РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Связь урочной и внеурочной деятельности в начальной школе в процессе использования проектной деятельности

Школа ведет поиск условий, обеспечивающих широкие возможности для формирования интеллектуальной, деятельной личности, способной к саморазвитию, к реализации творческих, индивидуальных способностей.

Одним из факторов целенаправленного личностного, творческого развития младших школьников является выбор форм и методов организации классно-урочной и внеурочной деятельности учащихся.

При планировании учебной воспитательной деятельности я поставила перед собой цель: «Создание условий для максимального раскрытия личностных качеств каждого ребенка».

Для реализации данной цели мною выбраны виды учебной и воспитательной работы, в основе которых лежит проектная деятельность.

Обучение младших школьников видам проектной деятельности - это специально организованный процесс овладения учащимися на содержательно-процессуальном уровне проектной деятельностью, проектно-технологической культурой и формирование у них готовности к проектному взаимодействию с миром.

Проектная деятельность школьников не только развивает ребенка, но и выполняет важную дидактическую задачу. Помимо обучения, воспитания и развития учащихся она стирает противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественно - научной и гуманитарной. Особенно ценны при этом интегрированные проекты: формирование орфографической зоркости на основе литературного произведения; развитие речевых способностей через описание произведений изобразительного искусства, закрепление знаний о геометрических фигурах и симметрии окружающих предметов через выполнение творческих работ: аппликации, мозаики, рисунков, моделирования; развитие воображения, эмоционально-эстетической сферы ребенка; овладение речью, как средством передачи мыслей, чувств через инсценирование художественных произведений, разыгрывание ролей, изготовление декораций.

Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Поэтому работу по формированию данных навыков необходимо начинать уже с первого класса. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая- либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Каковы же принципы организации проектной деятельности?

  • Проект должен быть посильным.
  • Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
  • Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы и ведения дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений.
  • Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.

Работа над темой урока и проектная деятельность позволяют связать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над темой урока и проектной деятельностью может быть выбрано следующее время: часть урока по основному предмету; время занятий в группе продленного дня; любое время , отведенное для внеурочной деятельности младших школьников (после уроков, во время каникул). Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Возможности метода проектов для развития личности школьников выявляются через структуры деятельности учителя и школьника. Эту структуру можно представить в следующем виде:

Ученик / Учитель

Определяет цель деятельности / Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности / Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует / Предлагает возможные формы работы
Выбирает пути решения / Содействует прогнозированию результатов
Активен / Создает условия для активности школьника
Субъект деятельности / Партнёр ученика
Несёт ответственность за свою деятельность / Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Неоценимую роль играет участие школьника в проектных работах, т.к. у школьника формируются несколько групп умений:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

I этап – подготовительный.

На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.

II этап – практический.

Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково – исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.

Для направления деятельности учеников была разработана памятка для начинающего исследователя:

  • Выбери тему исследования
  • Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы
  • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы
  • Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы
  • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы
  • Сделай выводы
  • Оформи результаты своей работы
  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования

Такая памятка готовится на каждого ученика. Работая в проекте, памятка поможет работать ученику самостоятельно использовать информацию, систематизировать материал, пошагово выполнять проектную или исследовательскую работу.

Урочная и внеурочная проектная деятельность подчинены достижению единой цели, выполнению общих учебных задач с учетом индивидуальных способностей ребенка. Так по предмету «Технология» во втором классе был выполнен проект по созданию книги праздничных кулинарных рецептов.

При работе над данным проектом дети получили навыки работы с дополнительной литературой, закрепили правописание словарных слов.

Широкое использование проекта во внеурочной деятельности позволяет учащимся реализовать свои способности и раскрыть личностный потенциал, а учителю направить работу на формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение), формирование навыков организации рабочего места и использования рабочего времени, навыка работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование материала), умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная:

  • 1-й компонент - это работа над учебной темой (познавательная деятельность, интегрируемая детьми, координируемая учителями и реализованная в проекте);
  • 2-й компонент - работа над проектом (специально организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ).

Так учащимися 2-го класса был выполнен творческий проект «Малая картинная галерея». При работе по данной теме учащимся необходимо было выяснить: что такое картинная галерея, чем репродукция отличается от оригинала, где найти материал о жизни и деятельности художников, как описать изображенное на картине. При выполнении работы над проектом учащиеся учились отбирать материал о творчестве русских художников, познакомились с приемами описания репродукций

В проект вошли: краткое описание жизни и творчества русских художников, тексты описания картин, репродукции. Проект был представлен в виде экскурсии по выставочному залу для учащихся.

Учащиеся выступили в роли экскурсоводов и познакомили гостей с репродукциями и творчеством русских художников.

Данные проекты способствовали развитию художественно- эстетического мышления младших школьников, формированию навыков работы в малых группах, навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, самоопределению учащихся в глазах сверстников и родителей.

Творческий характер проектной деятельности учащихся определяет гуманизацию учебного процесса через усиление творческих, нравственных, социальных основ, что способствует развитию личности младшего школьника.

На втором году обучения творческий потенциал класса возрос. Формированию данных качеств способствовали: возрастающий интерес учащихся к учебной и творческой деятельности, повышение любознательности, стремление применить полученные знания на практике, продемонстрировать свои достижения. На данный период 65% учащихся умеют самостоятельно спланировать работу, аргументируют свой выбор -64%, умеют применить ЗУН при самостоятельном выполнении работы – 84% учащихся, проводят самооценку и самоанализ – 74% ребят данного класса.

Творческая проектная деятельность способствует решению воспитательных задач и формированию коммуникативной компетентности.

Учащиеся 2-го класса умеют общаться. Лояльно относятся к замечаниям и предложениям, работают в атмосфере дружелюбия и согласия, отмечают теплоту взаимоотношений.
В работе учащиеся используют следующие способы контроля: умение работать в группе; доказывать свое мнение; представлять результат; проверять гипотезу; выделять главное. Преобладает адекватная самооценка у 77% учащихся.

Данные результаты позволяют сделать вывод, что проектная деятельность положительно влияет на развитие личностных качеств учащихся, способствует самореализации личности, формированию коммуникативных, творческих, нравственных качеств личности ученика.

Проектная деятельность предоставляет возможность учителю в выборе наиболее продуктивных форм работы, способствующих формированию самостоятельности учащихся в выборе темы и средств выполнения; приемов работы, помогающих раскрытию внутренней духовности, творческого потенциала учащихся.
Творческие проекты разрабатываются на основе изучения предшествующих работ по данной теме, проблеме. Следовательно, необходимо восстанавливать этапы возникновения, построения, развития объекта, что влечет за собой цепь размышлений, изобретений. Вырабатывает терпеливость, умение построения и чтения технологических карт.
Это предполагает использование дополнительной технической и исторической литературы, поиск экспонатов, произведений изобразительного искусства.

Одновременно с методом творческих проектов используется метод дизайн – анализа, который позволяет дать ответы на вопросы:
- Почему данное изделие имеет такую форму?
- Почему используется этот, а не иной материал?

Помогает понять свойства материала, форму изделия, композицию, цветовую гамму, выделить общие и отличительные свойства, качества изделия.
На четвертом году обучения можно активно использовать метод мозговой атаки. Этот метод приводит к интеллектуальному взрыву, способствует развитию анализа и синтеза, проведению экспертной оценки, умению дискутировать, отстаивать свою точку зрения.

Оправдывает себя и метод информационной поддержки. Учащимся, затрудняющимся в выборе темы и объекта проектной работы, предлагается для выбора банк идей (тем и объектов работы), банк технологий изготовления (готовые схемы, технологические карты, чертежи, описания изделия и последовательности его изготовления, таблицы), литература по теме, оказывается помощь в оформлении, использование информационных технологий и др. технических средств обучения.

Активно используются все формы индивидуальной и групповой работы. Методы группового решения творческих проектных задач могут быть обогащены методами коллективного стимулирования творческого поиска (метод мозгового штурма, методы анализа). Наивысшим стимулом к работе являются конкурсы творческих проектов, на которых учащиеся не только представляют выполненные проекты, но и защищают их.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены