РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности использования программы наставничество в системе СПО

Сегодня образование нуждается не в учителе, который доносит до ученика знания, а в наставнике, который может выяснить, как ученик может осваивать эти знания эффективнее всего, где его зоны роста, какими методами лучше всего можно восполнить пробелы, в какой форме материал усваивается лучше. Он должен помогать ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и осваивать новые навыки; он инструктирует, наблюдает, поддерживает опираясь на индивидуальность ученика, помогает ему найти идеальный маршрут, который бы позволил изучить предмет. Сегодня педагог – это прежде всего наставник.

Наставничество – это поддержка и установка молодой личности на пути развития собственного потенциала и собственных навыков, а также выбора и профессионального становления в определенной сфере.

Актуальность проблемы наставничества обусловлена обострением ряда противоречий.

Во-первых, это противоречие между возрастанием насыщенности образовательной (и более широкой социальной) среды и тенденцией к усилению ее несогласованности и противоречивости. С одной стороны, непрерывно увеличивается количество и многообразие образовательных услуг и образовательно значимых социальных практик. С другой - этот процесс развивается стихийно, в условиях рыночной конкуренции и недостаточного развития механизмов оценки качества этих услуг и практик.

Во-вторых, противоречие между требованием максимальной включенности современного человека в широкую систему социальных отношений и тенденциями социальной дезадаптации растущего поколения.

Учитывая актуальность рассматриваемого вопроса, на базе Стерлитамакского колледжа физической культуры, управления и сервиса была разработана и реализуется программа наставничества «Шаг к успеху». Цель проекта – реализация индивидуальных образовательных траекторий обучающихся через реализацию практик наставничества. Проект реализуется с 1 сентября 2020 года по 30 июня 2024 года.

На основе программы развития колледжа нами была разработана система целевых показателей проекта, отражающая уровень развития профессиональной компетентности педагога. Данная система включает в себя такие показатели, как доля студентов, прошедших промежуточную аттестацию и государственную итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена, численность студентов, участвующих в конку разного уровня, а также занявших в них призовые места, численность школьников, охваченных профориентационной работой, доля выпускников, трудоустроенных по полученной специальности в первый год после выпуска.

В рамках реализации проекта «Шаг к успеху» работа наставника и наставляемого включает пять этапов.

Во время первой встречи происходит представление наставника, где он рассказывает наставляемому о себе. Наставляемый, в свою очередь, тоже рассказывает о себе, своих проблемах и целях на текущий момент. В результате данного этапа между наставником и наставляемым возникает понимание, они готовы поставить цель на первую встречу, назначают ее время.

Во время следующей пробной встречи наставник, исходя из первой встречи, предлагает наставляемому решить одну небольшую, но конкретную и прикладную задачу, чтобы продемонстрировать возможный формат работы и проверить комфортность взаимодействия на практике. Обычно первая встреча проходит в форме беседы или дискуссии.

На следующем этапе, во время планирования основного процесса работы формулируются цели на ближайший период работы. Обычно цели формулируются на месяц.
Для их формулировки наставляемому предлагается перечислить 5 достижений. После этого наставляемому предлагается создать карту будущей работы. На этом же этапе наставник и наставляемый определяют, сколько встреч и в каком формате им может понадобиться, чтобы достичь цели.

На следующем этапе проекта происходит Совместная работа наставника и наставляемого. В проекте нами используется трехступенчатая схема работы. Она состоит из следующих структурных компонентов: формирующего, диагностического, результативного.

На формирующем этапе происходит развитие навыков наставляемого. Для развития коммуникативных навыков используются развивающие занятия с элементами тренинга, направленные на развитие эмпатии, навыков активного слушания и невербальных коммуникаций. Отдельно проводятся тренинг публичных выступлений и выступления с презентацией. Для развития креативности и творческих способностей используются развивающие занятия с элементами тренинга, метод кейсов, дискуссии, направленные на развитие креативности, тренировку воображения и обучение методам преодоления прокрастинации. Для развития навыков командной работы и кооперации используются командная работа и развивающие занятия с элементами тренинга, деловые игры на развитие коммуникативных навыков («Клубок знакомств. Три качества», «Образуем круг». Для развития критического мышления используются развивающие занятия с элементами тренинга («Список навыков критического мышления», «Концентрация внимания», «Виды мышления»).

Диагностика позволяет определить уровень развития навыков по заданию, которое обучающиеся выполняют в группах по схожим по уровню сложности темам. При диагностике необходимо строго соблюдать временные рамки выполнения задания, этапы его выполнения и соответствие оцениваемым критериям.

На этапе результативном происходит оценка, в том числе на Чемпионатах профессионального мастерства или в рамках демонстрационного экзамена.
Процедура завершения взаимодействия между наставниками и наставляемыми происходит тогда, когда пара достигает необходимого результата, отношения завершаются качественным образом и отрефлексированы, участники испытывают к друг другу благодарность, участники понимают ценность ресурса наставничества.

Используемый подход позволил достичь результатов в части выполнения целевых показателей проекта. В 2019-2020 учебном году промежуточную аттестацию в форме демонстрационного экзамена прошли 30% обучающихся специальности «Туризм» - в количественном отношении это 24 человека.

Плановая доля студентов, проходящих итоговую аттестацию в формате демонстрационного экзамена, должна составить 10 % от числа выпускников. В 2022-2023 учебном году число студентов проходящих итоговую аттестацию в формате демонстрационного экзамена составило 50 человек, что составит 100 % от количества выпускников.

Использование практик наставничества позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию одаренным обучающимся. Причем, если в целевых показателях данный критерий отражен только в количестве обучающихся, принимающих участие в конкурсах профессионального мастерства, то реализация проекта показала, что эти результаты могут быть гораздо шире.

Студенты колледжа регулярно принимают участие в конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства по компетенции/специальности «Туризм». Однако, практика показывает, что студенты, выстраивающие индивидуальные образовательные траектории, расширяют привычные рамки. Студентка третьего курса Галимова Рузиля приняла участие во Всероссийском конкурсе «Мастера гостеприимства», а команда студентов в составе Никифоровой Ксении, Шабанова Михаила, Медведевой Ярославы приняли участие во Всероссийском конкурсе по созданию туристско-рекреационных кластеров и развитию экотуризма в России в составе проекта «Сердце Башкирии».

Традиционная система подготовки специалистов не подразумевала активного взаимодействия общего образования и среднего профессионального образования. Но современное общество диктует иные требования в виде интеграции школы, профессионального образования и работодателей.
С 2020 года профориентационная работа проходит с помощью площадки «Билет в будущее». Благодаря работе этой площадки, количество школьников, охваченных профориентационной работой на сегодняшний день составляет более 300 человек.

Таким образом, включение системы технологии наставничества в образовании способствует организационному переходу на систему профессионального и личностного самоопределения (в противовес модели передачи конкретных шаблонов) и развитию человеческого капитала и потенциала молодежи Российской Федерации.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены