РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие математических представлений через физическое воспитание в ДОУ

С введением новых образовательных стандартов в непосредственно – организованно образовательной деятельности необходимо руководствоваться принципами интеграции образовательных областей. Согласно принципу интеграции формирование элементарных математических представлений детей необходимо осуществлять не только в процессе НОД, но и при организации физического воспитания.

Для того, чтобы данные интегрированные занятия оказались эффективными, при их проведении необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Создание мотивации закрепления и использования математических знаний на практике у дошкольников.
  2. Создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроения (спокойный и доброжелательный тон речи воспитателя, обеспечение успешности для каждого ребёнка).
  3. Смена и чередование видов деятельности с учётом быстрой утомляемости детей.
  4. Развивающий характер заданий.
  5. Индивидуальный подход с учётом возрастных и психологических особенностей каждого ребёнка.

Методика использования игровых приёмов для закрепления активных математических знаний на физкультурных занятиях заключается в построении физкультурного занятия таким образом, чтобы знания, полученные детьми на занятиях по математике, стали прочными в результате их практического применения. Например, на занятиях по физкультуре можно развивать умение отличать и сравнивать предметы (попросить ребёнка принести тот мяч, который больше, или ту палку, которая длиннее и т.д.).

Во время подвижных игр на улице детям можно предложить измерить расстояние между деревьями разными способами ( большими шагами, маленькими шагами пяточка – носочек, предметами и т.д.).

Считали, которые дети используют во время подвижных игр – тоже математика.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить.
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли мышки как – то раз
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон –
Убежали мышки вон.

Пословицы, которые используются во время физкультурных праздников – это тоже математика: «Один в поле не воин», «Семеро одного не ждут», «Один раз не в счёт», «Что не сделает один – сделают десятеро» и др.

На занятиях по физическому воспитанию при построении дети осваивают порядковый и количественный счёт.

Количественные представления детей можно формировать в прыжках:

  • подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз
  • подпрыгнуть на два раза меньше, чем дней в неделе
  • прыгнуть на определённую цифру
  • посчитать количество прыжков до кубика
  • прыгать по пять раз на правой и левой ноге
  • перепрыгнуть ручей шириной 50, 60 сантиметров
  • перепрыгнуть через восемь валиков
  • прыгая из обруча в обруч, можно назвать каким по счёту находится обруч определённого цвета
  • при метании можно закреплять умение метать в вертикальную цель
  • подпрыгнуть или присесть, выполнить наклон или подбросить мяч столько раз, на какую цифру ты метнул мешочек
  • при организации соревнований «Кто больше наберёт очков» дети сами подсчитывают свои очки или очки своей команды.

Так же на занятиях по физкультуре можно использовать подвижные игры на закрепление прямого и обратного счёта, игры на знание геометрических фигур и пространственных ориентировок. Например, в игре «Найди свой домик» детям раздаются геометрические фигуры, а в качестве домиков можно использовать плоскостные фигуры – круг, квадрат, треугольник. По сигналу «Домой!» дети бегут к месту своего построения. При повторении игры меняется расположение зрительных ориентиров.

В подвижной игре «Подбери по форме» формируется умение соотносить форму предмета с геометрическими фигурами (круг, куб) т.е. найти в помещении предмет, который по форме напоминает круг, куб, шар и т.д. Во время таких игр дети более эмоциональны, непосредственны, им очень нравится одновременно двигаться и выполнять задание.
В качестве разминки можно провести необычную математическую разминку с помощью математических карточек, где в соответствии с текстом выполняются действия:
• Сколько точек видишь в круге
Столько раз поднимешь руки (картинка)
• Сколько ёлочек зелёных
Столько выполнишь наклонов (картинка)
• Мы присядем столько раз
Сколько яблочек у нас (картинка)
• Столько раз сейчас подпрыгнем
Сколько мячиков увидим (картинка)

Физкультурный инвентарь и оборудование – те предметы, с которыми сталкивается ребёнок на физкультурном занятии. С самого начала можно предложить детям ознакомиться с ними, предложив сначала рассмотреть их, обследовать, выделяя свойства и качества: форму, цвет, величину, материал, из которого они сделаны. Например, знакомя с мячом или гимнастической палкой, можно предложить обхватить двумя руками мяч, гимнастическую палку, погладить, при этом назвать качества физкультурного инвентаря ( мяч круглый, красный, гладкий, палка длинная, синяя). Дети, воспринимая предметы, запоминают словесное обозначение их качеств.

И в заключение хочется сказать, что математика действительно вокруг нас и занимаясь любым видом деятельности, в том числе и физической культурой, мы обязательно будем развивать математическое представление детей об окружающей действительности.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены