РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Учитель МАОУ «СОШ №7» г. Гая
Тарасова Н.В.

Великий педагог XIX века К.Д.Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грамотность школьника.

Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющийся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.

Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Главой Государства, Президентом РФ В.В.Путиным приоритетной задачей. В будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Поэтому перед школой и учителем стоит цель: подготовить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Направлениями функциональной грамотности являются:

  • Читательская грамотность
  • Математическая грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление

Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей.

Математическая грамотность является вторым по значимости компонентом функциональной грамотности. Она предполагает способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы.

Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов,

Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере, способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т.д.

Глобальные компетенции - это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание.

В соответствии со ФГОС ООО обществознание является одним из социально-гуманитарных предметов в системе общего образования, который призван формировать способность правильно действовать при решении вопросов социального характера. Особенности преподавания обществознания в контексте обновленных ФГОС ООО проявляются в отказе от методики преподнесения готовых знаний и проверки их воспроизведения, в использовании проблемно-поисковых форм приобретения знаний, развитии практических умений учащихся, опоре на опыт их социальных отношений.

При успешной работе по формированию функциональной грамотности на уроке обществознания выпускник будет практически подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, т.к. обществознание – это предмет о нашей обыденной жизни и ситуациях.

Рассмотрим некоторые задания, практики которые я активно использую на уроке.

Тема Общение 6 класс. «Эксперимент»

Ребятам предлагаю провести эксперимент. Класс получает задание внимательно слушать и отметить, кто из ребят наиболее точно передал информацию, а кто исказил ее или сократил. Двое учащихся выходят за дверь. А третьему ученику озвучивается задание: Прослушать внимательно информацию и потом пересказать следующему, который стоит за дверью. Вновь вошедший ученик слушает текст и передает последнему ученик, который стоял за дверью. «Директор Марья Ивановна, просила передать, что Павел Петрович, заболел, и зачет по химии переноситься на следующую неделю. А сейчас надо спуститься на вахту и взять ключи от 101 кабинета, чтобы класс подготовился к следующему уроку»
Детям предлагаю самим сформулировать вывод нашего эксперимента: для успешной коммуникации важно как умение говорить, так и умение слушать.

Работа с терминами.

Это возможно делать по-разному. Как в начале изучения темы, так и в ходе урока.

Приведу примеры из опыта работы.

Пример 1. 8 класс. Тема «Личность». Повторение.
Предлагаю заполнить пробелы в таблице по типу, как мы делали уже в начале мастер-класса.

Пример 2. 9 класс. Тема «Правонарушения и юридическая ответственность».
Заполняем схему вместе с ребятами. На доске пишу термин «правонарушение», ставлю стрелочки, прошу ребят называть то, что раскрывает суть. Замечу, что такое задание целесообразно давать в тех случаях, когда у ребят уже есть определенные знания или тема связана тесно с жизнью. Соответственно, если термин не знаком детям, то и не стоит просить их и тратить время на уроке на это. Лучше учителю сразу ввести понятие. Например, «объективная истина».

Пример 3. Терминологический диктант.
Учитель произносит определения, а ребята внимательно слушают и записывают в тетрадях «ответы» (термины, понятия). Обычно это происходит после изучения целой главы в качестве повторения и подготовки к контрольной работе. Затем учитель сообщает правильные ответы. Ребята проверяют себя. Им разрешено делать исправления. Затем они выделяют то, что не знают или забыли. Работают с учебником, словарем. Иногда такая работа бывает в парах. Через несколько минут идем в обратном направлении. Ребята выбирают термин и дают ему определение. Организуется работа по цепочке.

Работа с диаграммами графиками

Алгоритм выполнения задания 12 (анализ статистических данных)

  • зафиксировать вопрос, который задавался респондентам для того, чтобы чётко понимать по какой тематике проводился социологический опрос.
  • изучаем легенду и оси графика/информацию на диаграмме/в таблице. Это позволит точно понять, с какую информацию нам необходимо проанализировать.
  • формулируем вывод о черте сходства и затем формулируем предположение о том, что чем могло быть вызвано подобное сходство.
  • формулируем вывод о сути различия и затем формулируем предположение о том, чем могли быть вызваны подобные различия.
  • проверяем ответ, ещё раз сопоставив его с данными из условия задания.
  • структурировано записать ответ в бланк ответов №2.

Данные типы задания помогают учащимся не только развивать навыки чтения диаграмм и схем (интерпретирования количественной информации, представленной в форме диаграмм и схем), но и подготовиться учащимся 7-8 классов к успешному выполнению заданий ВПР по обществознанию, а в старших классах к ОГЭ и ЕГЭ.

Задания по формированию математической, финансовой, бытовой, социальной грамотности на уроках обществознания и экономики тема «Семейный бюджет», «Потребление: доходы, расходы»

Задача № 1

Ваш ежемесячный доход составляет 25 000 рублей. Вы хотите приобрести автомобиль, который стоит 400 000 рублей. Сколько времени вам понадобится, чтобы достичь своей цели, сберегая 10% от дохода?

Задача № 2.

Представьте, что расходы вашей семьи состоят из следующих статей: Коммунальные платежи – 4500 р. Продукты питания – 11 тыс. р. Бытовая химия и предметы личной гигиены – 2500 р. Одежда и обувь – 13 тыс. р. Оплата кредита на покупку бытовой техники – 14 тыс. р. Образование (дополнительные занятия) – 3 тыс. р. Проезд – 3 тыс. р. Откладывание на летний отдых семьи – 6 тыс. р. Лекарства – 3500 р. Оплата телефона и Интернета – 1300 р. Прочие платежи – 3500 р. Какова сумма ваших расходов в месяц? Какой доход должен быть у вашей семьи в месяц, чтобы при этих расхода ещё откладывать 10% суммы доходов?

Данные задания направлены на развитие математической, финансовой грамотности учащихся и межпредметных связей, для того, чтобы их решить необходимо произвести математические расчеты. При этом они интересны школьникам, так как связаны непосредственно с повседневной жизнью и заставляют задуматься о собственном будущем.

Анализ изображения и ответы на вопросы

Какая экономическая операция изображена на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой операции потребителем и кратко поясните каждое из правил.

ОТВЕТ:
1) ответ на вопрос: оплата покупок банковской картой / безналичная оплата покупок и т. п.;
2) два правила с пояснениями, допустим:
— закрывать рукой терминал, когда вводится пин-код (это позволит исключить ситуацию, когда мошенники смогут запомнить пин-код и использовать в корыстных целях для кражи денег с карты);
— не передавать данные карты третьим лицам (это исключит возможность использовать данные для снятия денежных средств без вашего ведома).

Работа с текстом «Толстые и тонкие вопросы ».

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ на вопросы: Где? Когда? Что? Кто ? Толстый вопрос предполагает ответ развернутый: Каковы последствия? В чем состоят различия «Оценка текста » (предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа).

Например, при изучении в 9 классе параграфа «Права и свободы человека и гражданина» обучающимся предлагается в течение некоторого времени изучить текст и ответить на следующие вопросы:

  • Какие разделы встречаются в тексте?
  • Какие слова выделены курсивом?
  • Почему они так выделены?
  • Какой раздел параграфа самый большой? Как по вашему, почему?
  • Работа с карикатурой

Организация работы с визуальными источниками на уроках обществознания является важным компонентом современного образования. Именно наглядность обогащает образное мышление учащихся, заставляя креативно мыслить, обеспечивает прочность знаний, способствует развитию речи, памяти, влияет на эмоциональное состояние учеников. На уроках обобщения темы в старших классах я использую карикатуры.

Источник должен быть доступным, максимально соответствовать поставленной цели, проблемному вопросу, теме урока. Не все учащиеся могут «читать» карикатуру. Поэтому можно составить памятку работы с карикатурой

Задания:

  1. Опишите карикатуру.
  2. Кого символизируют персонажи карикатуры?
  3. Временное предназначение данной карикатуры.
  4. Какие идеи хотел донести автор карикатуры?
  5. С какой целью создана карикатура?

(Проанализируем ряд карикатур, которые я использую на своих уроках.)

Кино можно использовать как источник опыта, как материал для формирования социологических гипотез. Посредством кинематографического языка вскрываются социальные проблемы, критикуется или оценивается реальность, изображается человек в контексте социальных тенденций.

Кино отражает существующие тенденции общества, выносит на первый план основные проблемы.

Часто подростки не слишком интересуются политической и экономической действительностью, жизненный опыт еще не сталкивал их с рядом общественных явлений. В такой ситуации фильмы становятся отличным источником идей и аргументов для эссе – интересные для просмотра, они являются отличным сочетанием приятного с полезным!

  • «Чучело» тема социальный конфликт
  • «12» Н.Михалкова - тема уголовное судопроизводство, презумпция невиновности.
  • «Курьер» К.Шахназаров
  • «Проверка на дорогах» А.Герман

Выводы
Предмет обществознание является отличной площадкой по формированию функциональной грамотности учащихся. Функциональная грамотность реализуется по всем основным направлениям..

Моя основная задача – это дать ученику, с одной стороны, элементарные знания и умения, которые мы привыкли использовать ежедневно. С другой стороны, что бы овладеть этими умениями, требуется достаточно трудный и самостоятельный путь, наполненный сложностями и преградами. Мы с учениками пытаемся преодолеть эти сложности вместе, и когда молодой выпускник с ними столкнется, он будет знать чёткий алгоритм своих действий или знать, где найти его.

При успешном формировании функциональной грамотности для ученика не составит трудности найти необходимый источник и выделить из него нужную информацию.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены