РАЗРАБОТКИ
|
Инклюзивная культура в поликультурной образовательной среде(Из опыта работы МБОУ «СОШ №2» г. Элисты) В настоящее время в нашей стране широкое распространение получила концепция инклюзивного образования, которая основывается на принципах гуманизации, толерантности, обеспечения всеобщего доступа к образованию. Основные принципы инклюзивного образования:
Инклюзивное образование – это гибкая система, учитывающая потребности каждого ребенка, не только с проблемами развития, но и тех, кто принадлежит к той или иной этнической, культурной, социальной группе. Одной из основных задач в реализации инклюзивного подхода в системе российского образования является формирование инклюзивной культуры у всех участников образовательного процесса. Это связано со сложившимся стереотипом общественного сознания, в котором понятие «инвалид» означало «непригодный к деятельности», и для государства, вынужденного затрачивать на инвалидов определенные средства, они становились иждивенцами. Определенные трудности во взаимодействии с ними возникали и у окружающих людей, следовательно, к ним формировалось предвзятое, не всегда заслуженное отношение. Проблема, связанная с изменением общественного отношения к людям с особыми образовательными возможностями (ОВЗ), формированием инклюзивной культуры, является очень важной. Опираясь на определение философского энциклопедического словаря, можно дать определение понятия «инклюзивная культура» – это уровень развития общества, выражающийся в толерантном, гуманном, терпимом, отношении людей друг к другу, где разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений, а также формируются инклюзивные ценности. Инклюзивная культура – важнейшая составляющая инклюзивного образования. Инклюзивная культура – это построение такого школьного сообщества, в котором каждый знает, что ему в школе рады, относятся доброжелательно и с уважением. Всех учеников одинаково ценят. От всех учеников школы ожидают высоких достижений. Сотрудники школы, ученики и родители разделяют идеологию инклюзии. Учителя стремятся преодолеть препятствия на пути обучения и полноценного, равнозначного участия всех учеников во всех аспектах школьной жизни. Таким образом, инклюзивное образование - это образование детей с особыми образовательными возможностями в условиях обычной общеобразовательной школы. Инклюзивную культуру общества можно рассматривать не только как фактор успешной реализации инклюзивного образования, но и как фактор развития поликультурного образования в России. В педагогике понятие «поликультурное образование» определяется как образование, которое строится на концепции подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Цель такого образования - формирование умения общения и сотрудничества людей разных национальностей, рас, вероисповеданий. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям другой культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, быть готовым к активному взаимодействию. Развитие уважительного, бережного отношения к чужой культуре, ее представителям, ценностям, традициям, языку при сохранении своей культуры - основная задача в развитии поликультурного образования в России, так как мы живем в многонациональной стране. Между инклюзивным образованием и поликультурным образованием прослеживается определенная взаимосвязь, отражающаяся в общности идей, концепций, в их целях и задачах. Термин «инклюзивная культура» относится к поликультурному образованию так же, как и входит в состав инклюзивного образования. Все это можно отнести не только к людям с ограниченными возможностями здоровья, но и к людям другой национальности, вероисповедания, культуры или какими-либо другими особенностями. Уважение личности, гуманное отношение, отзывчивость важны для любого человека. Поэтому инклюзивную культуру, овладение ею людьми, в первую очередь педагогами, родителями, учащимися, можно рассматривать в качестве очень важного основания для развития поликультурного и инклюзивного образования. В МБОУ «СОШ №2» обучается 456 детей 16-ти национальностей. И, как и во многих школах у нас есть «особые» дети, т.е. дети с ограниченными возможностями здоровья. В 2012 – 2013 уч. году - 11 человек, 5 на дому; в 2013 – 2014 уч. году - 7 человек, 2 на дому; в 2014 – 2015 уч. году - 8 человек, 3 на дому; в 2015 – 2016 уч. году - 8 человек, 3 на дому; в 2016 – 2017 уч. году – 11 человек, 3 на дому; в 2017 – 2018 уч. году –7 человек, 2 на дому. Учебно - воспитательная работа нашего образовательного учреждения направлена, в том числе, и на осуществление деятельности по интеграции ребенка с ограниченными возможностями в общество и для этого используются непосредственные контакты между учащимися с разными возможностями здоровья, а также неформальное общение детей – общение во внеурочное время, во время проведения общешкольных мероприятий, в бытовой сфере, так называемый «опыт совместной деятельности». В широком смысле слова, инклюзивное обучение - это не только обучение детей-инвалидов, но и всех детей, имеющих определенные особенности личности – это и дети с временной задержкой психического развития, и дети с элементами аутизма, и, в том числе, одаренные дети, имеющие тонкую психическую организацию. Тема, над которой работает в настоящее время педагогический коллектив школы: «Формирование поликультурного образовательного пространства как условие жизненного успеха участников учебно-воспитательного процесса». Цель поликультурного образования – взаимодействие культур, способность к взаимопониманию, интеграции, взаимодействие между детьми разных национальностей. Также педагогический коллектив МБОУ «СОШ №2» г. Элисты продолжает работать над такими задачами, как: интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников; активное вовлечение таких детей в подготовку и проведение массовых мероприятий с учащимися, участие в конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах, НПК и др. на муниципальном, республиканском и федеральном уровнях; разработка системы мер по активизации работы с детьми с ОВЗ в сфере дополнительного образования детей. Роль школы, школьного сообщества в воспитании каждого ребенка независимым, активным, уверенным в своих силах и способностях, гражданином современного общества очень важна. Все члены школьной команды должны способствовать созданию благоприятной рабочей атмосферы. Все дети, независимо от национальности, вероисповедания, способностей и возможностей к обучению должны быть приняты всеми членами школьного коллектива как равные участники образовательного процесса, должна быть исключена любая форма дискриминации в классе и школе, обучение должно быть направлено не только на получение академических знаний, но и развитие практических умений, позволяющих детям успешно адаптироваться к социальным условиям и жизни в обществе. «Особые дети», также как и все дети Земли, хотят заниматься интересными делами, хотят творить, узнавать что-то новое. Им очень важно чувствовать, что они не одиноки, не брошены, не забыты всеми. Это возможно в каждой обычной общеобразовательной школе, в которой мы, ее педагоги, призваны обеспечить развитие и саморазвитие личности каждого ребенка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей; предоставлять каждому ребенку с учетом способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций и субъектного опыта возможность реализовать себя в познании, поведении, творчестве. Так же следует отметить, что организуя инклюзивное обучение в общеобразовательной школе, стоит помнить, что инклюзия – это не ущемление прав здоровых детей в пользу детей с ограниченными возможностями здоровья, а следующая ступень развития школы, когда образование становится реальным правом для всех. Выбор поликультурного контекста для рассмотрения проблемы инклюзивного обучения не случаен, он переводит понятие «терпимости» до «интереса» к другому человеку, не такому, как другие, принятие, уважение и восприятие иной культуры, признание ценности разных культур. Современное общество должно научиться принимать каждого человека таким, какой он есть, независимо от его национальности, вероисповедания, непохожести на других и в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья. Если все современное общество научится «принимать каждого своего члена таким, какой он есть», преодолевать «в себе чувства раздражения от непохожести других», то проблему воспитания терпимости к людям с ограниченными возможностями здоровья, чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним можно будет считать решенной. Используемая литература
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены