РАЗРАБОТКИ
|
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознанияУчитель МАОУ «СОШ №7» г. Гая Великий педагог XIX века К.Д.Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грамотность школьника. Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющийся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры. Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Главой Государства, Президентом РФ В.В.Путиным приоритетной задачей. В будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Поэтому перед школой и учителем стоит цель: подготовить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов. Направлениями функциональной грамотности являются:
Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей. Математическая грамотность является вторым по значимости компонентом функциональной грамотности. Она предполагает способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы. Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере, способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т.д. Глобальные компетенции - это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание. В соответствии со ФГОС ООО обществознание является одним из социально-гуманитарных предметов в системе общего образования, который призван формировать способность правильно действовать при решении вопросов социального характера. Особенности преподавания обществознания в контексте обновленных ФГОС ООО проявляются в отказе от методики преподнесения готовых знаний и проверки их воспроизведения, в использовании проблемно-поисковых форм приобретения знаний, развитии практических умений учащихся, опоре на опыт их социальных отношений. При успешной работе по формированию функциональной грамотности на уроке обществознания выпускник будет практически подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, т.к. обществознание – это предмет о нашей обыденной жизни и ситуациях. Рассмотрим некоторые задания, практики которые я активно использую на уроке. Тема Общение 6 класс. «Эксперимент» Ребятам предлагаю провести эксперимент. Класс получает задание внимательно слушать и отметить, кто из ребят наиболее точно передал информацию, а кто исказил ее или сократил. Двое учащихся выходят за дверь. А третьему ученику озвучивается задание: Прослушать внимательно информацию и потом пересказать следующему, который стоит за дверью. Вновь вошедший ученик слушает текст и передает последнему ученик, который стоял за дверью. «Директор Марья Ивановна, просила передать, что Павел Петрович, заболел, и зачет по химии переноситься на следующую неделю. А сейчас надо спуститься на вахту и взять ключи от 101 кабинета, чтобы класс подготовился к следующему уроку» Работа с терминами. Это возможно делать по-разному. Как в начале изучения темы, так и в ходе урока. Приведу примеры из опыта работы. Пример 1. 8 класс. Тема «Личность». Повторение. Пример 2. 9 класс. Тема «Правонарушения и юридическая ответственность». Пример 3. Терминологический диктант. Работа с диаграммами графиками Алгоритм выполнения задания 12 (анализ статистических данных)
Данные типы задания помогают учащимся не только развивать навыки чтения диаграмм и схем (интерпретирования количественной информации, представленной в форме диаграмм и схем), но и подготовиться учащимся 7-8 классов к успешному выполнению заданий ВПР по обществознанию, а в старших классах к ОГЭ и ЕГЭ. Задания по формированию математической, финансовой, бытовой, социальной грамотности на уроках обществознания и экономики тема «Семейный бюджет», «Потребление: доходы, расходы» Задача № 1 Ваш ежемесячный доход составляет 25 000 рублей. Вы хотите приобрести автомобиль, который стоит 400 000 рублей. Сколько времени вам понадобится, чтобы достичь своей цели, сберегая 10% от дохода? Задача № 2. Представьте, что расходы вашей семьи состоят из следующих статей: Коммунальные платежи – 4500 р. Продукты питания – 11 тыс. р. Бытовая химия и предметы личной гигиены – 2500 р. Одежда и обувь – 13 тыс. р. Оплата кредита на покупку бытовой техники – 14 тыс. р. Образование (дополнительные занятия) – 3 тыс. р. Проезд – 3 тыс. р. Откладывание на летний отдых семьи – 6 тыс. р. Лекарства – 3500 р. Оплата телефона и Интернета – 1300 р. Прочие платежи – 3500 р. Какова сумма ваших расходов в месяц? Какой доход должен быть у вашей семьи в месяц, чтобы при этих расхода ещё откладывать 10% суммы доходов? Данные задания направлены на развитие математической, финансовой грамотности учащихся и межпредметных связей, для того, чтобы их решить необходимо произвести математические расчеты. При этом они интересны школьникам, так как связаны непосредственно с повседневной жизнью и заставляют задуматься о собственном будущем. Анализ изображения и ответы на вопросы Какая экономическая операция изображена на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой операции потребителем и кратко поясните каждое из правил. ОТВЕТ: Работа с текстом «Толстые и тонкие вопросы ». Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ на вопросы: Где? Когда? Что? Кто ? Толстый вопрос предполагает ответ развернутый: Каковы последствия? В чем состоят различия «Оценка текста » (предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа). Например, при изучении в 9 классе параграфа «Права и свободы человека и гражданина» обучающимся предлагается в течение некоторого времени изучить текст и ответить на следующие вопросы:
Организация работы с визуальными источниками на уроках обществознания является важным компонентом современного образования. Именно наглядность обогащает образное мышление учащихся, заставляя креативно мыслить, обеспечивает прочность знаний, способствует развитию речи, памяти, влияет на эмоциональное состояние учеников. На уроках обобщения темы в старших классах я использую карикатуры. Источник должен быть доступным, максимально соответствовать поставленной цели, проблемному вопросу, теме урока. Не все учащиеся могут «читать» карикатуру. Поэтому можно составить памятку работы с карикатурой Задания:
(Проанализируем ряд карикатур, которые я использую на своих уроках.) Кино можно использовать как источник опыта, как материал для формирования социологических гипотез. Посредством кинематографического языка вскрываются социальные проблемы, критикуется или оценивается реальность, изображается человек в контексте социальных тенденций. Кино отражает существующие тенденции общества, выносит на первый план основные проблемы. Часто подростки не слишком интересуются политической и экономической действительностью, жизненный опыт еще не сталкивал их с рядом общественных явлений. В такой ситуации фильмы становятся отличным источником идей и аргументов для эссе – интересные для просмотра, они являются отличным сочетанием приятного с полезным!
Выводы Моя основная задача – это дать ученику, с одной стороны, элементарные знания и умения, которые мы привыкли использовать ежедневно. С другой стороны, что бы овладеть этими умениями, требуется достаточно трудный и самостоятельный путь, наполненный сложностями и преградами. Мы с учениками пытаемся преодолеть эти сложности вместе, и когда молодой выпускник с ними столкнется, он будет знать чёткий алгоритм своих действий или знать, где найти его. При успешном формировании функциональной грамотности для ученика не составит трудности найти необходимый источник и выделить из него нужную информацию.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены