РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Выступление по теме: «Работа над безударными гласными на уроках русского языка в начальной школе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Химико-технологический лицей № 3 «Потомки Менделеева»
Менделеевского муниципального района Республики Татарстан

Подготовила:
Бобовкина Валентина Алексеевна,
учитель начальных классов

Правописание безударных гласных – одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. В течение многих десятилетий учёные, методисты, учителя старались найти оптимальные методы и приёмы позволяющие формировать у учащихся прочные навыки написания слов с безударными гласными. Однако эта проблема остаётся актуальной и по сегодняшний день, поскольку, как показывает практика, больше всего ошибок в работах учеников, связаны с правописанием безударных гласных, как проверяемых ударением, так и непроверяемых ударением..

Подготовку к изучению безударных гласных я начинаю уже в I классе не только потому, что это будет способствовать более продуктивной работе над ними во II классе и последующих классах, но и потому, что программа I класса предоставляет учителю для такой подготовки большие возможности.

Подготовительную работу обычно начинаю с первых уроков обучения письму и чтению. С учётом возрастающей трудности, расширяющегося объема знаний и прохождения программного материала она распределяется в продолжение первого года обучения в определённой последовательности.

В основе правила правописания безударной гласной в корне слов, как и многих других орфоэпических правил, лежит фонематический принцип русской орфографии, в соответствии, с которым, " одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции". Следовательно, надо научить детей определять, в какой морфеме содержится сомнительный звук, развивать у них умение находить проверочные слова.

Умению выделить сомнительный звук помогут отличительные признаки правила правописания безударных гласных в корне слова:

  1. безударность, неясность звучания.
  2. гласные а , о , е , и как наиболее опасные.
  3. место в слове – корень.

Учитывая отличительные признаки правила правописания безударных гласных в корне слов, можно определить структуру этого правила. В самом же правиле можно выделить четыре составляющих его ступени:

  • Что надо проверять?

Проверять надо безударную гласную.

  • Где надо проверять?

Проверять безударную гласную надо в корне слова, так как написание безударных гласных в других частях слова не подчиняется правилу.

  • Как надо проверять?

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать к этому слову родственное слово или изменить форму слова.

  • Чем надо проверять?

Проверять надо ударением, так как в положении под ударением написание гласной соответствует произношению.

В ходе изучения данного правила ученик должен поставить в слове ударение, указать ударные и безударные гласные, найти корень слова, подобрать к нему родственные слова или изменить его форму, выбрать нужное проверочное слово с ударной гласной в корне.

Как же проводить работу над правилом правописания безударных гласных в корне слова в начальной школе?

Самое первое знакомство с этим правилом происходит в период обучения грамоте. На этой ступени ученики впервые встречаются с такими понятиями, как "звук и буква", "обозначение звука буквой", "ударение", "ударный и безударный звуки" ,"деление слова на слоги", "ударный и безударный слоги". Учитывая естественное стремление детей к игровой деятельности, знакомство с правилом и работу над ним можно проводить с помощью дидактических игр. Приведу некоторые из них:

1. ИГРА «Положи палочку»

Цель: тренировка в слогоделении, в постановке ударения.

Наглядный материал: у каждого ребёнка набор полосок для записи слогов, счётные палочки.Учитель показывает игрушки, картинки (по одной теме), а дети должны записать каждое слово полосками по количеству слогов и определить ударение в слове. Если ударение на первом слоге, они должны положить палочку над первой полоской, если в конце – над второй.

2. Упражнения, направленные на тренировку в постановке ударения.

Слуховые упражнения.

1. Покажите ударную гласную в словах.
Книга, пенал, учебник, тетрадка, барабан.

2 Назовите в предложении (в тексте) все ударные гласные.
Ребята весело играли на детской площадке . Они вместе построили большой дом.

3. Соотнесите слова со схемой. Если названное слово подходит к схеме, то покажите это светофором зелёного цвета.
Машина, метро, автобус, грузовик, трамвай, троллейбус, самосвал.

3. Выпишите из словаря слова по теме «Животные». Поставьте ударение.

4. Упражнение на списывание.

1.Спишите, подчеркните безударную гласную в корне и проверочное слово:
Дорога шла в гору. Гористая местность была нам хорошо знакома.Горный воздух был особенно чистым и приятным.

2.Выпишите из текста слова с безударной гласной в корне, припишите проверочные однокоренные:
В лесу есть низина. Там у лисы глубокая нора. В норе пятеро маленьких лисят.

3.Спишите предложение, вставляя подходящие по смыслу слова:
За окном прокричал (г-л-систый) петух.

5. Вставить в слова гласные буквы и раскрасить части в определённый цвет. Ответить на вопрос : «На какое правило встретились орфограммы?»

6.Безударные гласные со смыслом

Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу.

  • Отварить — отворить.
  • Полоскать — поласкать.
  • Посидела — поседела.
  • Примирять — примерять.
  • Обежать — обижать.
  • Слезать — слизать.
  • Запивать — запевать.
  • Посветить — посвятить.
  • Разредить — разрядить.
  • Спешите — спишите.
  • Развевается — развивается.

Попросите ученика составить словосочетания, в которых безударная гласная будет зависеть от смысла. Например: примерять (от слова примерка) костюм и примирять (от слова мир) друзей, поласкать (от слова ласка) котенка и полоскать (от слова полощет) белье и т.д.

Для успешного формирования безошибочного письма очень важна установка самих учащихся на сознательное отношение к этому процессу, установка на выработку необходимых умений, но только при систематической и кропотливой работе учителя центральная задача обучения орфографии — формирование орфографических навыков- может быть решена.

Составляем Алгоритм проверки орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова»

  1. Поставь в слове ударение.
  2. Выдели корень (подобрав однокоренные слова).
  3. Найди гласную, нуждающуюся в проверке.
  4. Подбери проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
  5. Если проверочное слово подобрать не удалось, то возможно это непроверяемая безударная гласная (словарное слово).

Таким образом, важно, чтобы младшие школьники поняли, зачем нужно писать грамотно, почему при письме необходимо соблюдать определенные правила, каким образом использование этих правил способствует полноценному общению при письме. Осознание этого помогает ученикам почувствовать внутреннюю логичность правописания и сделать усвоение орфографии более сознательным.

Использованные материалы:

  • Бетенькова Н.М. Орфография и грамматика в рифмовках. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 110с. – (Библиотека учителя начальных классов).
  • Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка.- М.ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 270с.
  • Ефимова Н.Ф.« Изучение безударных гласных в средней школе»
  • Львов М.Р. « Обучение орфографии в начальных классах»
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены