РАЗРАБОТКИ
|
Интерактивные приемы развития аудитивных навыков учащихся старших классов на уроке немецкого языкаАнастасия Павловна Астафеева Стремительное развитие науки, образования, информационных технологий, вступление России в мировое образовательное пространство повлекли за собой огромный практический интерес к иностранным языкам. В условиях современного информационного общества, когда знания приобретают первоочередное значение, выпускники школ должны овладеть максимумом компетенций. Реализация компетентностно-ориентированной модели школьного образования требует новых подходов к методике преподавания всех учебных дисциплин в целом и иностранного языка в частности. Одним из главных средств, допускающих достижение данных целей, выступают интерактивные формы проведения учебных занятий, которым уделяется значительное внимание в Федеральных государственных образовательных стандартах Российской Федерации. Интерактивное обучение – это особая форма организации обучения, основанная на межличностных взаимодействиях субъектов, направленная на обеспечение их само- и взаимоактивности в решении учебно-познавательных, коммуникативно-развивающих и социально ориентированных задач [4, с. 125]. На сегодняшний день интерактивные методы в обучении иностранному языку является ведущими и наиболее эффективными, поскольку в условиях современного урока, учащиеся учатся критически мыслить, рассматривать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с людьми. Кроме того ученики усваивают все уровни познания (знание, понимание, применение, оценка). Урок с применением интерактивных методик сам по себе эффективен еще потому, что в классе растет количество учащихся, которые усваивают преподаваемый материал сознательно, ученики выступают в ходе урока не как пассивные слушатели, а как активные участники учебного процесса. Цель, при применении интерактивных методик, заключается в создании комфортных условий обучения, при которых ученики чувствовали бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Все это делает продуктивным сам процесс обучения, а также закрепляет усвоенные знания и навыки. П. П. Ефимов выделяет следующие методы, применяемые в ходе занятий с использованием интерактивных технологий:
Важно подчеркнуть, что в процессе обучения иностранным языкам с использованием интерактивных методов кардинально меняется роль преподавателя. Преподаватель перестает быть центральной фигурой, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, выполняет консультативную роль. Он становится лицом, помогающим эффективно овладевать полученными знаниями, создаёт учебную обстановку, при которой учение происходит в рамках творческой учебной мастерской [2, с. 194]. В качестве примера рассмотрим алгоритм работы над песней „Freunde“ известной немецкой группы „Pur“ с применением интерактивных методов. Работа с данным текстом может быть предложена в 10 классе в рамках темы «Freundschaft» («Дружба»). Тема урока:Freundschaft. Форма урока: урок формирования и усвоения умений и навыков. Цель: Развитие коммуникативной компетенции на базовом уровне на основе песни. Задачи обучения: Практические:
Развивающие:
Воспитательные:
Средства обучения: рисунок на доске, песня группы Pur «Друзья» на цифровом носителе, раздаточный материал, проигрыватель. Работа над любым аудио- или видеотекстом основывается на трех этапах: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Предтекстовый этап предполагает активизацию тематических знаний обучающихся без полного проникновения в смысл текста, снятие возможных трудностей в понимании его содержания и мотивирование к его прочтению. На текстовом этапе преподаватель предлагает задания, направленные на извлечение основной и второстепенной информации из текста посредством нахождения смысла текста, лексико-семантической основы объединения смысловых отрезков в единое целое. На послетекстовом этапе преподаватель использует формы работы, направленные на контроль понимания содержания текста и его интерпретацию [1, с. 60]. На предтекстовом этапе предлагается использовать интерактивный метод «Ассоциативная звезда». Данный метод может быть полезен для того, чтобы стимулировать креативное мышление учащихся, структурировать тему, а также помогает собрать ассоциации – предположения о возможном содержании песни. При применении данного метода предлагается следующая последовательность действий: 1. Учитель изображает на доске солнце с множеством лучей, а в середине записывает тему урока, в рамках которой будет осуществляться работа над песней. Ученики высказывают идеи и называют понятия, которые связаны с этой темой. Свои ассоциации учащиеся записывают на лучах солнца. Учитель должен направлять и помогать ученикам на данном этапе. Критика со стороны учителя не допустима. 2. На втором этапе применения данного метода следует рассортировать и структурировать идеи. Данную работу ученики могут выполнять в малых группах. Результаты представляются и корректируются в ходе совместного обсуждения в группах, а затем в пленуме. На текстовом этапе учитель предлагает работу с карточками, на которых представлены отрывки из текста песни („Der zerrissene Text“). Учащиеся в малых группах должны расположить карточки в последовательности, в соответствии с логикой и содержанием текста песни, и представить свои варианты текста песни: Каждая группа поочередно озвучивает свои результаты. Учитель фиксирует ответы на доске следующим образом: Gruppe 1 A C F E G B D На следующем этапе ученики слушают песню и проверяют правильность своих ответов. На послетекстовом этапе работы над аудированием учащимся предлагается разыграть игру «Sprich mit mir!». Учащиеся становятся в два круга – внешний и внутренний. По сигналу учителя (учитель включает или выключает музыку, например песню «Freunde» группы Pur) ученики начинают свободно двигаться по своему кругу: учащиеся внешнего круга по часовой стрелке, а учащиеся внутреннего круга против часовой стрелки. Как только музыка прекращает звучать, ученики останавливаются, поворачиваются друг к другу лицом и в парах начинают обсуждать вопросы, предлагаемые учителем, например: «Was bedeutet für euch Freundschaft? Begründet euere Meinung!». Через 2-3 минуты учитель снова включает музыку, и ученики вновь двигаются по кругу. После очередного прерывания музыки ученики в новых парах обсуждают вопрос: «Wie ist dein Freund?». Следующий вопрос может звучать так: «Wie verbringst du die Freizeit mit deinem Freund?» и т. д. На следующем этапе проведения данной игры можно предложить учащимся обсудить вышеназванные вопросы в ходе общей дискуссией. С целью снятия возможных языковых трудностей при работе в парах учитель может записать на доске необходимые ключевые слова (либо как вариант учащиеся могут пользоваться ключевыми понятиями, которые записаны на лучах «ассоциативной звезды» – см. выше). Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что использование интерактивных методов в обучении иностранному языку учащихся школ обладает большим образовательным потенциалом, так как позволяет решать не только учебные задачи, но и достигать воспитательных целей. При такой форме организации занятий общение на иностранном языке облегчается и ускоряется, информация становится доступной, актуальной и аутентичной. Совместная деятельность в системе образования означает, что каждый участник данного процесса вносит свой вклад в общее дело, обменивается знаниями, идеями, способами деятельности. Список использованных источников:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены