РАЗРАБОТКИ
|
Использование активных методов обучения в образовательном процессеИщанова Анаргуль Аязбаевна Активная модель обучения предполагает применение методов, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность обучающихся. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала. Активные методы обучения – очень гибкие методы, можно многие из них использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А. Астахова, Л. Гурч, И. Дичковская, И.Я. Лернер, М. Леви. С целью определения понятия «активные методы обучения» нами рассмотрены основные толкования. Что касается понятия «метод», то существует более двухсот его определений, однако для учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, наиболее подходит такое определение: метод – это способ взаимодействия учителя и обучающихся, направленный на достижение поставленной цели. Рассматривая активность студентов мы согласны, что это интенсивная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и формирования знаний и навыков, умение их применять в конкретных ситуациях. Активность в обучении является условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков . Что касается познавательной активности, то это – стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно получать знания, формировать критический подход к мнению других и независимость собственных мыслей. Итак, непосредственное привлечение обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности в ходе учебного процесса связано прежде всего с применением приемов и методов, получивших обобщенное название методы активного обучения. А.М. Смолкин активным методам обучения дает такое определение: это способы активизации учебно-познавательной деятельности, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но и его ученики . Методы активного обучения предусматривают использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на преподавание готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучающимися знаниями в процессе активной познавательной деятельности. Таким образом, опираясь на вышесказанное, можем сделать вывод, что активные методы обучения – это обучение деятельностью. Так, например, Л.С. Выготский отмечает, что обучение влечет за собой развитие, поскольку личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной деятельности, которой руководит педагог, обучающиеся осваивают необходимые знания, умения и навыки; у них развиваются творческие способности и тому подобное. В основе активных методов лежит диалогическое общение как между педагогом и его учениками, так и между самими учениками. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и, что самое главное, развивается речь. Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить такие учебно-организационные задачи:
Как показывает практика, использование активных методов обучения в образовательном процессе приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки обучающихся путем привлечения их в активную учебно-познавательную деятельность; учебная информация переходит в личное знание студента. Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всестороннюю активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся с помощью широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств . Активное обучение имеет свои закономерности и особенности. Таким образом, активное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет цель – создать комфортные условия обучения, при которых каждый обучающийся чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность. М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:
Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей. Активные методы обучения — это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать обучающимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление обучающихся к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других обучающихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные формы и методы обучения. Сравнение пассивных и активных подходов к обучению и восприятию информации показывает, что при преимущественно пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти:
В то же время при активном восприятии информации обучающиеся удерживают в памяти: 80% того, что говорили сами; 90 % того, что делали сами. Наиболее эффективными активными методами обучения студентов первого курса на уроках являются:
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:
Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить такие учебно-организационные задачи:
Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки обучающихся путем привлечения их в активную учебно-познавательную деятельность; учебная информация переходит в личное знание студента.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены