РАЗРАБОТКИ
|
Организация учебного процесса в классе клавишного синтезатораБелотелова Татьяна Геннадьевна Основная задача педагога, обучающего игре на синтезаторе, как и педагога любой другой специальности, научить детей чувствовать, слышать, переживать музыку, вызывать эмоциональный отклик на музыкальные образы. Пение, подбор мелодии по слуху, транспонирование (ученик должен чувствовать себя одинаково удобно в любой тональности) являются обязательными составляющими как начального, так и всего последующего обучения. Цель уроков преподавания игры на синтезаторе – активизировать различные грани музыкального чувства учащихся и помочь им в интересной форме обогащать художественный опыт, элементы которого они приобретают во всех видах деятельности на уроке. Обучение игры на клавишном синтезаторе связано с решением следующих педагогических задач:
В основе формирования способности к электронному музицированию, как творческой способности, лежат два главных вида деятельности учащихся: творческая практика и изучение теории музыки. Поэтому объединяющий эти виды деятельности комплексный метод, о котором писал Г.Г.Нейгауз применительно к обучению игре на фортепиано, становится единственно возможным методом преподавания. И преподаватель по классу электронных музыкальных инструментов еще в большей мере, чем преподаватель фортепианной игры, «должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта...». Ценность необходимых для музыкального творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью, то есть целостным всесторонним охватом системы выразительных средств музыки, раскрытием многообразных взаимосвязей, возникающих у каждого из этих средств с другими, а также – их содержательных возможностей в музыкальном целом. В системе всегда можно выделить ведущий структурообразующий элемент. Таким элементом музыки гомофонно-гармонического склада является мелодия. Все другие элементы музыкального целого по отношению к мелодии можно подразделить на две группы: ритмо-гармонический каркас служит её «фундаментом», а фактура, тембр и средства исполнительского интонирования составляют красочно-орнаментальный слой музыкального изложения. Данная схема, охватывающая все элементы выразительности музыки гомофонно-гармонического склада, позволяет каждый из них рассматривать через призму многосторонних функциональных связей. Закономерности использования выразительных средств, отражающие функциональное взаимодействие этих средств между собой и с музыкальным целым, могут быть представлены в виде свода правил. Так, в работе над гармонизацией, входящей в процесс электронного музицирования, учащиеся всегда должны добиваться хорошего сочетания мелодии и гармонии, в сопровождении стремиться к плавному голосоведению; в работе над фактурой – «освежать» фактуру сопровождающих голосов на границах развертывания музыкальной мысли, выделять различные пласты фактуры, объединять одним тембром, следить за соответствием фактуры сопровождения характеру мелодической линии (по жанровым деталям, драматургии, выразительности); в работе над инструментовкой – при смене музыкальной мысли обновлять тембр мелодии, «прорисовывать» каждый план звучания различными тембрами, для выделения мелодии применять октавные или основанные на контрастных тембровых сочетаниях дублировки и т.д. Вместе с тем применение правил ни в коем случае не должно носить характер навязанных педагогом догматических предписаний, нарушающих творческую практику. Знания ученика становятся ценными для данной практики лишь в случае их воздействия на нее. Они не должны подменять собой воображение учащегося. При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются пусть необходимыми, но всё же лишь средствами для достижения главной цели обучения – приобщения к практике электронного музицирования. Главным методом организации творческой практики учащихся выступает опора на систему постепенно усложняющихся творческих заданий. Основным видом таких заданий является аранжировка и исполнение различных музыкальных произведений. Аранжировка представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из четырех основных действий: анализа текста оригинала, составления проекта аранжировки, отбора звуковых средств, проверки и корректировки результата. Каждое из этих действий опирается на целый ряд операций, поэтому приобщение учащихся к искусству аранжировки возможно лишь с помощью расчленения сложной задачи на простые составляющие. Аранжировщик должен не только грамотно и художественно убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и чётко осознавать логику их чередования. Поэтому важным методом обучения аранжировке является подробное разъяснение ученику последовательности действий, продвигаясь от самых общих параметров будущей аранжировки, ко все более частным. При отборе звуковых средств важно также последовательно выбрать подходящий режим игры на синтезаторе и, если выбран интерактивный режим музицирования, можно приступить к поиску нужного паттерна, тембрового решения и шумовых эффектов, режима исполнительской артикуляции, оптимального варианта корректировки звучания по звукорежиссерским параметрам. Совершенствованию работы ученика над аранжировкой на всех ее этапах – от анализа текста оригинала до внесения коррективов в уже готовое музыкальное произведение будет способствовать метод авторской интроспекции. Суть его сводится к вовлечению учеников в творчество путем показа им определенных сторон творческого процесса с комментариями собственных действий. Это должно привлечь внимание детей к закономерностям, которые служат основанием для тех или иных действий по созданию аранжировки для цифровых инструментов. Методы объяснения учеником собственных действий, а также совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы над аранжировкой, с педагогом или другими учащимися помогают расширить их представления о средствах, способах, художественных возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию музыкального воображения и мышления учащихся. Методы критики и самокритики призваны культивировать у ученика чувство творческой неудовлетворенности, основанное на противоречии между воображаемым, идеальным образом данной аранжировки и ее конкретным воплощением. Это чувство заставляет автора вновь и вновь обращаться к уже готовому произведению с целью его усовершенствования. Таким образом чувство это становится психологической основой для развития художественного мастерства. Кроме грамотного выстраивания аранжировки её нужно воплотить в звуки, то есть исполнить. Техника игры на электронных клавишных инструментах близка фортепианной, поэтому методический опыт, накопленный в фортепианной педагогике по решению таких проблем, как освоение целесообразных игровых движений, преодоление зажатости рук и корпуса и т.п., может послужить ориентиром при решении аналогичных проблем в условиях обучения игре на синтезаторе или подключенной к компьютеру МИДИ-клавиатуре.Вместе с тем управление с помощью специальных кнопок, расположенных на панели синтезатора многими исполнительскими параметрами (тембр, динамика, артикуляция, отзвук, шумовые эффекты, мультипэды, автоаккомпанемент, темп, агогика, воспроизведение заранее записанных в секвенсоре фрагментов фактуры и др.) значительно облегчает технику игры на электронном клавишном инструменте или МИДИ-клавиатуре, снимая многие проблемы работы над туше и развитием беглости пальцев. В связи с этим значение различных упражнений на развитие беглости пальцев, гамм, этюдов в обучении игре на синтезаторе или МИДИ-клавиатуре по сравнению с фортепиано заметно падает. Зато появляются новые специфические технические проблемы, например: переключение режимов звучания во время игры на синтезаторе, достижение ритмической синхронности игры под автоаккомпанемент или фонограмму, освоение легкого туше одними пальцами без участия мускульных усилий всей руки, плеча, корпуса и т.п. Для преодоления подобных трудностей, возникающих по ходу разучивания пьесы, ученику может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков. Так, для достижения синхронности игры под автоаккомпанемент синтезатора рекомендуется: исполнять выученный текст под электронный метроном; играть одну мелодию, мысленно представляя себе фактуру автоаккомпанемента; играть один автоаккомпанемент, пропевая мелодию вслух или про себя. Опыт работы над аранжировкой и игровые навыки, на которые опирается ученик при звуковом воплощении различных музыкальных произведений, становятся ключом для выполнения им других творческих заданий, связанных с подбором по слуху, элементарным сочинением и импровизацией. Методы приобщения к этим видам творческой деятельности схожи со слуховым методом обучения игре на фортепиано, поскольку перед учащимися в обоих случаях возникают те же проблемы: формирование зрительно-слухо-моторных связей, овладение «звуковыми моделями» музыкального языка и способами их использования, развитие фантазии, игровой техники. Вместе с тем, в данных методах есть и некоторые отличия, определяемые спецификой цифровых инструментов. Так, теряет свою практическую значимость деятельность, связанная с транспонированием, поскольку эту функцию берет на себя электроника, и можно легко транспонировать музыкальное построение на любой интервал, нажав соответствующую кнопку на панели синтезатора. В практике электронной аранжировки постепенно, как бы сами собой формируются и навыки элементарного сочинения. Упрощается процесс подбора по слуху в связи с введением автоаккомпанемента в партии левой руки и возможностью опоры на паттерны стилей. Значительно укорачивается путь выработки навыков импровизации, так как режим автоаккомпанемента позволяет получить красочно оформленный ритмический рисунок сопровождения, стимулирующий мелодическую фантазию импровизатора. На начальных этапах обучения игре на синтезаторе может быть рекомендован метод совместной импровизации учителя и ученика. Среди методов, направленных на стимулирование музыкально-творческой деятельности ученика, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием этой деятельности, а также методы, воздействующие на нее «извне», путем создания на музыкальных занятиях условий для творческой деятельности. К первым методам можно отнести подбор увлекательных и посильных ученику творческих заданий. Интерес к этим заданиям может быть обусловлен: яркой образностью музыкального материала, пробуждающего его воображение, особой художественной направленностью данного материала, отвечающего его музыкальному вкусу, эскизностью изложения нотного текста и необходимостью его доработки в процессе аранжировки (создание проблемной ситуации), а также оркестровой полнотой и насыщенностью звучания, создать которые могут даже начинающие ученики путем музицирования на электронном цифровом инструментарии. Ко вторым относятся: разнообразие форм урочной деятельности, использование эвристических приемов, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к творчеству ученика, индивидуальный подход. Значительно оживить урок, придать ему характер творческой соревновательности можно с помощью введения музыкально-игровых ситуаций. Звуковой материал клавишного синтезатора позволяет проводить некоторые необычные и полезные для музыкального развития детей игры. К ним можно отнести, например, игру в которой один ученик выбирает и озвучивает на инструментах тембры или паттерны, а другой пытается их определить; игру в «звуковые картины», которые придумываются и обыгрываются детьми с помощью шумовых эффектов; игру, в которой дети поочередно импровизируют или исполняют знакомые мелодии под аккомпанемент, сыгранный учителем. В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием различных музыкальных, художественных и жизненных эстетических впечатлений. Поэтому важной задачей педагога является консультирование ученика и оказание ему содействия в ознакомлении с хорошей музыкой, в посещении концертов, художественных выставок,
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены