РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методические рекомендации по педагогике и психологии к педагогической практике студентов

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

Психолого-педагогически анализ урока - один из элементов системы подготовки будущего учителя, так как позволяет раскрыть психолого-педагогические требования к уроку не только в теоретическом плане, но и показать их реализацию на практике.

Умение комплексно анализировать урок необходимо в профессиональной подготовке студентов.

  • Во-первых, педагогическая деятельность ‚требует синтеза психологических и педагогических знаний, овладения базирующимися на их основе межпредметными умениями.
  • Во-вторых, психолого-педагогический анализ урока предполагает знание нормы, эталона, с которым не только соотносится рассматриваемый урок, но и строится свой собственный. В-третьих, умение анализировать посещенные уроки учителей дает возможность выделить в их опыте то, что обогатит имеющийся собственный опыт. В-четвертых, качественный анализ студентом проведенного им урока является начальной ступенью, ведущей к педагогическому мастерству, поскольку анализ собственного урока позволяет студенту соотнести его с требованиями, которые предъявляются к современному уроку, увидеть положительное и требующее совершенствования, своевременно устранить недостатки.

Овладение студентами умением комплексно - с позиций педагогики и психологии анализировать урок - длительный процесс, который состоит из пяти этапов.

Первый - изучение курса дидактики. В период школьного практикума студенты учатся анализировать урок в соответствии с определенными дидактическими целями: например, с точки зрения реализации на уроке дидактических принципов, использования методов обучения.

Второй - практические занятия по возрастной психологии. Студенты знакомятся со схемой психологического обоснования конспекта урока и обосновывают в соответствии с ней два-три собственных конспекта, составленных при изучения методических дисциплин.

Примерная схема психологического обоснования конспекта урока.

  1. Каким образом будет достигаться целенаправленность деятельности учащихся на уроке и на различных его этапах?
  2. Какие предполагается использовать приемы для активизации внимания учащихся, процессов восприятия, памяти, мышления и воображения?
  3. Каким будет на уроке соотношение самостоятельности и подражательности в деятельности учащихся и чем обусловлено такое соотношение?
  4. Каким будет соотношение в использовании конкретного и обобщенного материала (опора на образ или понятие)? Почему?
  5. На какие приемы умственной деятельности должны опираться учащиеся при выполнении различных видов учебной работы? Какие приемы и в Каких заданиях предполагается совершенствовать?
  6. Предполагается ли на данном уроке использовать перенос знаний, умений, приемов? Каких? Как предполагается организовать перенос?
  7. Какой эмоциональный настрой будет у учащихся на данном уроке? Что должно вызвать положительные эмоции, что может вызвать эмоции отрицательные? Какие приемы предусматриваются для снятия утомления и активизации положительных эмоций?
  8. Какие свойства личности учащихся предполагается развить на данном уроке? Какие условия для этого будут созданы?
  9. Как вы предполагаете учитывать на уроке различный уровень обучаемости школьников (темп продвижения, различный уровень умственного развития, интеллектуальную пассивность и т.п.)
  10. Какие трудности в усвоении нового учебного материала могут возникнуть у учащихся разного уровня обучаемости? Как вы к этому подготовились в процессе разработки конспекта данного урока?

Третий школьный практикум.

Студенты ознакомятся с программой психолого-педагогического анализа урока (см. ниже) и методикой ее использования. Кроме того, под руководством. преподавателя проводят анализ урока по отдельным направлениям; выделенным в этой программе.

Четвертый – прохождение методической практики.

Студенты под руководством психолога проводят комплексный анализ непосредственно наблюдаемых уроков учителей начальных классов, а также уроков своих товарищей по группе. Каждый из студентов должен принять участие в коллективном анализе уроков по разным учебным предметам. Активность студентов, самостоятельность их суждений учитывается при выставлении оценки по психологии на методической практике.

Пятый - предусматривает самостоятельный письменный анализ урока, проведённого в начальных классах школы.

Психолого-педагогический анализ осуществляется, в соответствии с программой, которая приводится ниже.

Письменный анализ одного из посещенных уроков студенты выполняют непосредственно в школе. Работа организуется следующим образом: руководитель практики в школе, заранее оповещает студентов об уроке, анализ, которого они будут производить.

Знание темы предстоящего урока позволит, студентам подготовиться к его анализу: определить место данного урока в изучении соответствующего раздела программы, возможные цели и задачи урока, варианты его методического построения, специфику изучаемого на уроке материала.

До начала урока учитель по просьбе руководителя практики в школе сообщает о целях и задачах, которые он ставит на данном уроке.

После наблюдения урока студенты‚ в присутствии руководителя практики в школе (психолога или педагога), анализируют урок.

Необходимо вести протокол урока, который должен включать подробное описание деятельности учителя и учащихся, время, отводимое на те, или иные этапы урока. В протоколе также важно отразить‚особенности речи, общения учителя и учащихся, темп выполнения предлагаемых заданий, внимание класса и отдельных учащихся, в разные моменты, урока, заинтересованность учащихся в выполнения заданий.

Конспект урока должен быть, максимально подробным, что облегчит последующий анализ.

Для получения оценки студент сдает преподавателю конспект урока и его психолого-педагогический анализ.
Примерная схема записи урока
1.Т. Школа, класс, предмет, учитель, дата.
2. Тема урока.
3. Цель урока и его задачи узнать у у учителя до начала.
урока).
4, Этапы урока. Подробная запись деятельности учителя и
учащихся на каждом этапе, фиксация времени, отведенного на
каждый этап урока.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА
1.. Тема урока. Это место в системе уроков данной темы.
2. Основная дидактическая цель. урока. Тип урока.
3, Образовательные, воспитательные и развивающие задачи
урока. Правильность их постановки в соответствии содержанием программного материала и особенностями учащихся данного класса, Создание условий для принятия учащимися образовательной и развивающей задач урока,
4, Структура урока, ее рациональность.
0. Организация урока;

  • готовность учащихся к уроку;
  • готовность учителя к уроку ( продуманность плана, подготовка доски, наглядных пособий, ТСО и т.п.); |
  • организация учащихся: мобилизация их внимания, требования к подготовке: рабочего места, содержание его в порядке в течение всего урока, создание условий для устойчивого сохранения, внимания, его переключения в соответствии с задачами урока.

6. Отбор учебного материала на урок:

  • соответствие содержания урока его основной цели;
  • научная направленность изучаемого учебного материала, связь научных знаний с жизнью, с личным опытом учащихся;
  • доступность, систематичность и последовательность в изучении материала, реализация внутрипредметных и межпредметных связей; |
  • отражение взаимосвязи теории и практики, достаточность упражнений для выработки умений и навыков;|
  • соответствие объема учебного материала программным требованиям, возможностям учащихся,

7. Методы и приемы работы учителя на уроке:

  • соответствие используемых методов целям и задачам урока, содержанию учебного материала, возрастным особенностям учащихся;
  • сочетание репродуктивной и творческой деятельности на уроке;
  • используемые приемы способствовали развитию памяти, мышления, речи, внимания учащихся, их учебно-познавательных интересов, активности и самостоятельности;
  • целесообразность способов контроля за деятельностью учащихся на уроке;
  • объективность, своевременность и разнообразие форм оценки деятельности учащихся, характер приемов, использовавшихся для подведения итогов каждого этапа урока, всего урока в целом,

8. Деятельность учащихся на уроке:

  • в какой мере деятельность учащихся при выполнении ‘различных заданий была подчинена учебной задаче;
  • устойчиво ли сохранялось внимание учащихся, быстро ли переключалось с одной задачи на другую, что этому способствовало;
  • какие наблюдались внешние проявления совершаемой умственной деятельности, Как использовалась внешняя и льда волн речь при выполнения. заданий;
  • насколько оправданным и целесообразным был характер выполнения заданий учащимися (по образцу, путем простого копирования, самостоятельного нахождения способа решения);
  • какими конкретными и обобщенными: умственными действиями владеют школьники, В какой мере у них сформирована учебная деятельность; каков уровень осознания выполняемых. ‘действий, деятельности в целом;
  • в какие моменты урока наиболее ярко были выражены эмоции, с чем это связано; как влияли положительные и отрицательные эмоции на познавательную активность учащихся; были ля случай, когда эмоции изменяли поиск решения задачи, когда деятельность осуществлялась без видимого эмоционального отношения;

9, Деятельность учителя на уроке:

  • знание учебного материала, умение выделить в нем главное, адаптировать его В соответствии 0 возрастом точно заинтересовать учащихся материалом ‘урока;
  • умение прогнозировать усвоение ‘информации школьниками, перестраиваться в соответствии с реальной ситуацией возникшей на уроке;
  • умение устанавливать контакт с классом, стиль общения, педагогический такт, характеристика речи (дикция, культура, образность, эмоциональность), ‚экспрессивные качества;
  • умение воспринимать психическое состояние учащихся, за внешними фактами поведения видеть личность ученика;
  • умение учителя организовать как собственную деятельность,так и коллективную, и индивидуальную деятельность учащихся,
  • поддерживать дисциплину и порядок на уроке,

10. Общая оценка урока:

  • решение во взаимосвязи всех задач урока: образовательных(качество усвоения знаний, уровень конкретных умственных действий), развивающих (овладение приемами и способами умственной деятельности, развитие памяти, мышления, внимания, формирование учебной деятельности в единстве всех ее компонентов: содержательного,  операционного и мотивационного), воспитательных ( формирование ОСНОВ Научного мировоззрения, широких социальных й учебно-познавательных интересов, формирование необходимых свойств. личности: коллективизма, организованности, дисциплинированности, ответственности, целеустремленности, инициативы, самокритичности.
  • атмосфера урока (отношение. учащихся к предмету, взаимоотношение учителя и учащихся);

Организационная, логическая и психологическая завершенность урока.

11. Предложения по. повышению эффективности. урока:

  • по улучшению управления учебной деятельности учащихся;
  • о формированию положительного отношения младших школьников к обучению, по формированию учебной - деятельности, необходимых свойств личности.

Список рекомендуемой литературы

  1. Бабанский № Ю.К, требования К современному уроку // Начальная школа, № 6.
  2. Божович В. Д., Якиманская И. с; Психолого-педагогические требования к современному уроку
  3. Векслер Современные требования к уроку
  4. Зверев И.Д. Современный урок: поиски, проблемы, решения// Педагогика. 1986
  5. Махмутов М.И, Современный урок
  6. Онищук В. А. Урок в современной школе.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены