РАЗРАБОТКИ
|
Выступление по теме: «Работа над безударными гласными на уроках русского языка в начальной школе»Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Подготовила: Правописание безударных гласных – одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. В течение многих десятилетий учёные, методисты, учителя старались найти оптимальные методы и приёмы позволяющие формировать у учащихся прочные навыки написания слов с безударными гласными. Однако эта проблема остаётся актуальной и по сегодняшний день, поскольку, как показывает практика, больше всего ошибок в работах учеников, связаны с правописанием безударных гласных, как проверяемых ударением, так и непроверяемых ударением.. Подготовку к изучению безударных гласных я начинаю уже в I классе не только потому, что это будет способствовать более продуктивной работе над ними во II классе и последующих классах, но и потому, что программа I класса предоставляет учителю для такой подготовки большие возможности. Подготовительную работу обычно начинаю с первых уроков обучения письму и чтению. С учётом возрастающей трудности, расширяющегося объема знаний и прохождения программного материала она распределяется в продолжение первого года обучения в определённой последовательности. В основе правила правописания безударной гласной в корне слов, как и многих других орфоэпических правил, лежит фонематический принцип русской орфографии, в соответствии, с которым, " одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции". Следовательно, надо научить детей определять, в какой морфеме содержится сомнительный звук, развивать у них умение находить проверочные слова. Умению выделить сомнительный звук помогут отличительные признаки правила правописания безударных гласных в корне слова:
Учитывая отличительные признаки правила правописания безударных гласных в корне слов, можно определить структуру этого правила. В самом же правиле можно выделить четыре составляющих его ступени:
Проверять надо безударную гласную.
Проверять безударную гласную надо в корне слова, так как написание безударных гласных в других частях слова не подчиняется правилу.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать к этому слову родственное слово или изменить форму слова.
Проверять надо ударением, так как в положении под ударением написание гласной соответствует произношению. В ходе изучения данного правила ученик должен поставить в слове ударение, указать ударные и безударные гласные, найти корень слова, подобрать к нему родственные слова или изменить его форму, выбрать нужное проверочное слово с ударной гласной в корне. Как же проводить работу над правилом правописания безударных гласных в корне слова в начальной школе? Самое первое знакомство с этим правилом происходит в период обучения грамоте. На этой ступени ученики впервые встречаются с такими понятиями, как "звук и буква", "обозначение звука буквой", "ударение", "ударный и безударный звуки" ,"деление слова на слоги", "ударный и безударный слоги". Учитывая естественное стремление детей к игровой деятельности, знакомство с правилом и работу над ним можно проводить с помощью дидактических игр. Приведу некоторые из них: 1. ИГРА «Положи палочку» Цель: тренировка в слогоделении, в постановке ударения. Наглядный материал: у каждого ребёнка набор полосок для записи слогов, счётные палочки.Учитель показывает игрушки, картинки (по одной теме), а дети должны записать каждое слово полосками по количеству слогов и определить ударение в слове. Если ударение на первом слоге, они должны положить палочку над первой полоской, если в конце – над второй. 2. Упражнения, направленные на тренировку в постановке ударения. Слуховые упражнения. 1. Покажите ударную гласную в словах. 2 Назовите в предложении (в тексте) все ударные гласные. 3. Соотнесите слова со схемой. Если названное слово подходит к схеме, то покажите это светофором зелёного цвета. 3. Выпишите из словаря слова по теме «Животные». Поставьте ударение. 4. Упражнение на списывание. 1.Спишите, подчеркните безударную гласную в корне и проверочное слово: 2.Выпишите из текста слова с безударной гласной в корне, припишите проверочные однокоренные: 3.Спишите предложение, вставляя подходящие по смыслу слова: 5. Вставить в слова гласные буквы и раскрасить части в определённый цвет. Ответить на вопрос : «На какое правило встретились орфограммы?» Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу.
Попросите ученика составить словосочетания, в которых безударная гласная будет зависеть от смысла. Например: примерять (от слова примерка) костюм и примирять (от слова мир) друзей, поласкать (от слова ласка) котенка и полоскать (от слова полощет) белье и т.д. Для успешного формирования безошибочного письма очень важна установка самих учащихся на сознательное отношение к этому процессу, установка на выработку необходимых умений, но только при систематической и кропотливой работе учителя центральная задача обучения орфографии — формирование орфографических навыков- может быть решена. Составляем Алгоритм проверки орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова»
Таким образом, важно, чтобы младшие школьники поняли, зачем нужно писать грамотно, почему при письме необходимо соблюдать определенные правила, каким образом использование этих правил способствует полноценному общению при письме. Осознание этого помогает ученикам почувствовать внутреннюю логичность правописания и сделать усвоение орфографии более сознательным. Использованные материалы:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены