РАЗРАБОТКИ
|
Почитание женских божеств в национальной литературе и мифологииАннотация. Я живу в необыкновенном крае, название которого звучит очень красиво – Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями - ханты-манси. Каждая травинка, каждое животное имеют особое значение. Каждый человек, рожденный в этом крае, должен знать историю, праздники и традиции своего народа. Мне захотелось узнать больше о культуре своего народа, после прочтения нескольких строк « Языческой поэмы» Ювана Шесталова, тогда еще мне совсем незнакомого. Было мне тогда не так много лет, я знала, что живу в Югре, но для меня это слово еще ничего не значило. Особое впечатление произвел на меня сборник с таинственным названием « Языческая поэма». Я полистала его и прочла несколько строк… «Земля моя! Твои олени щиплют сочный ягель, черные соболи резвятся на ветвях, мудрецами древними глядят на мир кедры, реки полноводные играют серебряными струнами, юркие рыбы в них пляшут, а в синем небе белый-белый лебедь трубит. Для себя я отметила: «С какой любовью говорит неведомый мне писатель Юван Шесталов о нашей Земле – его и моей…» Подсознательно начал складываться дивный образ Югры., но я никак не соотносила его с землей, на которой живу, и людьми, которых встречаю, пока однажды не посетила этнографический музей под открытым небом Актуальность темы исследования: в настоящее время «женская» тема привлекает изучением роли женщины в традиционном обществе, в котором существуют некие стандарты женского поведения, уходящие своими корнями в начало человеческой культуры и связанные с архетипом Великой Матери. В мифологических традициях практически всех народов мира сохранились указания на важную роль женщины в жизни древнего общества. В мифах женщинам приписывается изобретение ритуалов, обладание первыми священными предметами, использование магической силы и многое другое, что указывает на их былое и утраченное могущество. Гипотеза исследования - мифология и авторская литература являются источником для исследования традиционных верований, в которых важное место занимает почитание женских божеств, обычно, изучаемое в контексте с семейной обрядностью (рождение, смерть); более глубокое изучение женских божеств и духов в фольклоре и обрядовой практике. Объектом исследования является женский образ как отражение эволюции традиционного мировоззрения и этнической истории коренных народов . Предмет исследования - образы женских божеств и духов в фольклоре , в обрядовой и авторской практике хантов и манси. Цель: исследование образа женских божеств и духов хантов и манси по фольклорным источникам и обрядовой практике духовной культуры, отражающей эволюцию традиционного мировоззрения и своеобразие этнической истории. Методы и приёмы:
Первые сведения о женских божествах и духах, почитаемые народами Севера и Западной Сибири появлялись на страницах летописей, в трудах путешественников и исследователей Сибири начиная с XIV века. В книге «Белая Богиня», говорилось что женщина божественна, что её справедливо называют Великой Матерью богов [Грейвс, 2005: 89]. Для Р. Грейвса богиня вечна, называя её Великой, тем самым обозначил в пространстве культуры феномен изначальной Великой Матери, Великой Богини. В контексте древнейшего религиозного культа не существовало такого понятия, как отцовство. «Великая Богиня бессмертна, неизменна и всемогуща, богов-мужчин не было». Эта миролюбивая матриархальная культура была связана с землей, морем и культом Великой Богини-матери, которая выступала в роли верховного божества, запечатлённая в археологических памятниках в различных ипостасях и образах, а религиозно-обрядовая сфера находилась в руках женщин. Великие Богни-Матери были первыми божествами, созданными человечеством. Великая Богиня имела разные атрибуты, функции и образы. Среди них –Богиня-Змея, Богиня-Корова, Богиня-Птица. У народов ханты и манси, читаем мы в мифологии , существовала вера в первоначальное абстрактное божество, мир был наполнен духами злыми и добрыми, с которыми надо было иметь дело. В повседневной жизни человек постоянно ощущал их присутствие и зависимость от них. Их бесчисленное множество, они характеризуются как вредоносные человеку, что проявлялось в физическом уничтожении, пожирании людей. Это разные злые духи пурнэ, парнэ, лесные существа Мис-Нэ, мусорной кучи женщина Тапар-Пай-Ими. Их представляют злыми, имеющими раздраженный и часто агрессивный характер. Некоторые могут быть и добрыми, например: Мис-Нэ, она имеет облик в виде красивой женщины, может вступать в брак с понравившимися ей мужчинами и дарить им охотничье счастье, но навсегда отлучать от мира людей. Среди злых женских образов самая популярная Пор-Нэ (ср.х.), Её считают – чёртом, ведьмой, людоедкой, обжорой, глупой, неумелой, но физически сильной и выносливой женщиной огромного роста. Она неопрятно одета, одежда изорванная, вся в лохмотьях, лицо вечно грязное. Пор-Нэ всегда противопоставляется добрая Мось-Нэ. и смерти, хозяином, которого является Хинь-Ики (хант.), Куль-Отыр (манс.). В этой группе женские существа не многочисленны. Среди них наиболее яркие представления имеются о злом божестве женского пола, сеющей распри, болезни, опустошения, войны- это Тарнен-Ими ‘Богиня огня и войны’. На Сосьве почитается Хон-Торум-Эква ‘Дочь-Бога-Войны’. Но в основном информанты называли духов болезней иносказательно каши-муши вертот отыт ‘болезни насылающие некто’. Существовали семейные – домашние или личные духи-покровители хотынг тунх (хант.), пупыг (манс.), они принадлежат отдельному человеку или семье. Семейные духи выступают как всеобщие, например, Каттась-Ими, так и территориальные в образе земных богинь и духов, от которых зависит человеческая судьба и дальнейшее благополучие при правильном их почитании. К ним обращаются по случаю болезни, во время похорон, при создании новой семьи, рождении ребёнка, ухода в армию, с просьбами «дать детей» и т.д. Они имеются в каждой семье, ведущей традиционный образ жизни. Это духи-защитники головы членов семьи, поэтому одна семья может иметь несколько домашних духов. «Все в чуме, не включая баб и девок, имеют каждый своего болвана, а иногда три, коих каждодневно по обычаю своему тешат» –писал В. Зуев. Каждая женщина имеет тунх-ими ‘дух-женщину’ – изображение женского духа-охранителя семьи. Женщину – охранительницу изображали в виде круглого узла из множества платков со свисающими вниз кистями. Анализируя фольклорные тексты, мы заметили, что подобные легенды встречаются на всей территориях проживания хантов и манси. «Наиболее часто обращались к образу лягушки в Нижнем Приобье, культ которой был в этих местах чрезвычайно распространён. В этих местах, в святом сундуке, хранили изображение лягушки или её шкурки. Преподносили ей угощение перед началом промысловых сезонов и по праздникам» . Домашним духом повсеместно считается Най-Ангки ‘Огонь-Мать’. Почитание огня в культуре северных народов – явление очень устойчивое. Олицетворение огня в женском образе было закономерностью. Непочтительное отношение к себе огонь может наказать пожаром. Для задабривания ему приносили жертвы, причём очень часто. Не забывали про огонь и в тех случаях, когда жертвоприношение осуществлялось в честь какого-нибудь Традиционными становятся «Праздники Югорского искусства», основная цель праздника –спортивные соревнования, гонки на калданках (вид местной лодки). Перед соревнованиями пожилые люди поселения проводят обряд для Вит-Хон и Вит-Хон-Аги с жертвенным животным. Затем один из участников обряда заполняет посуду кровью жертвенного животного, берет посуду с едой, подарки, которые привозят участники праздника, заворачивают в них камни и выезжают с помощником (напарником) на середину реки. Пока первый мужчина делает семь кругов по солнцу, второй читает молитву Вит-Хон и Вит-Хон-Аги. В молитве просили оказать содействие людям во время проведения праздника, а также в летней путине для местных жителей (богатого улова рыбы). Совершив семь кругов, мужчины вставали и делали выкрики, чтоб услышали водяные боги. После этого выливали кровь в воду, спускали на воду приклады, семь кусочков еды и выливали спиртное из рюмки, причащались сами к трапезе. Затем возвращались к берегу . Они задабривали поселковое местное божество. К категории поселковых «местных» покровителей может относиться всеобщее божество, например: Каттась-Ими. Она является духом-покровителем и оказывает непосредственное каждодневное влияние на жизнь человека и имеет наибольшее «практическое» значение, за это ей воздаются постоянные культовые почести. Ее изображения помещают в определенном месте, там, где она «обитает», места считаются священными. Здесь совершаются жертвоприношения животным. Родственными узами либо происхождением она связана с небом и высшими божествами. В своей поэме Шесталов упоминает богинь, которые живут между небом и землёй. Солнце Хатт-Ими, Хотал-Эква ‘Солнце-Женщина’ Хатл-Най-Ангки ‘Солнце-Богиня-Мать’. Солнце относится к небесным божествам и связывается с женским началом. Лучи солнца, как и огонь, выступают в качестве сил, убивающих «нечисть», души мертвецов. Красный цвет Солнца символизирует предупреждение. Также почитаема богиня Каттась-Ими является обязательным персонажем медвежьих плясок. Её песня и танец исполняются всеми ханты и манси, где проходили и проходят медвежьи игрища. По мнению Т.А. Молданова - этноисследователя, «основная цель прихода божеств и духа на медвежьи игрища – оставить после себя «удачу приносящий танец», то есть они ведают изобилием, удачей. Ханты считают Каттась-Ими главным женским божеством. У неё есть ещё одно имя Каттась-Ангки, где ангки в переводе с хантыйского языка означает ‘мать’, «мать всех матерей», «мать света вообще», поэтому в кар тине мироустройства она помещена в стороне восходящего солнца, В песнях поётся эвиен китта неранг Каттащ, похинен китта неранг Каттащ, ‘своенравная Каттащ посылающая дочерей, своенравная Каттащ посылающая сыновей.’ Читая поэму Ювана Шесталова , представляю, как вхожу в жилое помещение, как «в большом доме вся деревня собралась. Люди сидят на скамейках, расставленных вдоль стен, на шкурах, на циновках, постеленных на пол. В дальнем углу «священный» стол. На нем сидит сама Медвежья голова. На красной скатерти, среди дорогого сукна и шелка сидит она. В ушах у нее серьги с драгоценными камнями, на груди бисер, на голове разноцветные ленты. Кушанья на этом столе дымятся». И медведя все мужчины, А в другой женской избе из берестяной коробочки с узорами хозяйка( богиня наших дней) вынимает связку высушенных сухожилий. Из них она будет делать нитки. Это нитки особые. Из оленя они… И стала я вспоминать: это не тот ли идол, которому поклонялись мой дед и прадед? Это не тот ли идол, который в давние времена наводил страх? И сердце мое трепетало, как рыбка в руках человека. Дорожку к ним сейчас манси стали забывать…Отчего всё это было? Разве мы в самом деле были другими? Прошелестел ветерок около уха, и чей-то глуховатый голос выплывал из тишины: А теперь...Просверлят землю до самой кремневой пещеры, в которой таится нефть. Потом опустят трубу в отверстие. И по той трубе, подгоняемая водой и газом нефть, как по лесенке, сама выскочит из-под земли. Но однажды, пишет автор, - я услышал плач…» Связь далекого прошлого и современности – смысл содержания творчества Шесталова Она взывает к читателю охранять красоту природы, беречь сказки и песни, “лелеять Медведя - Духа лесного”, заботиться о Великой Женщине – Матери, охранять реки и озера, каждую травку на земле, завещанную отцами. Таким образом, в результате проведенного исследования уста-
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены