РАЗРАБОТКИ
|
Формирование читательской грамотности на уроках гуманитарного циклаВ последнее время мы все чаще слышим словосочетание «читательская грамотность». В российской педагогике это понятие появилось не так давно. Синонимами к термину «читательская грамотность» можно считать: грамотность чтения, смысловое чтение, функциональное чтение, целевое чтение и продуктивное чтение. Чтобы педагог смог сформировать читательскую грамотность у школьников, для начала он должен сам освоить технологию по конструированию заданий, связанных с разными видами текстов. Так же он должен владеть навыками составления вопросов и заданий для того, чтобы сформировать у учащихся такие умения как:
Не так давно Россия была самой читающей страной в мире. А сейчас картина изменилась в обратную сторону: в последнее время происходит спад интереса у школьников к чтению художественной литературы. Надо отметить, что современные дети заменяют прочтение книг аудиозаписью или просмотром фильма. Поэтому сегодня нужно уделять особое внимание формированию читательской грамотности, приобщению ребенка к печатному тексту: многое зависит от родителя и от педагога. Из-за перегруженности детей различными внутришкольными, итоговыми и всероссийскими проверками стало заметно, что определенная часть учащихся читает только те тексты, которые требует школьная программа, другая же группа детей читает тексты в кратком изложении, не умея извлекать из них нужную информацию. И лишь у небольшой группы школьников сформированы навыки читательской грамотности. Я хочу поделиться наработками (приемами), которые, по моему мнению, поддерживают читательский интерес у школьников. Отмечу, что на уроках русского языка и литературы использую весь комплекс работы с текстом, а именно: чтение, понимание прочитанного с помощью вопросов, анализ произведений, толкование незнакомых слов и так далее.Обучая 8-9 классы, я определила наиболее значимые приемы формирования читательской грамотности, чем сейчас хочу с вами поделиться. Существует несколько эффективных, на мой взгляд, приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности. Хочу показать их на тексте Вальтраут Шелике «По дорогам войны и мира», который я использовала в своей практике при подготовке к ОГЭ обучающихся 9 класса. В этом тексте рассказывается о детях, которых в годы войны эвакуировали в интернат одних, без родителей. О том, как они работали со школьного возраста. О том, как несколько уже давно повзрослевших ребят решили снова пройти путь от вокзала до интерната и вспомнить прошлые времена. Итак, первый прием называется «Верите ли вы, что…? Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. До прочтения текста я задаю детям вопрос: Верите ли вы, что повзрослеть можно за несколько минут? Правильный ответ на этот вопрос дети найдут только после работы с текстом «По дорогам войны и мира». При дальнейшей работе с текстом наиболее часто я использую следующие приёмы: Прием – «Словарики» При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем необходимо попросить встать тех «ребят-словариков», кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости им помогаю я, либо ребята используют различные словари. Следующий приём «Чтение в кружок» Это когда дети по очереди читают текст по абзацам. Их задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Но, на весь класс дается только одна копия текста, которую они передают следующему чтецу. Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» вызывает у ребят интерес и используется для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста. Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Это задания, в которых требуется работать таблицами, схемами т.е. извлекать информацию, ориентируясь на слова названия столбиков, название таблиц. Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста я использую такой прием, как «Письмо с дырками (пробелами)». 9.3. Как вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение – рассуждение на данную тему, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. На мой взгляд, взросление - это (способность, умение человека) …. ……Только …………….люди смогут …………………………….. Докажу своё суждение примерами. Итак, в заключении хочу отметить, что используя данные приемы, я добиваюсь определенных результатов: понимание детьми текста, умение интерпретировать его, анализировать и синтезировать. Нельзя не согласиться с великим педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским, который говорил: Уметь читать в широком смысле этого слова – значит извлечь из мертвой буквы живой смысл. Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены