РАЗРАБОТКИ
|
Особенности использования программы наставничество в системе СПОСегодня образование нуждается не в учителе, который доносит до ученика знания, а в наставнике, который может выяснить, как ученик может осваивать эти знания эффективнее всего, где его зоны роста, какими методами лучше всего можно восполнить пробелы, в какой форме материал усваивается лучше. Он должен помогать ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и осваивать новые навыки; он инструктирует, наблюдает, поддерживает опираясь на индивидуальность ученика, помогает ему найти идеальный маршрут, который бы позволил изучить предмет. Сегодня педагог – это прежде всего наставник. Наставничество – это поддержка и установка молодой личности на пути развития собственного потенциала и собственных навыков, а также выбора и профессионального становления в определенной сфере. Актуальность проблемы наставничества обусловлена обострением ряда противоречий. Во-первых, это противоречие между возрастанием насыщенности образовательной (и более широкой социальной) среды и тенденцией к усилению ее несогласованности и противоречивости. С одной стороны, непрерывно увеличивается количество и многообразие образовательных услуг и образовательно значимых социальных практик. С другой - этот процесс развивается стихийно, в условиях рыночной конкуренции и недостаточного развития механизмов оценки качества этих услуг и практик. Во-вторых, противоречие между требованием максимальной включенности современного человека в широкую систему социальных отношений и тенденциями социальной дезадаптации растущего поколения. Учитывая актуальность рассматриваемого вопроса, на базе Стерлитамакского колледжа физической культуры, управления и сервиса была разработана и реализуется программа наставничества «Шаг к успеху». Цель проекта – реализация индивидуальных образовательных траекторий обучающихся через реализацию практик наставничества. Проект реализуется с 1 сентября 2020 года по 30 июня 2024 года. На основе программы развития колледжа нами была разработана система целевых показателей проекта, отражающая уровень развития профессиональной компетентности педагога. Данная система включает в себя такие показатели, как доля студентов, прошедших промежуточную аттестацию и государственную итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена, численность студентов, участвующих в конку разного уровня, а также занявших в них призовые места, численность школьников, охваченных профориентационной работой, доля выпускников, трудоустроенных по полученной специальности в первый год после выпуска. В рамках реализации проекта «Шаг к успеху» работа наставника и наставляемого включает пять этапов. Во время первой встречи происходит представление наставника, где он рассказывает наставляемому о себе. Наставляемый, в свою очередь, тоже рассказывает о себе, своих проблемах и целях на текущий момент. В результате данного этапа между наставником и наставляемым возникает понимание, они готовы поставить цель на первую встречу, назначают ее время. Во время следующей пробной встречи наставник, исходя из первой встречи, предлагает наставляемому решить одну небольшую, но конкретную и прикладную задачу, чтобы продемонстрировать возможный формат работы и проверить комфортность взаимодействия на практике. Обычно первая встреча проходит в форме беседы или дискуссии. На следующем этапе, во время планирования основного процесса работы формулируются цели на ближайший период работы. Обычно цели формулируются на месяц. На следующем этапе проекта происходит Совместная работа наставника и наставляемого. В проекте нами используется трехступенчатая схема работы. Она состоит из следующих структурных компонентов: формирующего, диагностического, результативного. На формирующем этапе происходит развитие навыков наставляемого. Для развития коммуникативных навыков используются развивающие занятия с элементами тренинга, направленные на развитие эмпатии, навыков активного слушания и невербальных коммуникаций. Отдельно проводятся тренинг публичных выступлений и выступления с презентацией. Для развития креативности и творческих способностей используются развивающие занятия с элементами тренинга, метод кейсов, дискуссии, направленные на развитие креативности, тренировку воображения и обучение методам преодоления прокрастинации. Для развития навыков командной работы и кооперации используются командная работа и развивающие занятия с элементами тренинга, деловые игры на развитие коммуникативных навыков («Клубок знакомств. Три качества», «Образуем круг». Для развития критического мышления используются развивающие занятия с элементами тренинга («Список навыков критического мышления», «Концентрация внимания», «Виды мышления»). Диагностика позволяет определить уровень развития навыков по заданию, которое обучающиеся выполняют в группах по схожим по уровню сложности темам. При диагностике необходимо строго соблюдать временные рамки выполнения задания, этапы его выполнения и соответствие оцениваемым критериям. На этапе результативном происходит оценка, в том числе на Чемпионатах профессионального мастерства или в рамках демонстрационного экзамена. Используемый подход позволил достичь результатов в части выполнения целевых показателей проекта. В 2019-2020 учебном году промежуточную аттестацию в форме демонстрационного экзамена прошли 30% обучающихся специальности «Туризм» - в количественном отношении это 24 человека. Плановая доля студентов, проходящих итоговую аттестацию в формате демонстрационного экзамена, должна составить 10 % от числа выпускников. В 2022-2023 учебном году число студентов проходящих итоговую аттестацию в формате демонстрационного экзамена составило 50 человек, что составит 100 % от количества выпускников. Использование практик наставничества позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию одаренным обучающимся. Причем, если в целевых показателях данный критерий отражен только в количестве обучающихся, принимающих участие в конкурсах профессионального мастерства, то реализация проекта показала, что эти результаты могут быть гораздо шире. Студенты колледжа регулярно принимают участие в конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства по компетенции/специальности «Туризм». Однако, практика показывает, что студенты, выстраивающие индивидуальные образовательные траектории, расширяют привычные рамки. Студентка третьего курса Галимова Рузиля приняла участие во Всероссийском конкурсе «Мастера гостеприимства», а команда студентов в составе Никифоровой Ксении, Шабанова Михаила, Медведевой Ярославы приняли участие во Всероссийском конкурсе по созданию туристско-рекреационных кластеров и развитию экотуризма в России в составе проекта «Сердце Башкирии». Традиционная система подготовки специалистов не подразумевала активного взаимодействия общего образования и среднего профессионального образования. Но современное общество диктует иные требования в виде интеграции школы, профессионального образования и работодателей. Таким образом, включение системы технологии наставничества в образовании способствует организационному переходу на систему профессионального и личностного самоопределения (в противовес модели передачи конкретных шаблонов) и развитию человеческого капитала и потенциала молодежи Российской Федерации.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены