РАЗРАБОТКИ
|
Эффективность использования игровых технологий в процессе сенсорного развития детей раннего и младшегоМихайлова Татьяна Николаевна Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений окружающей действительности. Поэтому нормальное развитие ребёнка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие ребенка - это формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине положении в пространстве, а также в запахе, вкусе и пр. Развитая сенсорика является основой для совершенствования практической деятельности современного человека. Советским психологом Б. Г. Ананьевым было отмечено, что «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека». Сенсорное воспитание является основой для формирования у ребенка всех психических процессов - внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения. С другой стороны, оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности: предметной, игровой, продуктивной, трудовой.
Учить ребёнка только различать свойства предмета не совсем правильно, необходимо научить определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют сенсорные эталоны, с помощью которых можно сравнивать предметы. Сенсорный эталон - это общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов - это значит сформировать представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Для того чтобы ребёнок начал усваивать эталоны и способы обследования, он должен быть к этому подготовлен. В своей работе, я использую игровые технологии, которые обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются познавательной направленностью. Игры на тактильное восприятие 1. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. С помощью тактильного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Для этого в группе подобран комплекс интересных, доступных и познавательных для детей игр для сенсорного развития и разработана система педагогической работы, направленная на сенсорное развитие детей младшей возрастной группы посредством дидактических игр. Игры: «Песочные фантазии», «Сухой басейн», «Накорми колобка», «Сенсорное лото» и др. Активно используем в работе различные пальчиковые упражнения с шариком Су-Джок. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так- же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. 2. Игры на различение величины предметов учат дошколят различать, чередовать, группировать предметы по величине; ориентируясь на образец, развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины. В группе собран материал на закрепление знаний о форме. Дети учатся различать, группировать предметы, упражняются правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом. Для закрепления на различение основных цветов использую игрушки и реальные предметы. Игры «Цветные резинки», «Веселые колпачки», «Цветные платочки» В дошкольной педагогике эти дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Игры и упражнения на слуховое восприятие можно использовать не только на музыкальных занятиях, упражнения «Громко топает слон», «Как дождь стучит?», «Дует ветер», «Угадай, кто позвал?» активно используем в играх по психогимнастике. В театральной деятельности малыши озвучивают персонажей сказок различными шумелками, музыкальными коробочками. Важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В Сенсорной лаборатории, малыши могут познакомиться с понятием «сыпучесть материалов», их размеры, а также понятие «полный», «пустой», определять вкус - кислый, соленый, горький, сладкий, а ароматные баночки или подушечки наполненные, например - мятой, сеном, гречкой хорошо развивает у детей обоняние. Положив дольку лука, зубчик чеснока или дольку лимона в киндер – сюрприз, проделав отверстия, дырочки – можно поиграть в игру «Узнай запах». Вывод! Совершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире у детей раннего возраста, является результатом целенаправленного применения современных технологий для сенсорного развития и способствует повышению эффективности развивающих процессов. Список литературы:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены