РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Современные технологии обучения истории

ВЫПОЛНИЛА
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ОВСЯННИКОВА ИННА АНАТОЛЬЕВНА

1. Введение.

Обеспечение общего образования в соответствии с Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» является одной из задач уголовно-исполнительной системы и входит в обязанность учреждений, исполняющих наказания (ст.2;13).

В области образования государственная политика выражается в том, что Российская Федерация сферу образования провозглашает приоритетной (ст.1 и 1 ст.40 Закона РФ «Об образовании»). Это положение чрезвычайно важно для ИУ, призванных исполнять наказание в отношении лиц, совершивших преступления, значительная часть которых имеет недостаточно высокий общеобразовательный и культурный уровень, общественно вредные привычки и наклонности. Изъяны в общеобразовательной подготовке лиц, преступивших закон, является одним из криминогенных факторов в генезисе их преступного поведения. Чем ниже уровень интеллектуального развития человека, тем неустойчивее он в жизни и скорее может встать на путь антиобщественного поведения, совершения преступлений. Выборочное обследование осужденных, не закончивших до совершения преступления среднюю школу, показало, что у большинства из них еще до осуждения сформировалось устойчивое негативное отношение к образованию как к ценности.

Как правило, учились без особо желания, не стремились к получению образования и либо сами покидали школу, либо их исключали. Поэтому у многих осужденных знания не глубокие, бессистемные, а самое главное, у них нет необходимых навыков, умения воспринимать преподаваемый материал, отсутствует интерес к учебе. Такие социально-позитивные интересы, как стремление повышению образования, общей культуры, замещаются у правонарушителей примитивными, ситуативными влечениями и квазипотребностями. Ущербность образования, недостаток объективной информации заполняется сведениями на уровне обыденного сознания, подкрепляются слухами, домыслами, предположениями, нередко являющимися питательной почвой формирования гипертрофированных, искаженных моральных установок преступника.

Следовательно:

  1. Значение общеобразовательной подготовки состоит прежде всего в том, чтобы развить у осужденных интерес к учебе, повысить их уровень образования и общую культуру.
  2. Оно должно способствовать их исправлению и перевоспитанию.
  3. Обучение, оказывая положительное воздействие на сознание правонарушителей, помогает им освободиться от наследия прошлого, усиливает сопротивляемость разного рода влияниям, чуждым общественной морали и нравственности.
  4. С приобретением знаний растет уровень социальной зрелости личности. Обучение в школе воспитывает у осужденных такие качества, как целеустремленность, видение социально позитивного смысла жизни, человеческое достоинство, развивает нравственно-волевые установки на нормотипичное, законопослушное поведение после освобождения от наказания.
  5. Общеобразовательное обучение осужденных как одно из основных средств, применяемых в системе мер ИУ, не входит в содержание наказания, не является элементом кары.

Это процесс педагогический, он направлен на обеспечение гуманной цели - помочь человеку, совершившему преступлений, по отбытии наказания стать полезным членом нашего общества.

Образовательные учреждения УИС входят в систему образования Российской Федерации. (ст.8, ст.50 Закона «Об образовании»), поэтому и содержание образования должно отвечать тем же требованиям, которые предъявляются законом «Об образовании» (ст.14).

Содержание образования - говорится в нем, является одним их факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:

  • на обеспечение самоопределение личности, создания условий для ее самореализации;
  • на развитие гражданского общества;
  • на укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования должно обеспечивать:

  • формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
  • интеграцию личности в системе мировой и национальной культур;
  • формирование человека гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленное на совершенствование этого общества;
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

2. Особенности ведения учебного процесса общеобразовательных школ при ИУ.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов и убеждений.

Задачи обучения:

Поскольку школы учреждений исполняющих наказания осуществляют обучение лиц, лишенных свободы, то они призваны одновременно с задачей повышения образовательного уровня, обеспечения требований Закона «Об образовании» решать задачи их исправления и перевоспитания, искоренения антисоциальных установок, вредных привычек и наклонностей. Формирования у них стремлений к изменению противоправного поведения. Воспитания в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме. Воспитания в духе честного отношения к труду и необходимости приобретения квалифицированной профессии, позволяющей трудоустроиться осужденному после освобождения из ИУ в условиях рыночной экономики.

Задачи повышения образовательного уровня осужденных обуславливаются тем обстоятельством, что в соответствии с Законом «Об образовании» образовательные программы общего образования являются преемственными, т.е. каждая последующая программа базируется на предыдущей, начиная от дошкольного и заканчивая полным общим образованием (ст.17 п.3).

Таким образом, главная задача общеобразовательного обучения осужденных заключается в том, чтобы вернуть обществу полноправного гражданина Отечества, отвечающего за свои слова и поступки. Чтобы учащийся, выйдя на свободу, мог принести пользу государству и обществу.

3. Принципы государственной политики в области образования при ИУ

Принципы государственной политики в области образования (ст.2):

  • это основные руководящие начала в сфере образования, на которых базируется все законодательство и вся деятельность образовательных учреждений, в том числе и создаваемых в местах лишения свободы.

В соответствии со статьей 2 Закона «Об образовании» к ним относятся:

а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине;

б) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и религиозных культурных традиций в условиях многонационального законодательства; (ст.1; ст.3; ст.7, 11, 14 Закона «Об образовании»).

в) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

г) светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждений;

д) свобода и плюрализм в образовании;

е) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

В силу специфических условий осуществления образования лиц, лишенных свободы, реализация принципов государственной политики в области образования в уголовно-исполнительной системе имеет свои особенности.

В уголовно-исполнительном законодательстве нашли свое отражение специфические принципы организации образования осужденных. К ним следует отнести:

  • принцип, закрепляющий общеобразовательную и профессиональную подготовку в качестве одного из основных средств исправления осужденных (ст.9 УИК РФ);
  • принцип раздельного обучения женщин и мужчин, взрослых и несовершеннолетних, впервые отбывающих наказание и неоднократно судимых в связи с их раздельным содержанием в различных видах (ст.80 УИК РФ);
  • принцип организации общеобразовательной подготовки осужденных без отрыва от производства (ст.112, ч.3 ИУК РФ).

Правовая регламентация общеобразовательного обучения осужденных.

В Конституции РФ (ст. 43) говорится, что каждый имеет право на образование. Это право распространяется и на лиц, осужденных к лишению свободы, поскольку они являются гражданами России.

Однако в силу ограничения правового статуса, предусмотренного законодательством для осужденных, общеобразовательное обучение в ИУ регулируется нормами не только конституционного, но и уголовно-исполнительного права.

Организация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы регулируется прежде всего УИК РФ ст.112, Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», (ст.16), Законом РФ «Об образовании» (1995г.), Уставом образовательного учреждения и Положением о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, на основе которых разрабатываются Уставы, в которых определены задачи, принципы, общие положения деятельности образовательных учреждений, основные направления, формы и методы учебно-воспитательной работы, права и обязанности учащихся, педагогического персонала, учебно-материальная база этих учреждений.

Российское законодательство не только закрепляет, но и гарантирует осуществление осужденными права на образование. В ст.43 Конституции РФ закреплено, что гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии со ст.50 п.12 Закона РФ «Об образовании» осужденным, (реализация гарантий Конституции) содержащимся в ВК и ИК создаются условия для получения: 1) основного общего; 2) начального профессионального; 3) профессиональной подготовки, а также 4) самообразования.

В соответствии со ст.19 Закона РФ «Об образовании» общее образование включает три ступени соответствующее уровням образовательных программ (ст.9): начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Основными нормативными актами, регулирующими обучение осужденных в местах лишения свободы являются ст.112 УИК РФ, Инструкция об организации общеобразовательного обучения осужденных в ИТК и тюрьмах и Инструкция об организации общеобразовательного обучения осужденных в школах ИУ. Объявление совместными приказами Министра просвещения СССР и Министра внутренних дел СССР №129/152 от 1 июля 1986г. и №32/50 от 7 февраля 1986г.
В ст.112 УИК РФ устанавливается правило, согласно которому в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигших возраста 13 лет, основного общего образования. Осужденные, имеющие основное общее образование по желанию могут получить среднее (полное) общее образование, если администрация исправительного учреждения и соответствующие органы местного самоуправления могут создать необходимые условия. Осужденные, старшие 30 лет, и осужденные инвалиды 1 или 2 группы получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию. Осужденные к пожизненному лишению свободы к образованию не привлекаются.

Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительных учреждений в воспитательной работе с осужденными. Преподаватели школ активно участвуют в воспитательной работе с осужденными, входят в советы воспитателей отрядов. Школа в исправительном учреждении является важнейшим центром учебно-воспитательной работы с осужденными.

Занятия в общеобразовательных школах проводятся с осужденными без отрыва от производства, в зависимости от условий работы на предприятиях ИУ, посменно, как в дневное, так и в вечернее время. Содержание и организация общеобразовательного процесса в школе при ИУ определяется учебными планами, годовыми календарями учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждениями самостоятельно, но обязательно должны быть согласованы с руководством учреждения (ст.15 Закона «Об образовании»). Распорядок для работы школы устанавливается совместным приказом директора школы и начальника ИУ.

4. Особенности преподавания истории в школе при ИУ

Каждый день педагог школы при ИУ совершает нравственный подвиг, а именно пытается вложить кусочек знаний, души, доброты в очень сложных учеников: взрослых людей, со сложившимися, и порой трагично, судьбами. Сегодня учителя нашей школы каждый день пытаются исправить педагогические ошибки в воспитании осужденных, совершенные когда-то родителями, школой, обществом.

"Я работаю там, где не встретишь детских любознательных глаз, где не звучат звонкие голоса и задорный смех на школьных переменах, там, где царит совершенно другая атмосфера. Там нет детей, а есть взрослые ученики с выражением лиц и манерой общаться, отличными от тех, что меня окружают в обычной жизни. Каждый мой будний день разделен на "здесь" и "там". "Там" наступает тогда, когда прохожу через КПП и оказываюсь по другую сторону забора, в другом мире. Мире, полном непредсказуемости, нестандартных ситуаций, требующих неординарных решений". Особенно важно обучение осужденных гуманитарным дисциплинам, среди которых большое место занимают уроки истории и обществоведения. Благодаря этим учебным предметам учащиеся имеют возможность приобретать и (или) корректировать представления и понятия об устройстве общества, природе власти, роли права в регулировании коллективной жизни, социальных нормах, их соблюдении и нарушении, о преступлении и наказании. После достаточного болезненного на первом этапе разрушения стереотипов происходит «открытие» мира, где они ощущают себя непосредственными участниками, что повышает мотивацию обучения и создает условия для восстановления утраченных навыков социализации.

Мой опыт преподавателя истории и обществоведения в вечерней школе свидетельствует о наличии ряда факторов, препятствующих обучению и перевоспитанию учащихся таких школ. Среди них: информационная замкнутость, сенситивный голод, который при нехватке информации возмещается слухами, тюремными байками, цель которых – вербовка новых членов преступных групп, обучение нормам воровского мира. Сложившийся в местах заключение внутренний криминальный порядок крайне устойчив, поскольку разделяется всеми сознательно, ибо буквальное исполнение законов его – единственная гарантия физического выживания.

Нравственная же составляющая заключается во всех направлениях как главное содержание и смысл преподавания гуманитарных дисциплин. Коррекционная работа и работа, направленная на реабилитацию как возврат к утраченным нормам морали и нравственности является основной для всего курса и включается как элемент каждого урока. Например, при изучении темы обществознания « Правовое поведение» в 10 классе проводится урок по составлению сравнительной таблицы «Признаки правового государства, тоталитарного и тоталитарных сект».

Ее задача не только обобщить знания о правовом и тоталитарном государстве, но и, показав наличие таких черт у самих обучающихся, способствовать развитию реакции отторжения, неприятия. Такая работа направлена на формирование самооценки, эмпатии. Именно развитие эмпатии, как способности взглянуть на себя и мир с другой стороны, понять чувства «другого» является первым шагом в ресоциализации. Крайне важное место занимает урочная деятельность по развитию ассоциативного образного мышления.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены