РАЗРАБОТКИ
|
Брейнсторминг — метод мозгового штурма как интерактивная образовательная технология в реализации учебного проектаСитникова Ирина Васильевна Приступая к разработке учебного проекта, перед учителем встаёт задача выбора оптимальной образовательной технологии для получения максимально результативного продукта. На помощь приходит метод мозгового штурма, или так называемый брейнсторминг, заключается в сборе максимального количества идей для решения определенной задачи за ограниченный короткий промежуток времени, направлена она на решение задачи посредством поиска и развития разнообразных идей в условиях свободного обмена ими по мере возникновения у обучающихся Алекс Осборн – основоположник метода. Его идея основана на том, что люди зачастую не желают высказать неординарные варианты решения задач из-за того, что боятся осуждения со стороны друзей, коллег, начальства и т.п. Осборн в своей методике категорически исключает оценивание или порицание всех идей на начальном этапе их появления. Что дает техника брейнсторминга Проведённые исследования, которые ставили цель выявить эффективность коллективной и индивидуальной генерации. Оказалось, что при правильном применении мозгового штурма число креативных идей значительно превышает число идей отдельных людей. Существует стереотип, что техника брейнсторминга используется только людьми творческих профессий в сфере рекламы и маркетинга. Но на самом деле мозговой штурмг можно использовать везде, где нужно приложить максимум усилий для решения той или иной задачи. Применение брейнсторминга дает возможность отобрать лучшие идеи в начале обсуждения, а затем уточнить детали уже в конце. Используется метод в менеджменте, научно-технической сфере и даже при решении личных проблем. Если необходимо найти быстрый и эффективный выход из какой-либо ситуации, метод Осборна – оптимальный выбор. Эта техника позволяет сплотить команду из 8-10 человек. После проведения этой занятной процедуры каждый участник чувствует, что вложил часть себя в реализацию большого проекта. Более того, мозговой штурм дает «пищу» для разговоров на ближайшие недели, что также позитивно сказывается, как на мотивации, так и на эфеективности работы. Основные правила проведения мозгового штурма В первую очередь необходимо всем участникам запретить критиковать идеи, даже если они уж слишком «выходящие за рамки». Все члены группы должны не бояться того, что их идея будет раскритикована коллегами. Во-вторых, каждому необходимо раскрепостить свой разум для того чтобы подавать самые фантастические и нереальные идеи, в которых в будущем можно будет найти что-то более-менее рациональное. Зачастую, гениальные решения приходят именно таким образом. В-третьих, не должно быть ограничений по количеству идей. Пусть каждый участник высказывает свои самые смелые предложения вслух. Модератор брейнсторминга Зачастую эффективность проведения мозгового штурма зависит от профессионализма модератора, который регламентирует весь процесс обсуждения идей и поощряет всех высказывать свое мнение. Основные его функции:
На «должность» модератора лучше выбирать рационального далекого от творчества человека для того чтобы группа креативных энтузиастов не «растекалась мыслью по древу». Этапы проведения и техника мозгового штурма Изначально существуют следующие виды брейсторминга: организованный и бесконтрольный. Второй чаще всего используется в критических ситуациях, когда все идеи исчерпаны, и нужно, чтобы каждый участник обсуждения решился выйти из зоны комфорта и предложил сумасшедший и гениальный подход к достижению цели. Однако нужно учитывать, что бесконтрольный мозговой штурм может легко перейти в бесполезную болтовню. Именно поэтому организованный мозговой штурм считается более эффективным. Он включает в себя следующие этапы: 1. Определение и четкое озвучивание цели для всех участников. Объемную проблему, необходимо разделить на несколько более мелких задач. 2. Правильное формирование группы генераторов идей – основная роль педагога. Необходимо, чтобы количество участников не превышало 10 человек. Кроме того, они должны иметь примерно одинаковый социальный статус. Нужно создать расслабленную обстановку. При этом важно обеспечить возможность записывать или иллюстрировать идеи. Помимо всего прочего, в группе следует выбрать наблюдателя, который будет записывать все высказывания участников, и следить за их реакцией. 3. Сама процедура брейнсторминга является третьим этапом. Начинается она со вступления, которое должно занимать не более 15 минут. Модератор рассказывает пару слов о методе мозгового штурма, объясняет правила, указывает основные тезисы проблемы и записывает их на доске. Далее следует непосредственный процесс обсуждения, в котором все участники генерируют идеи. Если процесс останавливается, то учителю нужно дать всем подумать несколько минут или предложить список вопросов, которые станут стимулом креативного мышления. Затем следует оценить все предложенные идеи и их классифицировать. Критерии оценки участники принимают сами и располагают в порядке убывания их важности. После этого каждый генератор поясняет суть своей идеи, тем самым поясняя детали участникам мозгового штурма. Следует помнить, что рассматривая в данный момент идея требует максимум внимания от всех участников. Представьте себе, что это единственное существующее решение. Это поможет найти рациональное зерно в предложенном варианте достижения цели. На этой стадии брейнсторминга критика уже приветствуется, но исключительно разумная. Затем следует сгруппировать все идеи, а возможно и объединить некоторые из них для того чтобы получилось гениальное оптимальное решение задачи. 4. Следующий шаг – выбор максимально подходящей группы идей. Тут речь уже должна идти о возможности воплощения тех или иных вариантов в жизнь. Следует помнить, что этап принятия или непринятия идей – наиболее важный, поскольку тут решается, был ли брейнсторминг эффективным, или же все идеи «идут в корзину». В процессе обсуждения может быть дан толчок действительно гениальным задумкам. Таким образом, рассмотрев применение метода «мозгового штурма» в учебном проекте, можно сделать вывод о том, что основой методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса создания новых идей без их критического анализа и обсуждения, максимально быстрое получение продукта учебного проекта. Мозговой штурм может стать неотъемлемой частью процесса принятия решений в учебном коллективе, процесса поиска творческих идей, развития межличностных отношений, самоактуализации учащихся. Это позволяет детям не только стать участником интеллектуальной конкуренции, но и сблизиться с коллективом в учебной группе.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены