навыки; у них развиваются творческие способности и тому подобное. В основе активных методов лежит диалогическое общение как между педагогом и его учениками, так и между самими учениками. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и, что самое главное, развивается речь.

Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить такие учебно-организационные задачи:

  • упорядочивание процесса обучения действиям педагога;
  • обеспечение активному участию в учебной работе как подготовленных обучающихся, так и неподготовленных;
  • установление непосредственного контроля за процессом усвоения учебного материала.

Как показывает практика, использование активных методов обучения в образовательном процессе приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки обучающихся путем привлечения их в активную учебно-познавательную деятельность; учебная информация переходит в личное знание студента.

Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всестороннюю активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся с помощью широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств .

Активное обучение имеет свои закономерности и особенности. Таким образом, активное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет цель – создать комфортные условия обучения, при которых каждый обучающийся чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность.

М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:

  • принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
  • достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
  • самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей. Активные методы обучения — это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать обучающимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление обучающихся к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других обучающихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные формы и методы обучения.

Сравнение пассивных и активных подходов к обучению и восприятию информации показывает, что при преимущественно пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти:

  • 10 % того, что читают;
  • 20 % того, что слышат;
  • 30 % того, что видят;
  • 50 % того, что слышат и видят.

В то же время при активном восприятии информации обучающиеся удерживают в памяти: 80% того, что говорили сами; 90 % того, что делали сами.

Наиболее эффективными активными методами обучения студентов первого курса на уроках являются:

  • нетрадиционное начало традиционного урока - эмоциональный настрой на урок (эпиграф, ребус, загадка, анаграмма);
  • постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора;
  • организация релаксации и подведения итогов;
  • презентация учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий и др.;
  • использование индуктивных и дедуктивных логических схем;
  • использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «интервьюирования различных персонажей», элементы – «изюминки»;
  • реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к обучающимся, организация групповой деятельности студентов (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей;
  • нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.;
  • игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

  • Первый этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и тому подобное.
  • Второй этап – контроль знаний, умений и навыков (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.
  • Третий этап – формирование профессиональных умений и навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделируемого обучения, игровых и неигровых методов .

Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить такие учебно-организационные задачи:

  • упорядочивание процесса обучения действиям педагога;
  • обеспечение активному участию в учебной работе как подготовленных обучающихся, так и неподготовленных;
  • установление непосредственного контроля за процессом усвоения учебного материала.

Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки обучающихся путем привлечения их в активную учебно-познавательную деятельность; учебная информация переходит в личное знание студента.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены