РАЗРАБОТКИ
|
Различные приемы мозгового штурма на уроках физики в 7-9 классах, как приемы развития функциональной грамотностиИгнатьева Елена Анатольевна Общие цели Познакомить учителей с особенностями проведения занятия методом мозгового штурма, знакомство с различными приемами мозгового штурма, как одного из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся на уроках физики в 7-9 классах Задача
Ожидаемые результаты участники получат новую информацию или систематизируют имеющуюся по цели, принципам и правилам данного метода, расширят спект идей при работе с детьми, конкретизируют этапы «мозгового штурма», примут участие в обсуждении преимуществ и недостатков метода. Ключевые идеи приемы мозгового штурма Материалы и оборудование компьютер, проектор, экран, маркеры, плакаты, магниты, доска Ход мастер класса Этапы проведения: коучинг занятия время действия преподавателя и действия участников мастер класса Побуждение, установление благоприятного климата
Работа в группах (за группами наблюдают независимые наблюдатели) 15 мин для ознакомления участников с заданиями «мозгового штурма»
Подведение итогов 5-10 мин Круглый стол по результатам мастер-класса. Рефлексия. Участникам предлагается соотнести свой номер (стикер), в зависимости от полезности проведенного мероприятия (чемодан- все пригодится в дальнейшем, мясорубка- информация перерабатывается, корзина- все выброшу), высказать свои пожелания. Сценарий: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой работе». Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы поделиться с вами своим видением приемов мозгового штурма на уроках физики. Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга. Предлагаю всем участникам выбрать один из предложенных смайликов нескольких цветов, после чего участники формируют группы по цветам или по интересам Для положительного настроя в группе, облегчения участникам вхождения в контакт и развития нестандартного творческого мышления проводится выбор «лидера» (члена группы, который будет выполнять функции капитана) и «спикера» (представляет результаты работы группы). Приложение 1. Теперь, когда мы уже освоили теорию перейдем непосредственно к практике: (предложим цветные стикеры для деления на группы, участники рассаживаются в соответствии с цветом стикера или по предварительной договоренности. Перед каждым участником находится Приложение 2- Приемы мозгового штурма. Приемы мозгового штурма: Изменение точки зрения. Это один из довольно интересных способов создания новых идей, который заключается в том, что вы переходите на другие плоскости восприятия, откуда вы можете наблюдать свои проблемы с разных сторон и различными способами. Изменение атрибутов. С помощью этого подхода, вам предстоит изменить в своём воображении вашу проблему таким образом, чтобы она стала выглядеть немного по-другому, и посмотреть, что из этого получится. Поиск альтернативы. Поиск альтернативных путей — это вопрос вашей гибкости, способности находить разные пути выхода из сложившейся ситуации, главное, что эти качества вашей личности можно улучшать, правда, для этого потребуется практика. Так, применяя технику мозгового штурма «поиск альтернативы», вы можете получить массу интересных идей для развития своего бизнеса и решения изобретательских задач, кроме того, это поможет вам стать более гибкими. Свободное творчество. Его нельзя назвать техникой мозгового штурма в полном смысле этого слова, поскольку свободное творчество предполагает отсутствие каких-либо правил, которых вы должны придерживаться, для получения хороших идей. Главное здесь – начать творческий процесс, чтобы настроить свой мозг на работу. Хождение по краю. В этой технике мозгового штурма от вас требуется мысленное расширение границ возможного. Так, хождение по краю подразумевает рассмотрение худшего и лучшего из возможных сценариев, а также изучение границ ваших возможностей в работе или жизни, и их дальнейшее расширение. В процессе выполнения этой техники вы можете натолкнуться на массу интересных идей относительно вашей текущей ситуации. Реверс. Переверните с ног на голову всё, что только возможно, и посмотрите, что из этого выйдет. Реверс предполагает выполнение действий с точностью, да наоборот, но не обязательно в жизни, поскольку это может привести к непредсказуемым результатам. Достаточно будет произвести это действие мысленно, то есть, в своём воображении, что поспособствует развитию гибкости вашего мышления и появлению оригинальных идей. Ликвидация разрыва. В вашем распоряжении должно находиться наиболее полное представление о двух точках – начальном и конечном пункте вашего путешествия. Можете нарисовать их на бумаге, и провести линию из возможных решений для перемещения из одной точку в другую. Можете отметить их на полу, и, обязав себя с каждым шагом от начальной точки к пункту назначения предлагать возможное решение, постепенно передвигаться от точки к точке. Групповой мозговой штурм. Это наиболее распространённая техника мозгового штурма. Во время группового мозгового штурма, каждый член группы, чаще всего состоящей из 6 - 8 человек, предлагает на рассмотрение и обсуждение свои идеи, придерживаясь заранее составленного плана. Карта ума. Это довольно интересная техника, впервые предложенная Тони Бьюзеном в книге «Супермышление», подойдёт не только для создания хороших идей, но и для улучшения запоминания изучаемой информации, а также развития мышления. Суть техники сводится к визуальному (посредством рисования) построению ассоциаций вокруг центрального образа или вопроса и объединению их связующими элементами (например, линиями). Карты ума особенно хороши для ведения конспектов, и являются отличной альтернативой стандартному линейному конспектированию. Эффект Медичи. В этой технике мозгового штурма вы связываете идеи из областей или сфер, которые никак не пересекаются друг с другом, и извлекаете из сего процесса новые уникальные идеи. Для применения этой техники вам придётся проявить немалую гибкость своего ума, иначе вам будет сложно сложить воедино что-то, что не поддаётся объединению. Список «100». Всё, что потребуется вам в этой технике, это лист бумаги и карандаш или ручка, а также некоторая доля терпения. Выделив для выполнения этой техники, немного времени, вы даёте себе задание составить список из ста способов решения вашей проблемы и обязуетесь не вставать с места, пока список не будет завершён сотой идеей. Записывая всё, что придёт вам в голову относительно вашей проблемы, вскоре вы можете обнаружить в своём списке несколько полезных для вашего дела идей. Начинается работа в группах (за группами наблюдают независимые наблюдатели) Для ознакомления участников с заданиями «мозгового штурма» 2. По одному лидеру от каждой микро-группы, выбирают правильные (по мнению участников) ответы, также привлекая к обсуждению остальных участников. Результаты передают экспертам. 3. Составление ответов и их представление. Эксперты (учителя физики), подсчитывают количество баллов каждой команды, составляют рейтинговую таблицу. Знакомят участников с результатами. Круглый стол по результатам мастер-класса. Обсуждаются результаты мероприятия. Рефлексия. Участникам предлагается соотнести свой номер (стикер), в зависимости от полезности проведенного мероприятия (чемодан- все пригодится в дальнейшем, мясорубка- информация перерабатывается, корзина- все выброшу), высказать свои пожелания. Литература:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены